Дело № 2а-1-5592/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2018 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Шапина С.А.,
при секретаре Плужникове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 , ФИО3 о признании незаконным решений администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий,
установил:
административные истцы обратились в суд совместным административным исковым заявлением к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконными решений № 1088/01-03-02, № 1089/01-03-02, № 1090/01-03-02 от 16 августа 2018 года об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, возложении на администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области обязанности согласовать их проведение.
В обоснование требований указывают, что 14 августа 2018 года главе Энгельсского муниципального района были поданы уведомления о проведении 24 августа 2018 года с 09 до 13 часов в городе Энгельсе на улице Брянской, дом 10, на территории у магазина «Ткани» и 29 августа с 16 до 18 часов по улице Ленина в городе Энгельсе с количеством участников до 300 человек трех публичных мероприятий: пикетирования с призывом к кандидатам на выборах различных уровней в единый день голосования выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров с целью призыва к кандидатам на выборах различных уровней в единый день голосования 09 сентября 2018 года включить положение о недопустимости дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств в свои предвыборные программы, а также выступить против гомофобии и трансфобии; пикетирования в поддержку политики Совета Европы по вопросу прав сексуальных и гендерных меньшинств на европейском континенте с целью выступления в поддержку политики Совета Европы в лице Парламентской Ассамблеи, Комитета Министров и Европейского Суда по правам человека по вопросу прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров на европейском континенте; шествия Энгельсского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии. 16 августа 2018 года заместителем главы Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО податели заявлений уведомлены об отказе в согласовании проведения указанных публичных мероприятий. Административные истцы полагают, что оспариваемые решения нарушают их права, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, согласно сведениям с сайта Почта России уведомление о времени и месте рассмотрения дела получено адресатом 10 сентября 2018 года.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, направленное в его адрес почтовое уведомление о времени и месте рассмотрения дела, адресатом не востребовано, по телефонной связи просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, направленное в его адрес почтовое уведомление о времени и месте рассмотрения дела, возвратилось отправителю за истечением срока хранения в отделении почтовой связи.
С учетом того, что при подаче настоящего административного искового заявления административными истцами заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных административных истцов.
Представитель административного ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен, о причинах неявки не сообщил, направил в суд возражения на иск, в которых заявленные требования не признал. В поступивших возражениях указал, что основанием к отказу в удовлетворении заявлений административных истцов послужило то обстоятельство, что условия и цели проведения публичных мероприятий не удовлетворяют требованиям статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также противоречат пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях права ребенка в Российской Федерации», статьи 38 Конституции Российской Федерации.
Изучив содержание административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что 14 августа 2018 года ФИО1, ФИО2 и ФИО3, главе Энгельсского муниципального района были поданы уведомления о проведении 24 августа 2018 года с 09 до 13 часов в городе Энгельсе на улице Брянской, дом 10, на территории у магазина «Ткани» и 29 августа с 16 до 18 часов по улице Ленина в городе Энгельсе с количеством участников до 300 человек трех публичных мероприятий: пикетирования с призывом к кандидатам на выборах различных уровней в единый день голосования выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров с целью призыва к кандидатам на выборах различных уровней в единый день голосования 09 сентября 2018 года включить положение о недопустимости дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств в свои предвыборные программы, а также выступить против гомофобии и трансфобии; пикетирования в поддержку политики Совета Европы по вопросу прав сексуальных и гендерных меньшинств на европейском континенте с целью выступления в поддержку политики Совета Европы в лице Парламентской Ассамблеи, Комитета Министров и Европейского Суда по правам человека по вопросу прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров на европейском континенте; шествия Энгельсского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии.
Уведомлениями № 1088/01-03-02, № 1089/01-03-02, № 1090/01-03-02 от 16 августа 2018 года заместителя главы Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО до сведения административных истцов доведено, что условия проведения публичных мероприятий не удовлетворяют требованиям статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также противоречат пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях права ребенка в Российской Федерации», статьи 38 Конституции Российской Федерации. Также организаторам митингов разъяснено, что в случае нарушения установленного порядка организации, либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования они могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 12 названного Закона, в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанного несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Таким образом, исходя из перечисленных норм закона и учитывая цели запланированных публичных мероприятий, орган местного самоуправления обоснованно отказал в проведении заявленных мероприятий.
Доводы административных истцов о том, что администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области не предложила альтернативные места или маршруты проведения указанных публичных мероприятий, подлежат отклонению, поскольку пунктом 2 частью 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», на который ссылаются административные истцы, не содержит положения о том, что орган местного самоуправления обязан предложить конкретный адрес для проведения публичных мероприятий.
Учитывая приведенные нормы Федеральных законов, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования административных истцов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 , ФИО3 о признании незаконным решений администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № 1088/01-03-02, № 1089/01-03-02, № 1090/01-03-02 от 16 августа 2018 года об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, возложении на администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области обязанности согласовать их проведение – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: (<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>