ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-541/2022 от 23.08.2022 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

дело № 2а-1-541/2022

12RS003-02-2022-003015-50

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск 23 августа 2022 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Пронюшкиной М.Н.,

с участием старшего помощника Марийского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры Егошина М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры к Капустину Н.А. о понуждении снять с регистрационного учета маломерных судов, поставить на государственный учет в реестр плавучих объектов и предъявить для постановки на классификационный учет и прохождения освидетельствования несамоходное судно,

установил:

Марийский транспортный прокурор Приволжской транспортной прокуратурыобратился в суд с впоследствии уточненным административным иском к Капустину Н.А. о возложении обязанности снять с регистрационного учета маломерных судов, поставить на государственный учет в реестр плавучих объектов ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» и предъявить в Верхне-Волжский филиал ФАУ «Российский Речной Регистр» (ныне ФАУ «Российское Классификационное Общество») для постановки на классификационный учет и прохождения освидетельствования несамоходное судно «Понтон» с идентификационным номером 0327МЯ (длина судна 17,4 м, ширина 7,52 м, высота борта 1,3 м, валовая вместимость 36,06 рег. тонн).

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Марийской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности судоходства установлено, что в Центре ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл на учете с 15.09.2009 находится принадлежащее Капустину Н.А. несамоходное судно «Понтон», являющееся плавучим объектом. Несамоходные плавучие объекты не относятся к маломерным судам и должны быть поставлены на учет ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», предварительно пройдя освидетельствование и классификацию в ФАУ «Российский речной регистр» (ныне ФАУ «Российское Классификационное Общество»). Поскольку административный ответчик добровольно отказывается снять с учета спорный объект как маломерное судно и обратиться за постановкой на учет как плавучий объект, Марийский транспортный прокурор защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с изложенными требованиями, полагая нахождение несамоходного судна «Понтон» в реестре маломерных судов создающим угрозу безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, нарушающим, нарушающим права неопределенного круга лиц.

В суде представитель Марийского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры старший помощник Егошин М.С. заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Административный ответчик Капустин Н.А. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, его ходатайство об отложении судебного разбирательство отклонено, в представленных в суд возражениях на иск заявил о незаконности и необоснованности требований прокурора, ссылаясь на соблюдение требований закона при постановке на учет и эксплуатации принадлежащего ему самоходного судна.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», Верхне-Волжский филиал ФАУ «Российской Классификационное Общество» (ранее Верхне-Волжский филиал ФАУ «Российский речной регистр»), Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл представителей в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены. ФАУ «Российское Классификационное общество» Верхне-Волжский филиал ходатайствовало о проведении судебного разбирательства в отсутствие его представителя.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, представителей заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения представителя транспортной прокуратуры, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.

Согласно понятиям данным в статье 3 КВВТ РФ судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров, и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Плавучий объект - это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал.

В силу части 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно в реестре маломерных судов.

Согласно части 1 статьи 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.

Приказом МЧС России от 01.06.2021 № 355 утверждены Правила государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в пункте 2 которых обязанность по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях возложена на Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее подразделение ГИМС МЧС России).

Классификация и освидетельствование маломерных судов проводятся также уполномоченными подразделениями ГИМС (пункт 2 Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 132)

Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов утверждены приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» (ныне ФАУ «Российской Классификационное Общество») от 17.03.2017 № 35.

Судом установлено, что административный ответчик Капустин Н.А. является владельцем несамоходного судна «Понтон» 2009 года постройки с идентификационным номером 0327МЯ, имеющего следующие характеристики: длина судна 17,4 м, ширина 7,52 м, высота борта 1,3 м, валовая вместимость 36,06 рег. тонн.

Указанный объект с 15.09.2009 состоит на регистрационном учете в Центре ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл; владельцу выдан судовой билет.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» статьи 3, 16 КВВТ РФ дополнены понятием плавучего объекта, который подлежит учету в администрации бассейна внутренних водных путей, т.е. в данном случае в ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».

Согласно пункту 10 Правил учета плавучих объектов, утвержденных Приказом Минтранса России от 01.11.2017 № 470, с заявлением об учете плавучего объекта представляются, в том числе копии документов, подтверждающих права заявителя на плавучий объект (при наличии), копия свидетельства о соответствии плавучего объекта, выдаваемого организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование плавучих объектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов.

Требуя от административного ответчика снять принадлежащее ему несамоходное судно с регистрационного учета маломерных судов и поставить на учет в реестре плавучих объектов, транспортный прокурор ссылается на обращение к нему ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» о незаконности регистрации ряда плавучих объектов, в том числе с бортовым номером 03-27МЯ, в качестве маломерных судов (письмо от 10.02.2022 № 232)..

Однако вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ доказательства незаконности регистрации принадлежащего Капустину Н.А. несамоходного суда как маломерного и наличия предусмотренной законом обязанности судовладельца обратиться в уполномоченные органы за исключением спорного объекта из реестра маломерных судом и последующей постановкой на учете в реестре плавучих объектов суду не представлены.

Согласно статье 21 КВВТ РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно: 1) в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов; 2) которое погибло или пропало без вести; 3) которое конструктивно погибло; 4) которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; 5) в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна; 6) которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.

В силу пункта 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных Приказом МЧС России от 01.06.2021 № 355, исключение маломерного судна из Реестра осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения по заявлению собственников либо уполномоченного ими лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из абзаца 7 пункта 7 Письма МЧС России от 27.03.2017 № 43-1762-29 «О применении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340, следует, что исключение маломерного судна из реестра маломерных судов, в том числе не подлежащего государственной регистрации, или подлежащего государственной регистрации в Государственном судовом реестре, но зарегистрированного ГИМС МЧС России до вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ, вносящего изменения в федеральное законодательство в части определения понятия маломерного судна, не является обязательным и возможно только по заявлению собственника.

В данном случае судом не установлено приведенных выше оснований для исключения несамоходного судна «Понтон» с идентификационным номером 0327МЯ из реестра маломерных судов, при этом Капустин Н.А. намерения снять с регистрационного учета принадлежащее ему судно не выражал.

Исходя из изложенных положений закона и разъяснений уполномоченных органов, поскольку на момент государственной регистрации спорного судна 15.09.2009 административный ответчик действовал в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства последующее изменение законодательства не влечет обязанность владельца снять судно с регистрационного учета как маломерное судно и поставить на учет как плавучий объект.

Доказательства несоответствия несамоходного суда «Понтон» с идентификационным номером 0327МЯ требованиям пункта 1.1 статьи 16 КВВТ РФ, предъявляемым к маломерным судам, суду не представлены. Напротив, соответствие спорного объекта указанным требованиям подтверждается актом освидетельствования маломерного судна № 12198 от 26.05.2022, составленным должностным лицом Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл. При этом сведений, позволяющих отнести спорное судно к плавучим объектам, материалы дела не содержат.

Из представленного ФАУ «Российское Классификационное Общество», уполномоченного в области транспорта на классификацию и освидетельствование плавучих объектов, отзыва на административный иск следует, что материалы искового заявления не содержат достаточной информации по несамоходному судну «Понтон» для идентификации его как плавучего объекта. При этом оснований для возложения на административного ответчика обязанности предъявить спорное судно, состоящее на регистрационном учете маломерных судов, в уполномоченный орган для постановки на классификационный учет и прохождения освидетельствования как плавучий объект закон не предусматривает.

Доводы прокурора о том, что нахождение несамоходного судна «Понтон» в реестре маломерных судов создает угрозу безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ доказательства тому суду не представлены, в ходе судебного разбирательства не добыты.

При таких обстоятельствах ввиду отсутствия установленной в законе обязанности судовладельца обращаться в уполномоченные органы за изменением в регистрации принадлежащего ему объекта судоходства в связи с изменением законодательства о порядке регистрационного учета судов и плавучих объектов заявленные Марийским транспортным прокурором Приволжской транспортной прокуратуры требования о понуждении Капустина Н.А. снять с регистрационного учета маломерных судов, поставить на государственный учет в реестр плавучих объектов и предъявить для постановки на классификационный учет и прохождения освидетельствования несамоходное судно «Понтон» с идентификационным номером 0327МЯ удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Марийского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры к Капустину Н.А. о возложении обязанности снять с регистрационного учета маломерных судов, поставить на государственный учет в реестр плавучих объектов ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» и предъявить в Верхне-Волжский филиал ФАУ «Российское Классификационное Общество» для постановки на классификационный учет и прохождения освидетельствования несамоходное судно «Понтон» с идентификационным номером 0327МЯ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Шахова К.Г.

решение принято в окончательной форме 24 августа 2022 г.

Решение06.09.2022