ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-4798/2022 от 30.09.2022 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-4798/2022

Решение

Именем Российской Федерации

30 сентября 2022 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Дроздовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Юнг К.С.,

с участием заинтересованного лица МКП «Энгельсгорсвет» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «СМ» к комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным распоряжения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СМ» (далее по тексту – ООО «СМ») обратилось в суд с административным исковым заявлением к комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области) о признании незаконным распоряжения.

В обоснование требований административный истец указывает, между ООО «СМ» и муниципальным казенным предприятием «Энгельсгорсвет муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» (далее по тексту – МКП «Энгельсгорсвет») ведутся переговоры о заключении договора на ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление во временное пользование доступа к опорам уличного освещения (электропередачи), принадлежащих МКП «Энгельсгорсвет», в целях размещения на них волоконно-оптической линии связи. Цена договора составляет 328 руб. 64 коп. за 1 опору в месяц. Цена договора установлена на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного административным ответчиком. С указанной ценой административный истец не согласен, полагает ее завышенной. Опоры уличного освещения, владельцем которого являются МКП «Энгельсгорсвет», являются единственными объектами инфраструктуры, посредством которых ООО «СМ» имеет возможность построить сеть связи для предоставления своих услуг населению по действующему договору. Никакой альтернативы не существует. Административный истец указывает, в заданных границах МКП «Энгельсгорсвет» является монополистом в предоставлении услуг доступа к инфраструктуре для целей размещения сетей электросвязи. МКП «Энгельсгорсвет» в рамках обычной своей деятельности не относится к субъектам естественной монополии, поскольку не осуществляет соответствующих видов деятельности, предусмотренных ст. 4 Закона о естественных монополиях. Между тем, вступая в правоотношения с ООО «СМ» по предоставлению опор уличного освещения для строительства линии связи, МКП «Энгельсгорсвет» участвует в строительстве объекта связи, а значит участвует в осуществлении деятельности в рамках ст. 4 Закона о естественных монополиях – услуги общедоступной электросвязи

С учетом вышеизложенного, административный истец просит признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, принятое Комитетом ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в части стоимости аренды одного места на опоре линии электропередачи для размещения устройства крепления волоконно-оптического кабеля по улицам г. Энгельса в размере 328 руб. 64 коп. за одно место на опоре в месяц.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица МКП «Энгельсгорсвет» ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст.ст. 150, 151 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица МКП «Энгельсгорсвет», исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, между ООО «СМ» и МКП «Энгельсгорсвет» ведутся переговоры о заключении договора на ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление во временное пользование доступа к опорам уличного освещения (электропередачи), принадлежащих МКП «Энгельсгорсвет», в целях размещения на них волоконно-оптической линии связи.

Цена договора составляет 328 руб. 64 коп. за 1 опору в месяц.

Цена договора установлена в соответствии с распоряжением Комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно указанного документа установлены тарифы на услуги (работы), предоставляемые МКП «Энгельсгорсвет», а именно стоимость аренды одного места на опоре линии электропередач для размещения устройства крепления волоконно-оптического кабеля по улицам г. Энгельса составляет 328 руб. 64 коп.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральным законами.

Приказом комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок установления и изменения тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий Энгельсского муниципального района и муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Согласно п.п. 3.1, 3.2 порядка установления и изменения тарифов тарифы на услуги (работы) устанавливаются (изменяются) на основании предложений руководителей муниципальных организаций. Предложение муниципальная организация направляет в адрес комитета в форме заключения независимой экспертизы в отношении экономической обоснованности предлагаемого тарифа на услуги (работы), либо в форме заявки, содержащей необходимы расчеты.

Приказом комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы на услуги (работы), предоставляемые МКП «Энгельсгорсвет». Согласно приложению, в том числе аренда одного места на опоре линии электропередач для размещения устройства крепления волоконно-оптического кабеля по улицам г. Энгельса составляет 307 руб. 94 коп. в месяц.ДД.ММ.ГГГГ МКП «Энгельсгорсвет» направило в адрес комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района письмо с предложением внести изменение в приложение к приказу от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на услуги (работы) муниципальных организаций Энгельсского муниципального района и муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области», а именно установить стоимость для размещения устройства крепления волоконно-оптического кабеля по улицам г. Энгельса в размере 328 руб. 64 коп. Указанная стоимость была определена на основании отчета, выполненного ООО «Оценка-64».

Таким образом, экономическая обоснованность стоимости аренды одного места на одной опоре определена отчетом об оценке , в связи с чем распоряжением комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы на услуги (работы) предоставляемые МКП «Энгельсгорсвет» согласно приложению, в том числе аренда одного места на опоре линии электропередач для размещения устройства крепления волоконно-оптического кабеля по улицам г. Энгельса составляет 328 руб. 64 коп.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, административный истец указывает, что МКП «Энгельсгорсвет» является монополистом в предоставлении услуг доступа к инфраструктуре для целей размещения сетей электросвязи. Вступая в правоотношения с ООО «СМ» по предоставлению опор уличного освещения для строительства линии связи, МКП «Энгельсгорсвет» участвует в строительстве объекта связи, а значит участвует в осуществлении деятельности в рамках ст. 4 Закона о естественных монополиях – услуги общедоступной электросвязи.

Согласно абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с абз. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Как следует из материалов дела, МКП «Энгельсгорсвет» на праве оперативного управления владеет на территории г. Энгельса Саратовской области воздушными линиями уличного освещения и оказывает услуги по предоставлению мест на опорах линий электропередач наружного освещения для размещения волоконно-оптического кабеля.

Между тем, помимо опор линий электропередач, принадлежащих на праве собственности Энгельсскому муниципальному району, и переданных в оперативное правление МКП «Энгельсгорсвет» на территории г. Энгельса, имеются опоры, принадлежащие иным хозяйствующим субъектам, в том числе АО «Облкоммунэнерго», ПАО «Ростелеком».

Таким образом, на территории г. Энгельса и Энгельсского района Саратовской области находятся другие хозяйствующие субъекты, которые предоставляют в аренду места на опорах уличного освещения для размещения на них волоконно-оптического кабеля, что свидетельствует о наличии конкуренции в указанной сфере хозяйственной деятельности.

Также в обоснование заявленных требований административный истец указывает, что к правоотношениям между ООО «СМ» и МКП «Энгельсгорсвет» применимы положения Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 1284 (далее по тексту – Правила № 1284)

Согласно п. 1 указанных Правил № 1284 настоящие Правила определяют условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи.

Под владельцем инфраструктуры согласно п. 2 Правил № 1284 понимается субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.

В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Таким образом, требования, закрепленные в Правилах № 1284, распространяются только на владельцев инфраструктуры, которые являются хозяйствующими субъектами - субъектами естественной монополии, то есть на хозяйствующих субъектов, занятых производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Между тем судом установлено, что МПК «Энгельсгорсвет» не является субъектом естественной монополии.

На основании изложенного суд находит распоряжение Комитетом ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в части стоимости аренды одного места на опоре линии электропередачи для размещения устройства крепления волоконно-оптического кабеля по улицам г. Энгельса в размере 328 руб. 64 коп. за одно место на опоре в месяц законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы административного истца, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления, следует отказать.

Руководствуясь статями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «СМ», ИНН , к комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, ИНН , о признании незаконным распоряжения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Энгельсский районный суд Саратовской области.

Председательствующий: подпись.

Верно.

Судья Н.А. Дроздова

Секретарь К.С. Юнг