ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-4/19 от 26.12.2018 Аркадакского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-4/2019

64RS0003-01-2018-000701-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2018 года г.Аркадак

Аркадакский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Конышевой И.Н.,

при секретаре Симакиной С.Н.,

с участием административного истца Тритенникова И.В., его представителя Фисенко Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тритенникова И.В. к территориальному обособленному рабочему месту Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области об оспаривании действий государственной власти,

установил:

Тритенников И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальному обособленному рабочему месту Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области об оспаривании действий государственной власти. В обоснование административного иска административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с хозяйственными пристройками и бытовыми сооружениями, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Согласно технического паспорта, изготовленного Аркадакским филиалом ГУП «Саратовское областное БТИ и оценки недвижимости» ДД.ММ.ГГГГ, инвентаризационная стоимость жилого дома составила <данные изъяты>. В последующем инвентаризация жилого дома не производилась, инвентаризационная стоимость дома не менялась. В мае 2018 года он обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц, но получил отказ, содержащийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичный ответ получил и от УФНС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец считает, что начисленный ему административным ответчиком налог на имущество физических лиц незаконный, поскольку кадастровый номер объекта налогообложения не соответствует государственной регистрации недвижимости и налоговая база определена неверно. В связи с чем обратился в суд, и просит признать отказ Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете имущественного налога на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, необоснованным и незаконным; обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Саратовской области произвести перерасчет налога на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , исходя из инвентаризационной стоимости в размере <данные изъяты> за 2015 год, 2016 год и 2017 год.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Средне-Волжского филиала Саратовского областного отделения.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил свои требования, просил признать отказ Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете имущественного налога на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, необоснованным и незаконным; обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Саратовской области произвести перерасчет налога на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером , исходя из <данные изъяты> доли в праве общей совместной собственности согласно инвентаризационной стоимости в размере <данные изъяты> за 2015 год, 2016 год и 2017 год.

В судебном заседании административный истец Тритенников И.В., его представитель Фисенко Л.И. на уточненных административных исковых требованиях настаивали, изложив обстоятельства, указанные в административном иске.

Представители административных ответчиков территориального обособленного рабочего места Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области, представители заинтересованных лиц Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Средне-Волжского филиала Саратовского областного отделения, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области суду представили возражения относительно удовлетворения административных исковых требований.

Заслушав объяснения административного истца, его представителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

К местным налогам и сборам относится, в том числе, налог на имущество физических лиц (ст.15 Налогового кодекса РФ).

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года была предусмотрена Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". С 01 января 2015 года данная обязанность определена в главе 32 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400 Налогового кодекса РФ).

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования жилой дом, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст.401 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ч.1 ст.402 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (ч.2 ст.402 Налогового кодекса РФ).

Законом Саратовской области от 25.10.2017 года № 81-ЗСО (вступившим в законную силу с 01.01.2018 года) установлена единая дата начала применения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2018 года.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст.404 Налогового кодекса РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (ч.1 ст.406 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с Порядком оценки строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Минстроя РФ от 04 апреля 1992 года № 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" обязанность по определению инвентаризационной стоимости возложена на местные бюро технической инвентаризации.

Согласно пункта 1.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, заказчиками работ по определению инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.

Исходя из пункта 1.3 Порядка исполнителями работ по определению инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.

Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет (пункт 1.4 Порядка).

В силу пункта 9.1 статьи 85 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей до 01 января 2015 года), органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 01 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 01 января текущего года.

В случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 части второй НК РФ). Возможности пересмотра (изменения) данных об инвентаризационной стоимости этой статьей не предусматривается. В силу закона определение инвентаризационной и кадастровой стоимости объектов недвижимости не входит в компетенцию налоговых органов.

Как установлено в судебном заседании, за Тритенниковым И.В. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером (свидетельство о государственной регистрации права серия ), расположенный по адресу: <адрес>.

Последние данные об инвентаризационной стоимости домовладения, принадлежащего административному истцу, поступили в установленном законом порядке (в электронном виде) от Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в ИФНС № 1 по Саратовской области до 1 марта 2013 года, инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, расположенного в <адрес>, составила на 01 января 2013 года <данные изъяты>.

Из названной инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, а также с учетом Приказов Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, определивших размер коэффициента-дефлятора, и Решений Совета муниципального образования г.Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ, установивших ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования г.Аркадак на 2015, 2016 и 2017 года, суд приходит к выводу, что налог на имущество административного истца Тритенникова И.В. за 2015 год, 2016 год и 2017 год налоговым органом исчислен правильно и сомнений не вызывает.

Довод административного истца о необходимости применения при исчислении налога на имущество физического лица за 2015 год, 2016 год и 2017 год инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, установленной при инвентаризации 11 февраля 2002 года ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» в размере <данные изъяты>, суд находит несостоятельным, поскольку он противоречит требованиям положений ч.2 ст.404 НК РФ, пункта 9.1 статьи 85 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей до 01 января 2015 года), Закона Саратовской области от 25.10.2017 года № 81-ЗСО.

Не может быть принята во внимание и ссылка административного истца на указание налоговым органом в налоговом уведомлении иного кадастрового номера жилого дома, нежели чем указано в свидетельстве о государственной регистрации его права на жилой дом, поскольку данное обстоятельство существенно не влияет на размер налога на имущество физического лица. Кроме того, сам административный истец не оспаривает, что по адресу в <адрес>, иного другого недвижимого имущества не имеется.

При указанных обстоятельствах, требование административного истца Тритенникова И.В. о признании необоснованным и незаконным отказа Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете имущественного налога на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, не подлежит удовлетворению.

Требование же обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Саратовской области произвести перерасчет налога на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в том числе и исходя из ? доли в праве общей совместной собственности согласно инвентаризационной стоимости в размере <данные изъяты> за 2015 год, 2016 год и 2017 год, является производным от первоначального требования, в удовлетворении которого судом отказано, ввиду чего также удовлетворению не подлежит.

Аналогичные требования были заявлены административным истцом к территориальному обособленному рабочему месту Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области, однако административный истец в иске не указал и в судебном заседании не пояснил в чем заключается нарушение его прав со стороны указанного административного ответчика, в связи с чем суд полагает, что заявленные требования к территориальному обособленному рабочему месту Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

Так как в удовлетворении требований административного истца отказано в полном объеме, то и судебные расходы не могут быть взысканы с ответчиков в пользу истца.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению и ходатайство административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области, и заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области об оставлении административного искового заявления без рассмотрения, поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, так как им не обжалован отказ Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области в перерасчете налога в вышестоящий орган в порядке ст.138 НК РФ.

Согласно статье 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии со статьей 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (пункт 1).

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).

Как установлено статьями 139 и 139.2 НК РФ, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В жалобе указываются: фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу; обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц; наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются; основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены; требования лица, подающего жалобу; способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Таким образом, приведенными выше нормами налогового законодательства установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих между налогоплательщиком и налоговыми органами, в том числе для обжалования действий (решений) налоговых органов.

Как следует из материалов дела, административный истец Тритенников И.В. одновременно обратился с заявлениями аналогичного содержания о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2015 – 2017 года в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области и в Управление Федеральной налоговой службы России по <адрес>, где его заявления были рассмотрены и ему было отказано в перерасчете налога и тем, и другим налоговым органом.

Принимая во внимание и учитывая, что Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области по отношению к Межрайонной ИФНС № 1 по Саратовской области является вышестоящим органом, то обжалование решения Межрайонной ИФНС № 1 по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете налога в данном случае, при наличии уже состоявшегося по этому же вопросу решения Управления ФНС России по Саратовской области, носило бы предопределяющий характер и теряло смысл.

При указанных обстоятельствах суд находит возможным признать, что административным истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку иное толкование норм материального и процессуального права привело бы к нарушению права административного истца на доступ к правосудию и длительное рассмотрение спора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Тритенникова И.В. к территориальному обособленному рабочему месту Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области об оспаривании действий государственной власти отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.Н.Конышева