Дело № 2а- 1-456/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,
с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2,
при секретаре Засыпкине И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске административное дело по административному исковому заявлению Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения г. Вольска» к главному государственному инспектору Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным предписания,
установил:
Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр занятости населения г. Вольска» обратилось в суд с административным исковым заявлением к главному государственному инспектору Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 о признании незаконным предписания, указав, что 21.02.2018 года главным государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 в адрес Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения г. Вольска» было вынесено предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений: 1) приемка законченного строительством объекта сети газораспределения, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, осуществлена приемочной комиссией не в полном составе и без участия представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности, что подтверждается копией акта приемки законченного строительством объекта б/н от 03.07.2012 года- нарушены требования п.93 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870; п. 5.1.1 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация»; 2) отсутствует документальное подтверждение соответствия построенной сети газопотребления, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, установленным настоящим регламентом и иными техническими регламентами, а именно: акт приемки законченного строительством объекта (сети газопотребления) не подписан членом приемочной комиссии- представителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности- п.98 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870.
Полагает данное предписание неправомерным и необоснованным.
Так, согласно ст. 93 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870, приемочная комиссия создается застройщиком. При приемке в 2012 году законченного строительством объекта газораспределительной системы газоснабжения нежилого помещения по адресу: <адрес>, заказчиком -застройщиком Государственным учреждением Центр занятости населения Воскресенского района ( далее по тексту- ГУ ЦЗН) в состав комиссии по приемке сетей газораспределения и газопотребления были включены три человека: председатель комиссии- председатель заказчика директор ГУ ЦЗН, члены комиссии: представитель проектной организации- заместитель управляющего по ПД треста «Вольскмежрайгаз», представитель эксплуатационной организации- заместитель генерального директора -главный инженер ОАО «Саратовоблгаз»; представитель государственного технического надзора в состав комиссии не был включен.
Приемочная комиссия решила: строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002; предъявленный к приемке объект считать принятым заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией.
Акт приемочной комиссией подписан всеми включенными в её состав членами 03.07.2012 года.
При формировании приемочной комиссии ГУ ЦЗН руководствовались Строительными нормами и правилами Российской Федерации Газораспределительные системы СНиП 42-01-2002, в редакции, действовавшей в 2012 году, и Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 года. №9 (ПБ 12-529-03).
Так, в соответствии с п.10.1.4 СНиП 42-01-2002 акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы подписывают представители генерального подрядчика, проектной организации, эксплуатационной организации и Госгортехнадзора России.
Представитель органов Госгортехнадзора России включаются в состав приемочной комиссии при приемке объектов, подконтрольных этим органам.
В силу п.3.3.40 ПБ 12-529-03 приемка в эксплуатацию газопроводов низкого давления (подземных протяженностью до 200 метров и надземных протяженностью до 500 метров) может осуществляться без участия представителя территориального органа Госгортехнадзора России.
В связи с чем в состав приемочной комиссии в данном случае мог быть не включен представитель территориального органа Госгортехнадзора России.
Согласно п.99 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870, полномочия приемочной комиссии прекращаются с момента подписания акта приемки. Приемочная комиссия прекратила свои полномочия 03.07.2012 года.
18.11.2015 года ГУ ЦЗН прекратило свою деятельность в результате реорганизации путем присоединения к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения г. Вольска». Обязательств формирования приемочной комиссии законченного строительством объекта газоснабжения не имелось, поскольку данный объект был введен в эксплуатацию и эксплуатировался в течение более трех лет. С эксплуатационной организацией ОАО «Саратовоблгаз» был заключен договор на техническое обслуживание газопровода и газоиспользующего оборудования.
Просит признать предписание № П-А-321/15-14 от 21.02.2018 года, выданное главным государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3, незаконным.
В ходе рассмотрения дела административным истцом были изменены основания административного иска, административный истец просил признать указанное выше предписание незаконным в виду его неисполнимости, поскольку полномочия приемочной комиссии по приемке объекта прекращены 03.07.2012 года, объект находится в эксплуатации.
Представитель административного истца ФИО4 заявленные требования поддержал, дал суду объяснения, аналогичные выше изложенному в иске, также пояснил, что предписание должно содержать законные требования, которые должны быть реально исполнимы. Из предписания должно следовать какие определенные действия следует произвести для его исполнения. В данном случае не было понятно как исполнять предписание. Подписание в ходе рассмотрения настоящего дела представителем Ростехнадзора акта приемки объекта в эксплуатацию от 2012 года не должно расцениваться как исполнение предписания. Административный истец никаких действий для исполнения предписания не сделал, все действия были совершены должностным лицом- административным ответчиком.
Представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал, суду пояснил, что ими в ходе рассмотрения дела были предприняты меры для заключения с административными ответчиками соглашения о примирении, однако, административный ответчик- государственный инспектор отказался от его подписания, ссылаясь на отсутствие определенных полномочий в доверенности. Ранее представитель также пояснял, что объект до того, как в отношении него было вынесено предписание, эксплуатировался в течение 6 лет.
Административный ответчик главный государственный инспектор Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании заявленные требования полагал не подлежащими удовлетворению, вынесенное им предписание законным, объект газораспределительной системы полагал непринятым в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Административный ответчик Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, третье лицо Балаковский территориальный отдел Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений на административный иск суду не представили.
Выслушав объяснения представителей административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права. свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Часть вторая названной статьи устанавливает обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту- Ростехнадзор) № 321-РП/СО от 24.01.2018 года была проведена плановая выездная проверка в отношении казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Вольска» (далее по тексту- ГКУ СО «ЦЗН г. Вольска»), с целью осуществления контроля (надзора) за соблюдением требований «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года №870, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении, повышении энергетической эффективности (т.1, л.д.99-101).
Положением «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 401, предусмотрено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет, в том числе, контроль (надзор)
за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности (п.5.3.1.20 Положения).
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании" органы государственного контроля (надзора) вправе, в том числе, выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
Согласно акту проверки ГКУ СО «ЦЗН города Вольска» № А-321/15-30 от 21.02.2018 года (л.д.93-96) выявлены нарушения обязательных требований. В адрес ГКУ СО «ЦЗН города Вольска» было выдано предписание № П-А-321/15-14 от 21.02.2018 года об устранении до 20.05.2018 года нарушений: 1) приемка законченного строительством объекта сети газораспределения, расположенной по адресу: <...>, осуществлена приемочной комиссией не в полном составе и без участия представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности, что подтверждается копией акта приемки законченного строительством объекта б/н от 03.07.2012 года- нарушены требования п.93 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870; п. 5.1.1 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация»; 2) отсутствует документальное подтверждение соответствия построенной сети газопотребления, расположенной по адресу: <...>, установленным настоящим регламентом и иными техническими регламентами, а именно: акт приемки законченного строительством объекта (сети газопотребления) не подписан членом приемочной комиссии- представителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности- п.98 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870.
Из материалов дела следует, что акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, расположенного по адресу: <...>, подписан приемочной комиссией 03.07.2012 года в составе председателя комиссии - представителя заказчика, директора ГУ ЦЗН Воскресенского района, членов комиссии: заместителя управляющего по ПД треста «Вольскмежрайгаз», заместителя генерального директора-главного инженера ОАО «Саратовоблгаз» (л.д.26). Представитель Гостехнадзора России при приемке указанного объекта отсутствовал.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании" техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ст. 4 указанного закона).
Согласно п. 93 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года №870, приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее - приемочная комиссия), в состав которой входят представители: а) застройщика; б) строительной организации; в) проектной организации; г) эксплуатационной организации; д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации); е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
В соответствии с п.98 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления» документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.
Согласно п. 1.1.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 года №9, действовавших на дату приемки объекта газораспределительной системы газоснабжения, настоящие Правила устанавливают специальные требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, монтажу, реконструкции и эксплуатации систем газораспределения и газопотребления природными газами, используемыми в качестве топлива, а также к применяемому в этих системах оборудованию (техническим устройствам).
Согласно п. 3.3.40 Правил приемка в эксплуатацию газопроводов низкого давления (подземных протяженностью до 200 м и надземных протяженностью до 500 м) может осуществляться без участия представителя территориального органа Госгортехнадзора России.
Правила не распространяются: на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС); на технологические (внутриплощадочные) газопроводы и газовое оборудование металлургических производств; на магистральные газопроводы и газопроводы-отводы с давлением газа свыше 1,2 МПа; на технологические (внутриплощадочные) газопроводы и газовое оборудование химических, нефтехимических, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих производств, использующих природный газ в качестве сырья; на технологические (внутриплощадочные) газопроводы и газовое оборудование газодобывающих производств; объекты хранения, транспортирования и использования сжиженных углеводородных газов (пропан - бутан); передвижные газоиспользующие установки, а также газовое оборудование автомобильного, железнодорожного транспорта, летательных аппаратов, речных и морских судов; специальное газовое и газоиспользующее оборудование военного назначения; экспериментальные газопроводы и опытные образцы газового оборудования; установки, использующие энергию взрыва газовоздушных смесей или предназначенные для получения защитных газов; внутренние газопроводы и газовое оборудование производственных, административных, общественных и бытовых зданий, где газ используется для пищеприготовления или лабораторных целей; системы автономного отопления и горячего водоснабжения административных, общественных и бытовых зданий с котлами и теплогенераторами, без выработки тепловой энергии для производственных целей и (или) предоставления услуг при суммарной тепловой мощности установленного оборудования менее 100 кВт (п.1.1.5 Правил).
Из материалов дела следует, что объект газораспределительной системы газоснабжения нежилого помещения, расположенный по адресу: Саратовская область, р.п. Воскресенское, ул. Советская, д.5, состоит из наружного и внутреннего газопровода и котла отопительного мощностью 24 КВт. В связи с чем в соответствии с п.1.1.5 Правил не подпадает под объект, на который распространяются указанные выше Правила (ПБ-12-529-03).
В связи с чем суд полагает, что участие в приемочной комиссии представителя Гостехнадзора было необходимо.
Административный истец изменил основания исковых требований, утверждал, что предписание незаконно, поскольку не исполнимо, так как приемочная комиссия прекратила действие 03.07.2012 года.
В соответствии с п. 99 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления» полномочия приемочной комиссии прекращаются с момента подписания акта приемки.
Приемочной комиссией акт был подписан 03.07.2012 года.
Согласно разделу IX Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления» производится оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента; данным разделом установлен порядок и формы проведения оценки.
В виду того, что объект газораспределительной системы не был принят в эксплуатацию в установленном порядке (неполный состав комиссии), суд полагает, что необходимо выполнить все необходимые действия по принятию объекта вновь.
В судебном заседании представителями административного истца был приобщен акт приемки объекта газораспределительной системы от 03.07.2012 года, подписанный представителем Росгортехнадзора 21.05.2018 года.
В виду изложенного суд полагает, что утверждение административного истца о незаконности предписания в виду неисполнимости несостоятельно.
В связи с изложенным в удовлетворении заявленных требований следует отказать полностью.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения <адрес>» к главному государственному инспектору Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным предписания отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.
Судья М.Н. Маштакова