ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-5452/20 от 14.09.2020 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-5452/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе:

председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,

при секретаре Малкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 14 сентября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Сергеевой Л.В. к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, Городской Управе г.Калуги об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании повторно рассмотреть обращение,

УСТАНОВИЛ:

22 июня 2020 года Сергеева Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, указав в обоснование административного иска, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Поскольку принадлежащий ей земельный участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и расположен в границах зоны «Ж-5», она обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги с заявлением о перераспределении своего земельного участка и утверждении схемы расположения образуемого землепользования на кадастровом плане территории. Однако по результатам рассмотрения ее обращения административный ответчик направил в ее адрес письменный отказ, указав на нерациональное использование земель при испрашиваемом перераспредлении и наличии препятствий в осуществлении перераспределения границ землепользования в виде габионовых конструкций на земельном участке. Просит признать незаконным отказ административного ответчика, выраженный в письменном ответе от 26 мая 2020 года на ее обращение об утверждении схемы распределения земельного участка путем перераспределения земельного участка площадью 470 кв.м. с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, и земель площадью 151 кв.м., по адресу: <адрес>, а также обязать административного ответчика устранить нарушение ее прав и законных интересов путем повторного рассмотрения заявления.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Коротков С.Н., Яранцев Н.В., Арустумян К.В., Мкоян П.О., Яровой В.Н., Ляднов А.К., Сергеев Александр В., Сергеев Алексей В., Сергеев В.Г., Сергеева Л.И, Симонов А.А.

Истец Сергеева Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, её представитель по доверенности Гайгеров А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представители административных ответчиков Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги и Городской Управы г.Калуги в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Заинтересованные лица Мкоян П.А., Коротков С.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований.

Заинтересованное лицо Ляднов А.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, письменно просит рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражает против удовлетворения административного иска.

Заинтересованные лица Арустумян К.В., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Заинтересованные лица Симонов А.А., Сергеев В.Г., Сергеева Л.И., Яранцев Н.В., Невзоров В.И., Рухов Н.Н., Егорова А.И., Грушина С.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежаще.

В материалы дела от заинтересованных лиц Короткова С.Н., Яранцева Н.В., Арустамяна К.В., Симонова А.А. также поступили письменные возражения относительно заявленных требований, просят в иске отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, дело об административном правонарушении , административное дела , суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, Сергеева Л.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 470 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

27 апреля 2020 года административный истец обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 470 кв. м, с земельным участком, относящимся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 151 кв.м. по адресу: <адрес>, прилегающего к ее земельному участку, согласно представленной схеме, составленной кадастровым инженером Коробко О.И.

По результатам рассмотрения заявления Сергеевой Л.А. Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги дан письменный ответ от 26 мая 2020 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в заключении соглашения о перераспределении испрашиваемых земельных участков по основаниям, предусмотренным п.8 ст.11.2, п.1 ст.64, пп.3 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ).

Как следует из указанного ответа, в соответствии с координатами представленной схемы расположения земельного участка, образование испрашиваемого земельного участка приводит к нерациональному использованию земель. Кроме того на испрашиваемом Сергеевой Л.В. земельном участке расположены габионовые конструкции.

Основные принципы земельного законодательства предусматривают, в частности, использование земли с учетом сочетания публичных и частных интересов; с учетом различного правового режима земель (ст.1 ЗК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В соответствии с п.2 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии со статьей 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (абзац второй пункта 1); перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса (пункт 3).

В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из материалов дела, что также не отрицалось представителем административного истца, на испрашиваемом Сергеевой Л.В. к перераспределению земельном участке площадью 151 кв.м., относящимся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположены габионовые конструкции.

Как следует из пояснений представителя истца и административного искового заявления, габионовые конструкции возведены Сергеевой Л.В., при этом разрешение на их возведение Сергеевой Л.В. получено не было.

Таким образом в ходе судебного разбирательства установлено, что на испрашиваемом Сергеевой Л.В. земельном участке находятся габионные конструкции, т.е. расположен объект, который приведет к невозможности размещения объектов недвижимости на нем и нерациональному использованию земельного участка.

Кроме того, как следует из письменных материалов дела, собственники жилых домов <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположенных в непосредственной близости к испрашиваемому земельному участку, возражают против осуществления строительства габионовых конструкций на оползневом склоне на земельном участке с кадастровым номером <адрес> и на землях общего пользования, по причине наличия опасности, связанной с разрушением многоквартирных домов, в связи с чем обращались в Государственную жилищную инспекцию Калужской области, Государственную инспекцию строительного надзора Калужской области, прокуратуру Калужской области с заявлениями о принятии мер по запрещению незаконного строительства Сергеевой Л.В. данных конструкций.

Доводы представителя административного истца о том, что данные конструкции не являются объектами капитального строительства, в связи с чем отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка является незаконным, суд находит не состоятельным, поскольку из содержания оспариваемого ответа не следует, что Сергеевой Л.В. отказано в утверждении схемы по признаку наличия на испрашиваемых земельных участках объектов именно капитального строительства. Из содержания данного ответа следует, что Сергеевой Л.В. отказано в утверждении схемы по причине нерационального использования земель, в том числе по причине нахождения на земельных участках габионовых конструкций без указания на признак того, что данные объекты являются объектами капитального строительства.

Таким образом, оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит действующему земельному законодательству.

По смыслу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

С учетом установленных по делу обстоятельств, имеются основания для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Сергеевой Л.В. к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, Городской Управе г.Калуги об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании повторно рассмотреть обращение отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Е. Желтикова

Мотивированное решение составлено 21 сентября 2020 года.