Дело № 2а-1-563/2021
УИД 33RS0017-01-2021-000924-46
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 июля 2021 года
г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Стародубцевой А.В.,
при секретаре Бусуриной Е.А.,
с участием помощника
Собинского межрайонного прокурора Косолапова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Собинского района о признании бездействия по непринятию решения о прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов Собинского района незаконным, обязании совершить определенные действия и по административному иску ФИО1 к Совету народных депутатов Собинского района о признании бездействия по непроведению заседания по вопросу рассмотрения заявления о досрочном прекращении полномочий депутата незаконным, обязании провести заседание по рассмотрению заявления и принять решение о сложении полномочий депутата,
у с т а н о в и л:
Собинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Совету народных депутатов Собинского района (далее – СНД Собинского района) о признании бездействия СНД Собинского района по непринятию решения о прекращении полномочий депутата СНД Собинского района ФИО1 незаконным, обязании СНД Собинского района принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа МО Собинский район ФИО1 в связи с отставкой по собственному желанию.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной Собинской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в деятельности СНД Собинского района было установлено, что 13 сентября 2020 г. в состав СНД Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10 избран ФИО1 Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ФИО1 является генеральным директором НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области», которая осуществляет полномочия регионального оператора на территории Владимирской области. В силу ч. 4 ст. 178.1 ЖК РФ руководитель регионального оператора не может быть депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом органа местного самоуправления, государственным служащим. 21 января 2021 г. от ФИО1 в СНД Собинского района поступило заявление о досрочном прекращении его полномочий. Предельный срок принятия решения о прекращении полномочий депутата СНД Собинского района наступил 21 апреля 2021 г. До настоящего времени полномочия ФИО1 СНД Собинского района не прекращены, соответствующее решение по его заявлению не принято, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.
ФИО1 также обратился в суд с административным иском к СНД Собинского района о признании бездействия СНД Собинского района, выразившегося в непроведении в установленный законодательством срок заседания СНД Собинского района по вопросу рассмотрения его заявления о досрочном сложении полномочий депутата незаконным, обязании СНД Собинского района провести заседание по рассмотрению его заявления и принять решение о сложении полномочий депутата в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу (т. 2 л.д. 7-8).
В обоснование административного иска ФИО1 указал на то, что является депутатом СНД Собинского района седьмого созыва по результатам муниципальных выборов 13 сентября 2020 г. В период исполнения полномочий депутата он принял участие в открытом конкурсе на замещение должности руководителя НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области», по результатам которого был назначен на должность генерального директора НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области». В связи с тем, что руководитель регионального оператора не может быть депутатом органа местного самоуправления, 21 января 2021 г. им подано заявление в СНД Собинского района о сложении депутатских полномочий, которое до настоящего времени не рассмотрено на заседании СНД Собинского района. При рассмотрении заявления СНД Собинского района не вправе отказать в удовлетворении данного заявления.
Определением суда от 9 июля 2021 г. вышеуказанные административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (т. 2 л.д. 78-79).
В судебном заседании прокурор Косолапов Е.А. поддержал административные исковые требования, ссылаясь на изложенные выше доводы. Дополнительно указал, что участие в заседаниях СНД Собинского района ФИО1 с момента подачи заявления не принимал, данное обстоятельство влечет нарушение прав жителей Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10, интересы которых в СНД Собинского района никто не представляет. ФИО1 выражена однозначная позиция относительно отставки по собственному желанию, при этом СНД Собинского района обязан прекратить его полномочия. Согласился с административным иском ФИО1, полагая его обоснованным.
Административный истец ФИО1, также являющийся заинтересованным лицом по административному иску Собинского межрайонного прокурора, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, настаивал на удовлетворении административного иска (т. 1 л.д. 143).
Представитель административного ответчика СНД Собинского района в судебное заседание также не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом (т. 1 л.д. 140), представил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие (т. 1 л.д. 149).
В письменном отзыве СНД Собинского района указано на то, что депутатом СНД Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1 подано заявление о досрочном сложении депутатских полномочий в связи с невозможностью совмещения полномочий депутата с занимаемой должностью. Данный вопрос не был рассмотрен СНД Собинского района в установленный срок. Федеральным законодательством предусмотрен период времени, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать свое заявление. Повестка дня, сформированная в соответствии с положениями Регламента СНД Собинского района, выносится главой района для утверждения на заседании СНД Собинского района. На заседаниях СНД Собинского района дважды 26 мая 2021 г. и 23 июня 2021 г. в повестку дня включался вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата СНД Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1, однако 26 мая 2021 г. проект решения по данному вопросу не принят, 23 июня 2021 г. депутатам СНД Собинского района данный вопрос при голосовании был исключен из повестки дня «единогласно». Просил отказать Собинскому межрайонному прокурору и ФИО1 в удовлетворении административных исков (т. 1 л.д. 147-148, т. 2 л.д. 27-28).
На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения прокурора, судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца (заинтересованного лица) ФИО1 и представителя административного ответчика СНД Собинского района.
Выслушав объяснения прокурора Косолапова Е.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, являются несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением, действием (бездействием).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В силу ст. 34 указанного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ч. 1). Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (ч. 1.1).
В силу ст. 40 указанного закона депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (ч. 1). Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (ч. 3). Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию (п. 2 ч. 10). Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч. 11).
Из Устава Собинского района, принятого решением СНД Собинского района Владимирской области от 31 марта 2010 г. № 36/4, следует, что Собинский район Владимирской области имеет статус муниципального района, установленный Законом Владимирской области от 6 мая 2005 г. № 38-ФЗ «О наделении Собинского района и муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ» (п. 3 ст. 2).
В структуру органов местного самоуправления Собинского района входит также СНД Собинского района – представительный орган Собинского района (ст. 21 Устава).
Согласно ст. 23 Устава Совет народных депутатов состоит из 25 депутатов, избираемых жителями Собинского района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Владимирской области и настоящим Уставом (п. 1). Депутаты Совета народных депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (п. 2). Совет народных депутатов обладает правами юридического лица (п. 6). Совет народных депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов Совета народных депутатов (п. 7).
Порядок работы Совета народных депутатов, в том числе порядок избрания главы муниципального образования и заместителя председателя Совета народных депутатов, порядок проведения заседаний Совета народных депутатов, подготовки, внесения и рассмотрения проектов решений на заседания Совета народных депутатов, права и обязанности депутатов, порядок формирования и упразднения, полномочия и организация деятельности комитетов, комиссий и рабочих групп, иные вопросы организации работы Совета народных депутатов и его структурных подразделений определяются Регламентом работы Совета народных депутатов, утвержденным решением Совета народных депутатов (п. 9 ст. 25 Устава).
Согласно п. 12.1 ст. 12 Регламента СНД Собинского района, принятого решением СНД Собинского района от 18 декабря 2009 г. № 169/13, основной формой работы Совета является заседание Совета, которое проводится согласно утвержденного плана работы Совета (т. 1 л.д. 63-86).
Статус депутата определен в ст. 27 Устава. При этом в качестве основания для прекращения его полномочий досрочно в п. 4 ст. 27 Устава указано такое основание, как отставка по собственному желанию.
Следовательно, депутат вправе прекратить депутатскую деятельность своим волеизъявлением и не связан какими-либо условиями, сложение полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата, и представительный орган муниципального образования не может отказать депутату в досрочном прекращении полномочий.
Судом установлено, что по результатам выборов депутатов СНД Собинского района седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 13 сентября 2020 г. депутатом СНД Собинского района седьмого созыва по вышеуказанному округу избран ФИО1 (т. 1 л.д. 30-35).
24 декабря 2020 г. по результатам конкурса на замещение вакантной должности генерального директора НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» ФИО1 признан победителем и по настоящее время является генеральным директором НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области (т. 1 л.д. 22-29, 54-56).
Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 15 апреля 2013 г. № 427 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» Фонд осуществляет полномочия регионального оператора на территории Владимирской области.
Вместе с тем, в силу ч. 4 ст. 178.1 ЖК РФ руководитель регионального оператора не может быть депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом органа местного самоуправления, государственным служащим. Сложение депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом органа местного самоуправления своих полномочий или прекращение служебного контракта о прохождении государственной службы, освобождение от замещаемой должности государственной службы и увольнение с государственной службы кандидата на должность руководителя регионального оператора, признанного победителем открытого конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора, должны быть произведены в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения конкурсной комиссией.
21 января 2021 г. в СНД Собинского района поступило заявление депутата ФИО1 о досрочном прекращении полномочий в связи с невозможностью совмещать полномочия депутата с занимаемой должностью (т. 1 л.д. 12). Данное заявление ФИО1 не отозвано.
26 апреля 2021 г. Собинским межрайонным прокурором внесено представление председателю СНД Собинского района ФИО2 (т. 1 л.д. 9-11), в ответе на которое прокурору сообщено об отложении депутатами проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата СНД Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10 (т. 1 л.д. 21).
До настоящего времени СНД Собинского района заявление ФИО1 не рассмотрено, что подтверждается протоколами заседаний СНД Собинского района от 27 января 2021 г., от 11 февраля 2021 г., от 24 февраля 2021 г., от 26 февраля 2021 г., от 31 марта 2021 г., от 12 мая 2021 г. от 26 мая 2021 г., от 2 июня 2021 г., от 8 июня 2021 г., от 23 июня 2021 г. (т. 1 л.д. 87-130).
При этом 26 мая 2021 г. вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата СНД Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10 был включен в повестку дня очередного заседания, однако проект решения был отложен (т. 1 л.д. 112-119).
23 июня 2021 г. вновь состоялось выездное очередное заседание СНД Собинского района, повторно обсуждался вышеуказанный вопрос, включенный в повестку дня, вместе с тем, был снят с повестки дня единогласно в связи с нахождением дела в суде (т. 1 л.д. 124-130).
Таким образом, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования в сроки, предусмотренные ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, не принято, что свидетельствует о незаконности бездействия СНД Собинского района по не рассмотрению заявления ФИО1 о досрочном прекращении полномочий от 21 января 2021 г. и непринятию данного решения в отношении ФИО1, а также о нарушении прав как самого ФИО1, так и неопределенного круга лиц (в том числе и избирателей по одномандатному избирательному округу № 10).
Принятие представительным органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий депутата по собственному желанию является необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого депутата и иных лиц, процедурой, предусмотренной ч. 11 ст. 40 указанного выше закона.
Следовательно, административные исковые требования Собинского межрайонного прокурора и ФИО1 о признании бездействия СНД Собинского района по не рассмотрению заявления ФИО1 о досрочном прекращении полномочий от 21 января 2021 г. и непринятию данного решения в отношении ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В удовлетворении требования ФИО1 о признании бездействия СНД Собинского района по непроведению заседания по его вопросу следует отказать, поскольку заседания СНД Собинского района проводились 26 мая 2021 г. и 23 июня 2021 г.
Принимая решение о едином способе восстановления нарушенных прав ФИО1 и неопределенного круга лиц, суд, принимая во внимание положения ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, согласно которой решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования может быть принято только представительным органом муниципального образования, иные органы не вправе вмешиваться в указанную деятельность, полагает необходимым согласиться с позицией прокурора, частично с позицией ФИО1 и возложить на СНД Собинского района обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата СНД Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1
Иной способ восстановления нарушенных прав административных истцов отсутствует.
Согласно ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В силу ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению (ч. 1). В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием (ч. 2).
От ФИО1 поступило ходатайство об обращении принятого судом решения к немедленному исполнению со ссылкой на истечение разумных сроков для рассмотрения его заявления от 21 января 2021 г. и на проблемы во взаимоотношениях с Минстроем России и Департаментом ЖКХ Владимирской области о незаконности совмещения занимаемой им должности со статусом депутата представительного органа (т. 1 л.д. 145).
В судебном заседании прокурор Косолапов Е.А. также поддержал заявленное ФИО1 ходатайство.
Вместе с тем, особых обстоятельств того, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб интересам административного истца ФИО1, а также публичным интересам, не установлено, в связи с чем, оснований для обращения принятого судом решения к немедленному исполнению не имеется. ФИО1 в удовлетворении заявленного ходатайства следует отказать.
Суд считает возможным установить СНД Собинского района срок для исполнения решения суда об обязании принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата СНД Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1 не позднее чем через 30 дней со дня вступления решения в законную силу, поскольку именно данный срок указан в ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Следовательно, административные исковые требования Собинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, а административные исковые требования ФИО1 – частичному удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ с СНД Собинского района в пользу ФИО1 подлежит взысканию уплаченная административным истцом при подаче административного иска в суд государственная пошлина в размере 300 рублей (т. 2 л.д. 10).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Собинского района о признании бездействия по непринятию решения о прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов Собинского района незаконным, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Административные исковые требования ФИО1 к Совету народных депутатов Собинского района о признании бездействия по непроведению заседания по вопросу рассмотрения заявления о досрочном прекращении полномочий депутата незаконным, обязании провести заседание по рассмотрению заявления и принять решение о сложении полномочий депутата удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Совета народных депутатов Собинского района по непринятию решения о прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1.
Признать незаконным бездействие Совета народных депутатов Собинского района по не рассмотрению заявления депутата Совета народных депутатов Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1 о досрочном прекращении полномочий от 21 января 2021 г.
Обязать Совет народных депутатов Собинского района принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов Собинского района по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1 не позднее чем через 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
ФИО1 в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
ФИО1 отказать в обращении решения суда к немедленному исполнению.
Взыскать с Совета народных депутатов Собинского района в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.
Об исполнении решения сообщить в Собинский городской суд Владимирской области и Собинскому межрайонному прокурору в течение одного месяца со дня его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Стародубцева
Решение суда принято в окончательной форме 10 августа 2021 г.