ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-4901/18 от 31.07.2018 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело №2а-1-4901/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,

при секретаре П.О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге ДД.ММ.ГГГГ административное дело по административному исковому заявлению Ш.А.В. к Городской Управе города Калуги, Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГШ.А.В., впоследствии уточнив требования, обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 2913 кв.м. по адресу: <адрес>, для ведения огородничества, обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав, путем повторного рассмотрения ее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка.

В обоснование административного иска указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 2913 кв.м. по адресу: <адрес>, для ведения огородничества. Однако в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка было отказано по мотиву того, что на испрашиваемом земельном участке произрастают деревья породы «береза», а также в связи с тем, что ТОС «Территориальная община «Крутицы» против выделения земельных участков в данном районе, в связи с тем, что данная территория используется жителями д.Крутицы для отдыха.

Считает обжалуемый ответ незаконным и нарушающим ее права, поскольку решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка не содержит мотивированных оснований данного отказа, принято с нарушением положений закона.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ТОС «территориальная община «Крутицы».

Административный истец Ш.А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, ее представитель по доверенности К.Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель административных ответчиков Городской Управы г. Калуги и Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Ж.Е.Ю. иск не признала, указав, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка действительно принят с учетом мнения жителей д.Крутицы, которые используют земельный участок в качестве места отдыха, следят за сохранностью каждого произрастающего на данной территории дерева.

Представитель заинтересованного лица ТОС «Территориальная община «Крутицы» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежаще.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела , приходит к следующему.

В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи. В частности, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам (подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Порядок подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории регулируется ст. 11.10 ЗК РФ.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка (п.1).

В соответствии с п.2 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГШ.А.В. обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги с заявлением об утверждены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 2 913 кв.м. по адресу<адрес>, для огородничества.

Как следует из письма Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги от ДД.ММ.ГГГГ, Ш.А.В. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что согласно информации, полученной от управления по работе с населением на территориях, на испрашиваемом земельном участке произрастают деревья породы «береза», а также по тем основаниям, что ТОС «Территориальная община «Крутицы» против выделения земельных участков в данном районе, в связи с тем, что данная территория используется жителями д.Крутицы для отдыха.

Из пояснений представителя ответчиков, что также подтверждается письменными материалами дела и не оспаривалось представителем административного истца, следует, что ранее, а именно ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 1142 кв.м. на той же территории, также обращалась гражданка А.И.Л., которая впоследствии обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги с заявлением о прекращении рассмотрения ее обращения, однако до момента отказа от заявления Управлением была проведена работа по ее обращению.

Указанные доводы подтверждаются представленным в материалы дела ответом Управления по работе с населением на территориях от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя Городского Головы – начальника управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги, из содержания которого следует, что испрашиваемым земельный участок не огорожен и не обрабатывается, на нем действительно произрастают деревья породы «береза». На заседании Совета ТОС «Территориальная община «Крутицы» было принято решение об отказе в выделении вышеуказанного земельного участка А.И.Л., со слов председателя совета ТОС, данный участок используется жителями для отдыха.

Так, согласно протоколу заседания Совета территориального общественного самоуправления «Территориальная община «Крутицы» от ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание по вопросу выделения земельного участка А.И.Л. для огородничества в д.Крутицы, по результатам которого принято решение об отказе в выделении ей земельного участка для огородничества в д.Крутицы.

Данное решение ТОС «Территориальная община «Крутицы» учтено Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги, при отказе административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка.

Основные принципы земельного законодательства предусматривают в частности использование земли с учетом сочетания публичных и частных интересов; с учетом различного правового режима земель (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.

Согласно ч.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Согласно ч.8 ст.27 указанного Федерального закона Органы территориального общественного самоуправления: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; 4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Решением Городской Думы г.Калуги от 21 июня 2011 г. №131 утверждено Положение «О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Калуга».

В соответствии с п.7.1 указанного Положения органы местного самоуправления г. Калуги: учитывают в своих решениях мнение населения, проживающего в границах территории ТОС.

Согласно п.7.2 Положения органы ТОС вправе информировать органы местного самоуправления о мнениях граждан, высказанных на собраниях, конференциях граждан.

Согласно п.7.4 Положения Органы ТОС вправе органы местного самоуправления г. Калуги в своей работе с населением опираются на помощь ТОС, изучают их мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

Таким образом доводы административного истца о том, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок формируется на территориях общего пользования, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом того обстоятельства, что территория испрашиваемого земельного участка используется как место отдыха для граждан, на данной территории произрастают деревья, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый административным истцом отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов Ш.А.В.

Руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Ш.А.В. к Городской Управе города Калуги, Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) О.Е. Желтикова

Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья О.Е. Желтикова