ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-565/20 от 28.08.2020 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-1-565/2020

УИД 12RS0016-01-2020-001078-49

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск 28 августа 2020 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре Кудрявцевой А.А., помощнике судьи Журавлевой Е.В.,

с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика муниципального учреждения «Администрация Горномарийского муниципального района» Республики Марий Эл ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании БВС 0386321 от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованного лица Троицко-Посадской сельской администрации в лице главы администрации ФИО4.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к административному ответчику муниципальному учреждению «Администрация Горномарийского муниципального района» Республики Марий Эл

об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду и обязании устранить допущенные нарушения путем заключения нового Договора об аренде земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

административный истец ФИО2 в административном исковом заявлении указывает, что ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал ему в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, с кадастровым номером , в аренду, мотивируя тем, что на земельном участке расположено здание, на которое административным истцом не представлены правоустанавливающие документы.

Действия административного ответчика административный истец считает незаконными, они совершены без учета следующих обстоятельств:

1) спорный земельный участок ранее ему был предоставлен на основании Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между административным истцом и муниципальным образованием «Троицко-Посадское сельское поселение» сроком на 3 года до ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец исправно вносил арендную плату в бюджет Троицко-Посадского сельского поселения, после изменений в законодательстве – в бюджет Горномарийского муниципального района;

2) в соответствии с п. 1.3 Договора земельный участок был предоставлен для размещения (строительства) Дома рыбака, то есть административный истец на земельном участке начал строительство объекта, предусмотренного в Договоре;

3) в пункте ДД.ММ.ГГГГ. Договора аренды земельного участка указано, что после окончания Договора в течение 10 дней он обязан передать участок Арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального. До настоящего момента Арендодателем требования по передаче земельного участка не предъявлялись и Акт приема-передачи не составлялся. Административный истец продолжает платить за аренду земельного участка в бюджет арендодателя.

Административный истец ФИО2 просит признать незаконным решение административного ответчика об отказе в предоставлении административному ответчику земельного участка в аренду и обязать его устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истца путем заключения нового Договора об аренде земельного участка.

В судебном заседании дополнительно пояснил, что им по Проекту от 2019 года (представил суду) на спорном земельном участке построен Дом рыбака площадью 29,85 кв.м, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> Эл, <адрес>. Иных документов на строительство Дома рыбака у него не имеется. Он устно обращался в администрацию района, в том числе к архитектору района, который ему пояснил, что надо сначала заключить новый договор аренды земельного участка, а другой специалист пояснил, что надо получить документы на строение – Дом. В связи с чем он вынужден обратиться в суд.

Представитель административного ответчика муниципального учреждения «Администрация Горномарийского муниципального района» Республики Марий Эл ФИО3 в судебном заседании по существу административного иска возражений не представил.

Представитель заинтересованного лица Троицко-Посадской сельской администрации - глава администрации ФИО4 в судебном заседании подтвердил заключение Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Троицко-Посадской сельской администрацией и ФИО2, предметом договора является земельный участок, кадастровый , расположенный по адресу: примерно в 50 м на северо-запад от ориентира: <адрес> Эл, <адрес>, площадью 188 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: охота и рыбалка. В дальнейшем дополнительным соглашением категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, исправлена на земли населенных пунктов. Летом 2018 года Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по письменному обращению был передан в администрацию Горномарийского муниципального района.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ответом главы администрации Горномарийского муниципального района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ администрация уведомила ФИО2 о получении заявления о предоставлении земельного участка в аренду с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, площадью 188 кв.м, разрешенное использование: охота и рыбалка, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ за . Согласно публичной кадастровой карте на данном земельном участке расположено здание. Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них. Вами не представлены документы, подтверждающие право собственности на указанное здание. Исходя из вышеизложенного, на основании пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской федерации администрация Горномарийского муниципального района отказывает Вам в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду.

В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом.

Предметом Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Троицко-Посадской сельской администрацией и ФИО2, является земельный участок, кадастровый , расположенный по адресу: примерно в 50 м на северо-запад от ориентира: <адрес> Эл, <адрес>, площадью 188 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: охота и рыбалка.

Согласно п. 1.3 Договора земельный участок предоставляется для осуществления Арендатором следующих видов деятельности (целевое назначение): для размещения (строительства) дома рыбака. Договор заключен на срок 3 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1).

Произведена государственная регистрация договора аренды в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Эл: дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГN 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Приказом предусмотрено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению; заявитель вправе представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок документы и информацию, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. 33 Перечня, в порядке подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка в аренду, на котором расположен объект незавершенного строительства, собственник объекта незавершенного строительства представляет: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства, если право на такой объект незавершенного строительства не зарегистрировано в ЕГРН; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об объекте незавершенного строительства, расположенном на испрашиваемом земельном участке); выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

Документы представляются (направляются) в подлиннике (в копии, если документы являются общедоступными) либо в копиях, заверяемых должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающего заявление о приобретении прав на земельный участок.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, рHYPERLINK "garantF1://70864644.1000"азрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

В подпункте 2 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ указано, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).

К объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Административный истец ФИО2 документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства, если право на такой объект незавершенного строительства не зарегистрировано в ЕГРН, не представил. Срок Договора аренды земельного участка истек ДД.ММ.ГГГГ. Доказательства, удостоверяющие (устанавливающие) права на объект незавершенного строительства – Дом рыбака не представил.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО2 к административному ответчику муниципальному учреждению «Администрация Горномарийского муниципального района» Республики Марий Эл об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 12:02:0070301:85 в аренду и обязании устранить допущенные нарушения путем заключения нового Договора об аренде земельного участка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Малышев И.М.