ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-4568/2021 от 21.05.2021 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-4568/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе:

председательствующего судьи Носова Д.В.

при секретаре Гришукове О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге 21 мая 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Калужской области, министру образования и науки Калужской области ФИО1 о признании незаконным решения об отказе от взаимодействия с организатором добровольческой деятельности,

УСТАНОВИЛ:

22 апреля 2021 года административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования и науки Калужской области, министру образования и науки Калужской области ФИО1 о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения и формы ответа на предложение организатора добровольческой деятельности, указав, что оспариваемое решение на предложение к органу публичной власти о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности принято с нарушением срока, установленного порядком взаимодействия органов власти с организаторами добровольческой деятельности. Также административный истец считает, что административный ответчик допустил превышение предоставленных ему законом полномочий и использовал их вопреки законной цели, правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества в целом.

В порядке, предусмотренном ст. 46 КАС РФ, административный истец в ходе рассмотрения дела, уточнил требования, просил признать решение и.о. министра образования и науки Калужской области ФИО2 от 09 апреля 2021 года № 457 об отказе от взаимодействия с организатором добровольческой деятельности Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности» по проведению профориентационных мероприятий и реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, предусмотренных поручениями Президента РФ от 16 января 2019 года № Пр-38ГС незаконным.

Административный истец, извещавшийся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Калужской области по доверенности ФИО3, считая требования необоснованными, просила отказать в их удовлетворении.

Административный ответчик министр образования и науки Калужской области ФИО1, извещавшийся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии с требованием ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст. 33 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 28 ноября 2018 года 3 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности. Добровольческими (волонтерскими) организациями» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при разработке порядков, указанных в подпункте 3 пункта 3 и подпункте 2 пункта 4 статьи 17.3 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», учитывать положения порядков, разработанных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления.

Постановлением Правительства Калужской области от 11 марта 2020 года № 173 утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Калужской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

В соответствии с подп. 4.1 и 4.2 п. 4 данного Порядка орган государственной власти, государственное учреждение по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: принятии предложения или об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

В соответствии с п. 8 Порядка орган исполнительной власти, государственное учреждение информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.

Как следует из материалов дела, предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и запрос порядка взаимодействия от 28 марта 2021 года № 14001 направлено административным истцом на электронный адрес Министерства образования и науки Калужской области 28 марта 2021 года в 19.25 час., зарегистрировано административным ответчиком 29 марта 2021 года, т.е. в первый рабочий день после его получения.

По результатам рассмотрения предложения приказом и.о. министра образования и науки Калужской области ФИО2 от 09 апреля 2021 года № 457 принято решение об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения; указано на несоответствие предложения и содержащейся в нем информации положениям п. 3 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 11 марта 2020 года № 173, а также несоответствие видов работ (услуг), предлагаемых к осуществлению организатором добровольческой деятельности, целям, предусмотренным п. 1 ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Согласно абз. 2 п. 1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 11 марта 2020 года № 173 вопросы взаимодействия государственных учреждений с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями настоящий Порядок регулирует в отношении видов деятельности, включенных в Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1425.

Согласно перечню видов деятельности взаимодействие органов власти с организациями добровольческой деятельности осуществляется в следующих сферах: содействия в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь; содействия в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; содействия в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; содействия в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

16 апреля 2021 года Министерством образования и науки Калужской области дан ответ на электронный адрес административного истца <данные изъяты> в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет в соответствии со способом направления в министерство предложения о намерении.

Из содержания данного ответа следует, что предложение о намерении содержит информацию, не предусмотренную Порядком взаимодействия (стр.1-20, абзацы первый-второй, восьмой-десятый стр.21, абзацы первый-второй стр. 22, абзацы пятый-четырнадцатый стр. 24, абзацы первый-третий стр. 25, абзацы первый, второй, девятый, десятый стр.27, абзац пятый стр.28, стр. 29-33 Предложения о намерениях); в части описания условий оказания видов работ (услуг) предложение о намерении в абзаце третьем стр.21, абзаце девятом стр.22, абзаце шестом стр.23 содержит различную по составу информацию о предполагаемой Организатором добровольческой деятельности целевой аудитории; кроме того, предлагаемые к осуществлению Организатором добровольческой деятельности виды работ (услуг) не соответствуют целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а именно: «...вебинар посвящен основным правилам работы на благотворительной платформе урфинграм для специалистов и должностных лиц; работающих с целевыми группами населения». Также обращено внимание, что указанные в абзаце девятом стр. 22, абзаце шестом стр. 23, абзацах втором-четвертом, частично пятом, шестом, седьмом стр. 26 Предложения о намерении целевые аудитории, которые Организатор добровольческой деятельности планирует привлечь к участию в вебинаре при содействии министерства, не относятся к компетенции министерства, в связи с чем рекомендовано организатору добровольческой деятельности обратиться с Предложением о намерении в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Мотивированных доводов, по которым административный истец считает, что оспариваемое решение принято с превышением предоставленных административным ответчикам полномочий, не приведено; доказательств в их обоснование в материалы дела не представлено.

Таким образом, обращение административного истца рассмотрено в установленные законом сроки и порядке, в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации и его должностных лиц.

Не усматривая нарушений прав и свобод заявителя со стороны административных ответчиков, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Калужской области, министру образования и науки Калужской области ФИО1 о признании незаконным решения об отказе от взаимодействия с организатором добровольческой деятельности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.

Председательствующий: Д.В. Носов

В окончательной форме решение принято 26 мая 2021 года.