ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-58/19 от 17.01.2019 Козельского районного суда (Калужская область)

Дело №2а-1-58/2019

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Козельск 17 января 2019 года

Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Филиппенковой С.А.,

с участием: административного истца – Федюковой Л.И.,

представителя административного ответчика – администрации городского поселения «Город Козельск» Амировой М.С.,

при секретаре судебного заседания Самохиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Федюковой Л.И. к администрации городского поселения «Город Козельск» об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Федюкова Л.И. обратилась в Козельский районный суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит: признать незаконным отказ от 13 декабря 2018 года администрации городского поселения «Город Козельск» Калужской области внести в ФИАС существующий более 15 лет подряд и по настоящее время ранее учтенный адрес её земельного участка с кадастровым номером <адрес>; обязать административного ответчика – администрацию Городского поселения «Город Козельск» Калужской области устранить препятствия в осуществлении её прав и законных интересов, обязав внести в государственный адресный реестр адрес её земельного участка с кадастровым номером и расположенных на нём объектов недвижимости: жилого дома, с кадастровым номером , водопровода, с кадастровым номером , газопровода низкого давления, с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, согласно структуре адреса установленной Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 года №1221; взыскать с административного ответчика в её пользу судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей и затрат на ксерокопирование копий документов, приложенных к иску в сумме 600 рублей.

В обоснование иска указано, что 15 ноября 2018 года она обратилась к ответчику выполнить требования законодательства и направить в ФИАС в установленном законом порядке адрес её объектов недвижимости, указанных выше; 15 декабря 2018 года по почте она получила от ответчика письмо от 13 декабря 2018 года с отказом исполнить его обязанность по данному вопросу – с незаконным отказом ответчика внести её адрес, который сокращенно звучит как «…<адрес>» в ФИАС, она не согласна, так как ответчик злоумышленно создает ей препятствия в осуществлении её прав и законных интересов; 9 ноября 2018 года она обратилась в Калужский филиал ООО ВТБ Медицинское страхование в г. Козельск по вопросу переоформления медицинского полиса, но это не получилось исполнить, так как в её паспорте указан адрес «…<адрес>», а компьютерная программа ООО ВТБ Медицинское страхование использует данные ФИАС, в которой незаконно отсутствует указанный ею адрес, в связи с чем ей не могут выдать новый полис медицинского страхования; такие препятствия привели к тому, что на вынуждена будет платить за медицинские услуги, которые ей полагаются бесплатно; сведения из ФИАС используются и при оказании услуг почтовой связи; аналогичные препятствия возникли при осуществлении избирательных прав на общероссийских выборах 13 сентября 2015 года, что подтверждается решением Козельского районного суда Калужской области от 13 сентября 2015 года; указанный адрес юридически достался ей в порядке наследования после смерти 6 апреля 2005 года её мужа Федюкова А.А., до этого адрес был указан в постановлении ответчика от 13 мая 2003 года №347 «О предоставлении земельного участка Федюкову А.А. для ведения личного подсобного хозяйства», а также в порядке совершения в установленном законом порядке зарегистрированных государством сделок с недвижимостью – дарения, купли-продажи, строительства на личные средства водопровода и газопровода низкого давления.

Согласно представленному ответчиком отзыву на административный иск: администрация ГП «Город Козельск» в соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, п. 23 ст. 7, п. 28 ст. 34 Устава городского поселения «Город Козельск» наделена соответствующими полномочиями по присвоению, изменению и аннулированию адресов объектам адресации; на основании заявления Федюкова А.А. и по итогам рассмотрения материалов межевого дела, подготовленного ООО «Бонитет» администрацией городского поселения «Город Козельск» принято постановление от 13 мая 2003 года №347, которым утверждена конфигурация и размеры двух земельных участков, определены категории и виды их разрешенного использования, местоположение; основанием для принятия вышеуказанного постановления послужил Федеральный закон от 02 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», в соответствии с ч. 4 ст. 17 которого сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной и иной оценки земель и положений, нормативных правовых актов государственной власти и органов местного самоуправления; сведения о земельных участках, предоставленных Федюкову А.А., были внесены с нарушением порядка ведения государственного земельного кадастра, установленного Федеральным законом от 02 января 2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»; исполнить обязанности, возложенные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменении в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не представляется возможным, поскольку в администрации не имеется документа о присвоении адреса объекту недвижимости – земельному участку, принадлежащему на праве собственности Федюковой Л.И.; документов, подтверждающих присвоение объектам недвижимости адреса, административным истцом в материалы дела не представлено; полагают, что административному истцу не было создано каких-либо препятствий в реализации права собственника, поскольку право собственности, как на земельный участок, так и на другие объекты недвижимости за Федюковой Л.И. зарегистрировано, объекты права собственности индивидуализированы, следовательно, они могут являться предметом гражданско-правовых сделок; действующее законодательство не содержит понятия ранее учтенного адреса, а напротив ранее присвоенного, однако спорный адрес объектам недвижимости до настоящего времени органами местного самоуправления не присваивался; полагают, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

В дополнениях к отзыву на исковое заявление административный ответчик указывает, что в администрации городского поселения «Город Козельск» документ о наименовании такого проезда как Дмитриевский отсутствует, земельные участки Федюкову А.А. были предоставлены по конкретному месторасположению, в связи с чем полагают, что один адрес у них быть не мог, в отличие от ориентира, однако такой ориентир в г. Козельске, как <адрес> в 2003 году отсутствовал; согласно постановлению Козельской городской Думы Калужской области от 12 октября 1999 года №182 «Об утверждении схемы города Козельска с перечнем улиц и переулков», такой проезд как Дмитриевский в городе Козельск отсутствовал; отсутствие документа, подтверждающего присвоение адреса объектам недвижимости, делает невозможным внесение этих сведений в ФИАС, полагают, что государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости, не подтверждает присвоение адреса таким объектам в установленном законом порядке.

В судебном заседании административный истец Федюкова Л.И. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что для совершения сделки со своей недвижимостью она обязана указать адрес её объектов недвижимости <адрес> подтвердить выпиской из ЕГРН; для получения выписок из ЕГРН на земельный участок, жилой дом, водопровод и газопровод она обратилась 06 декабря 2018 года через МФЦ в Управление Росреестра по Калужской области и 14 декабря 2018 года получила уведомление о приостановлении сроком на один месяц, в которых регистратор требует от неё и ответчика внесения сведений в ФИАС адреса объектов недвижимости по адресу г. Козельск, <адрес>; 17 декабря 2018 года она вновь с четырьмя заявлениями с приложением новых документов обратилась к регистратору в Управление Росреестра по Калужской области и 19 декабря 2018 года получила четыре уведомления о приостановлении сроком на три месяца, в которых регистратор требует от неё и ответчика внесения сведений в ФИАС адреса объектов недвижимости по адресу <адрес>; в своих ответах ответчик незаконно возлагает на неё обязанность по присвоению адреса и предоставления документов о присвоении адреса в той редакции, в той формулировке, которые нравятся сейчас ответчику; ответчик оспаривает свои же действия более 15 летней давности.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации ГП «Город Козельск» Амирова М.С. уточненные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнениях к нему, просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела Федюковой Л.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 861 кв.м, с кадастровым номером и жилой дом, с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.07.2015 г. , . Право собственности на данные объекты перешло к административному истцу в порядке наследования после смерти мужа Федюкова А.А., умершего 06 апреля 2005 года (л.д. 12, 25-27, 28, 29)

На основании постановления Главы администрации муниципального образования «Город Козельск» от 13.05.2003 года №347 за Федюковым А.А. признано право собственности на земельные участки площадью 600 кв.м, 724 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, (свидетельства о государственной регистрации права от 05.06.2003 г. ) (л.д. 39)

29 мая 2015 года за Федюковой Л.И. зарегистрировано право собственности на водопровод, назначение: сооружения трубопроводного транспорта протяженностью 174 м, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и газопровод низкого давления, с кадастровым номером . (л.д. 30-31, 32)

Федюкова Л.И. обратилась в администрацию городского поселения «Город Козельск» с заявлением о внесении в ФИАС сведений об адресе объектов принадлежащей ей недвижимости расположенных в <адрес>, на которое 13 декабря 2018 года получила ответ, согласно которому внесение в ГАР ФИАС адреса её объектов недвижимости «<адрес>» невозможно, поскольку решений о наименовании, принадлежащих ей объектов недвижимости в администрации не имеется. (л.д. 10)

В соответствии с п. 21 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Данные положения нашли свое отражение в ст. 7 Устава городского поселения «Город Козельск» Калужской области, а так же п. 34 Устава. В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №443-ФЗ) органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют, а также размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах.

Частью 2 статьи 4 Закона №443-ФЗ установлено, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления, разместивший такие сведения.

Согласно части 2 статьи 8 Закона №443-ФЗ содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.

Согласно части 3 статьи 9 Закона №443-ФЗ органы местного самоуправления обязаны в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра: проверить достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах и при необходимости внести изменения в указанные сведения; разместить ранее не размещенные в государственном адресном реестре сведения об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, установлен Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 №1221 (далее Правила).

В соответствии с пунктом 47 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: а) страна; б) субъект Российской Федерации; в) муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; г) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); д) населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).

Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации. Так, согласно пункту 49 Правил структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: а) наименование элемента планировочной структуры (при наличии); б) наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); в) номер земельного участка.

В соответствии с пунктом 50 Правил структура адреса здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в дополнение к обязательным адресообразующим элементам включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: а) наименование элемента планировочной структуры (при наличии); б) наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); в) тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства.

В соответствии с Порядком ведения государственного адресного реестра, утвержденного Приказом Минфина России от 31.03.2016 №37н, сведения в реестре размещаются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.

Согласно п.7 Порядка ведения государственного адресного реестра в соответствии с частями 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в реестре сведений об адресах несет уполномоченный орган, разместивший такие сведения. Оператор системы несет ответственность только за соответствие сведений, содержащихся в реестре, информации, представленной ему в соответствии с Федеральным законом органами государственной власти и (или) организациями для размещения в реестре.

Таким образом, проанализировав указанные выше нормы и материалы дела, суд приходит к выводу, что администрация городского поселения «Город Козельск» обладая полномочиями по размещению (внесению) сведений об адресах объектов недвижимости в государственный адресный реестр необоснованно не вносит в государственный адресный реестр сведения об адресе земельного участка с кадастровым номером и расположенных на нём объектов недвижимости: жилого дома, с кадастровым номером , водопровода, с кадастровым номером , газопровода низкого давления, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве собственности Федюковой Л.И., чем нарушает права и законные интересы административного истца.

Решением Козельского районного суда от 23 июля 2018 года (дело №2а-1-316/2018), оставленным без изменения апелляционным определением от 14 ноября 2018 года судебной коллегией по административным делам Калужского областного суда, по административному исковому заявлению Федюковой Л.И. к администрации ГП «Город Козельск» об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворены исковые требования Федюковой Л.И., судом признаны незаконными постановления администрации городского поселения «Город Козельск»: от 12 марта 2018 года №110 «Об аннулировании и присвоении почтового адреса земельному участку и объектам недвижимости, расположенным на нем», от 22 мая 2018 года №220 «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения «Город Козельск» №110 от 12 марта 2018 года «Об аннулировании и присвоении почтового адреса земельному участку и объектам недвижимости расположенным на нем» и дана оценка доводу административного ответчика о том, что «<адрес>» отсутствовал в перечне улиц и переулков, утвержденном постановлением Козельской городской Думы от 12.10.1999 №182, который суд признал не состоятельным и судом установлено, что обязанность по внесению сведений о существующем более 15 лет адресе: «<адрес>» объектов недвижимости – земельного участка и жилого дома, лежала на ответчике.

Довод административного ответчика, что отсутствие документа, подтверждающего присвоение адреса объектам недвижимости истца, делает невозможным внесение этих сведений в ФИАС, что государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости, не подтверждает присвоение адреса таким объектам в установленном законом порядке, суд также находит несостоятельным и противоречащим законодательству, указывающим на ненадлежащую трактовку ответчиком своих полномочий по присвоению адресов объектам адресации (объектам недвижимости).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отказ администрации городского поселения «Город Козельск» от 13 декабря 2018 года по невнесению сведений в государственный адресный реестр сведений об адресе объектов недвижимости расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве собственности Федюковой Л.И., является незаконным и необоснованным, следовательно, исковые требования Федюковой Л.И. подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Таким образом, с административного ответчика подлежат взысканию в пользу административного истца Федюковой Л.И. государственная пошлина в размере 300 рублей, а также понесенные издержки по изготовлению ксерокопий документов, приложенных к иску и копий документов приобщенных к материалам дела в ходе судебного разбирательства в размере 600 рублей. Размер понесенных истцом расходов, подтверждается квитанцией об уплате государственной пошлины, товарными чеками от 18.12.2018 г., 09.01.2019 г., 15.01.2019 г., и ответчиком в судебном заседании не оспаривался.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федюковой Л.И. к администрации городского поселения «Город Козельск» об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации городского поселения «Город Козельск» от 13 декабря 2018 года №2043 по невнесению сведений в государственный адресный реестр сведений об адресе объектов недвижимости расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве собственности Федюковой Л.И..

Обязать администрацию городского поселения «Город Козельск» внести в государственный адресный реестр в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра сведения об адресе земельного участка с кадастровым номером и расположенных на нём объектов недвижимости: жилого дома, с кадастровым номером , водопровода, с кадастровым номером , газопровода низкого давления, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих на праве собственности Федюковой Л.И., в соответствии со структурой адреса, установленной Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года №1221, и сообщить об исполнении решения суда в Козельский районный суд Калужской области и Федюковой Л.И. в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с администрации городского поселения «Город Козельск» в пользу Федюковой Л.И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и издержек, связанных с рассмотрением административного дела в размере 600 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий -