ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-476/2020ГОДА400008-01-2020-000713-92 от 14.08.2020 Жуковского районного суда (Калужская область)

Дело №2а-1-476/2020 года 40RS0008-01-2020-000713-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Сидоренковой Н.А.,

при секретаре Фоминой А.А.,

с участием представителя административного истца Щедроткина Е.В.,

представителя административного ответчика Шкодова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда

14 августа 2020 года

административное дело по административному иску Алексеева В. А. к администрации муниципального района «Жуковский район», главе администрации муниципального района «Жуковский район» Суярко А. В. о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

16 июня 2020 года Алексеев В.А. (далее по тексту административный истец) обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района «Жуковский район», главе администрации муниципального района «Жуковский район» Суярко А.В. (далее по тексту административные ответчики) о признании незаконным решения органа местного самоуправления, указав следующее. 20 февраля 2020 года он обратился в администрацию муниципального района «Жуковский район» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в целях образования земельного участка проектной площадью 3000 кв.м. путем объединения находящихся в государственной собственности и у него в аренде земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами <НОМЕР ИЗЪЯТ>53, <НОМЕР ИЗЪЯТ>54 каждый площадью 1500 кв.м. с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, имеющие адрес: Калужская область, Жуковский район, д. <АДРЕС>. Письмом администрации муниципального района «Жуковский район» от 20 марта 2020 года № 04-10/1322 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на пункт 11 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73, поскольку объединение вышеуказанных земельных участков невозможно, так как это повлечет существенные изменения условий договоров аренды, заключенных по результатам проведения торгов. Считает, отказ административного ответчика не соответствующим положениям пункта 4 статьи 11.8, пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, создающим препятствия к реализации его законных интересов, заключающихся в объединении арендуемых им земельных участков. Просил признать незаконным содержащееся в письме администрации муниципального района «Жуковский район» от 20 марта 2020 года № 04-10/1322 решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в целях образования земельного участка проектной площадью 3000 кв.м. путем объединения находящихся в государственной собственности земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами <НОМЕР ИЗЪЯТ>53, <НОМЕР ИЗЪЯТ>54, имеющих адрес: Калужская область, Жуковский район, д. <АДРЕС>.

В судебное заседание административный истец Алексеев В.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель административного истца Щедроткин Е.В. заявленные исковые требования поддержал, суду дал объяснения аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Шкодов П.В. иск не признал по основаниям и доводам, изложенным в письме администрации муниципального района «Жуковский район» от 20 марта 2020 года № 04-10/1322. Дополнительно суду пояснил, что решением Обнинского городского суда Калужской области от 05 августа 2020 года договоры аренды спорных земельных участков расторгнуты. Просил в иске отказать.

Административный ответчик глава администрации муниципального района «Жуковский район» Суярко А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения село совхоз «Победа» Жуковского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из системного толкования положений статьи 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия решений, действий (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок обращения с настоящим административным иском административным истцом не пропущен.

Из материалов дела следует. Алексееву В.А. на основании договоров аренды земельного участка № 930 и № 931 от 22 августа 2017 года в соответствии с протоколом № 2 об итогах проведения аукциона (лот № 1 и № 2) от 07 августа 2017 года предоставлены в аренду находящиеся в государственной собственности земельные участки из земель населенных пунктом площадью 1500 кв.м. каждый с кадастровыми номерами <НОМЕР ИЗЪЯТ>53, <НОМЕР ИЗЪЯТ>54, расположенные по адресу: Калужская область, Жуковский район, д. <АДРЕС>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, срок аренды с 22 августа 2017 года по 22 августа 2037 года.

С целью объединения вышеуказанных земельных участков 20 февраля 2020 года административный истец обратился в администрацию муниципального района «Жуковский район» с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой предполагается образовать земельный участок проектной площадью 3000 кв.м.

Письмом администрации муниципального района «Жуковский район» от 20 марта 2020 года № 04-10/1322 в удовлетворении заявления отказано по основанию, предусмотренному пунктом 11 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», поскольку объединение спорных земельных участков повлечет существенные изменения условий договоров аренды, заключенных по результатам проведения торгов.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В силу статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Момент прекращения существования смежных участков определяется по правилам пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.

В соответствии со статьей 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами (пункт 1).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается, в том числе на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 8).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона (пункт 11).

Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (пункт 15).

Из указанных норм права следует, что на образованный путем объединения земельных участков земельный участок прежние договоры аренды не распространяются.

В данном конкретном случае объединение спорных земельных участков является их преобразованием, поскольку приводит к образованию нового земельного участка с другим кадастровым номером.

В соответствии с частью 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Согласно части 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Суд считает, что утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой предполагается образовать земельный участок проектной площадью 3000 кв.м., повлечет существенные изменения условий договоров аренды, поскольку условия договоров аренды земельных участков, определяющие их площадь, местоположение, арендную плату, имеют существенное значение. Суд также считает, что в данном случае изменялся бы и предмет аренды, поскольку в соответствии с условиями договоров аренды в аренду передавались земельные участки, имеющие индивидуальные характеристики, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения органа местного самоуправления требованиям закона, поскольку в данном случае имело бы место существенное изменение предмета аренды.

Доводы административного истца и его представителя выводы суда не опровергают.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Алексееву В. А. в иске к администрации муниципального района «Жуковский район», главе администрации муниципального района «Жуковский район» Суярко А. В. о признании незаконным решения органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья -подпись- Н.А. Сидоренкова