ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-6230/19 от 09.08.2019 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-6230/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Лохмачевой И.А.,

при секретаре Цыпнятовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге

09 августа 2019 года

административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации Муниципального района “Юхновский район” Калужской области об оспаривании постановления и заключения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к администрации Муниципального района “Юхновский район” Калужской области об оспаривании постановления № 193 от 29.05.2013 года ореорганизации Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»,г. ФИО15 Юхновского района Калужской области в форме присоединения к нему Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», г. ФИО15 Юхновского района Калужской области, указав в обоснование, что оспариваемое постановление нарушает права как самих истцов, так и их детей, являющихся учениками МОУ “СОШ №1” г.ФИО15, поскольку не учтено, что при реорганизации увеличивается расстояние от места проживания учеников школы № 1 до нового места учебы, увеличение численности учеников в каждом классе негативно скажется на их успеваемости, к наступающему новому учебному году не решены проблемы со школьными автобусами и организацией школьного питания, отсутствует информация об изменении (сохранении) штатной численности педсостава образовательной организации. Просили суд признать незаконным и отменить указанное оспариваемое постановление.

Определением суда от 19.07.2019 года на основании ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве соистцов привлечены ФИО4, ФИО5, ФИО6

Истцы ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержали.

В судебном заседании истец ФИО3 и ее представитель по доверенности ФИО7 дополнили исковые требования и просили суд признать незаконным и отменить заключение комиссии от 17.05.2019 года по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»,г. ФИО15 Юхновского района Калужской области в форме присоединения к нему Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», г. ФИО15 Юхновского района Калужской области.

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, сведений, подтверждающих уважительность неявки в суд не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Представители ответчика администрации Муниципального района “Юхновский район” Калужской области по доверенности ФИО8, и.о. Главы администрации ФИО9, представители заинтересованных лиц Министерства образования и науки по доверенности ФИО10, директор МКОУ Юхновская средняя общеобразовательная школа № 2 ФИО11, заведующая отделом образования администрации МР «Юхновский район» ФИО12 в судебном заседании против удовлетворения иска возражали.

Представитель заинтересованного лица - директор МКОУ Юхновская средняя общеобразовательная школа № 1 ФИО13 в судебном заседании с иском согласилась.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 15 ч.1 п. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

Как следует из Устава МО МР «Юхновский район» к вопросам местного значения, в том числе, относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (ст. 8 п. 1 подп. 12)

МО МР «Юхновский район» является учредителем и собственником имущества МКОУ Юхновская средняя общеобразовательная школа № 1, расположенной по адресу : <...>, и МКОУ Юхновская средняя общеобразовательная школа № 2, расположенной по адресу : <...>.

Согласно ст. 57 п. 1 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (ст. 9 ч.1 п. 4).

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ст. 22 ч.ч. 10,11).

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 22 ч. 14).

Постановлением Правительства Калужской области от 06.02.2014 N 74 утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Калужской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений (далее Порядок).

Оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Калужской области, муниципальной образовательной организации предшествует принятию решения учредителем образовательной организации о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Калужской области, муниципальной образовательной организации (п. 2 Порядка).

Проведение оценки осуществляется комиссией по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, создаваемой органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующей образовательной организации (п. 3 Порядка).

В состав муниципальной комиссии включаются представители органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующей образовательной организации, представители иных органов и организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования (п. 5 Порядка).

Порядок создания муниципальной комиссии и подготовки ею заключений, ее персональный состав утверждаются правовым актом органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующей образовательной организации (п. 7 Порядка).

Оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации осуществляется комиссией в соответствии со следующими критериями (по типам образовательных организаций):

для общеобразовательной организации:

- обеспечение общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- предоставление обучающимся гарантированной возможности получения качественных образовательных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями и нормами;

- предоставление образовательных услуг в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- территориальная доступность получения образовательных услуг, в том числе путем транспортного сопровождения и (или) предоставления возможности проживания в организациях с круглосуточным пребыванием;

- учет мнения жителей сельского поселения при реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении;

- прогноз демографической ситуации на территории расположения реорганизуемой или ликвидируемой образовательной организации ( п. 9 Порядка).

Результатом проведенной оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации является заключение комиссии о целесообразности (положительное заключение) либо нецелесообразности (отрицательное заключение) принятия такого решения (п. 10 Порядка).

Заключение комиссии оформляется протоколом комиссии (п. 11 Порядка).

Согласно материалам дела Постановлением администрации МР «Юхновский район» № 151 от 16.04.2019 года утверждено Положение о комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций Юхновского района Калужской области и состава указанной комиссии, в которую, в том числе, вошли представитель органа местного самоуправления ФИО9 и представители иных органов и организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования - ФИО12 заведующая отделом образования, специалист отдела образования, директор МКУО «Средняя образовательная школа № 1» г. ФИО15.

«В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», решением Районного Собрания представителей муниципального района «Юхновский район» от 25.11.2011 № 72 «Об утверждении Положения об администрации муниципального района «Юхновский район» в новой редакции», Постановлением администрации муниципального района «Юхновский район» от 30.11.2010 № 713 «Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений МР «Юхновский район», а также утверждения уставов муниципальных учреждений МР «Юхновский район» и внесения в них изменений» администрация муниципально района «Юхновский район» ПОСТАНОВЛЯЕТ:».

«4. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области является правопреемником Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. ФИО15 Юхновского район Калужской области.

На момент вынесения решения судом реорганизация МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. ФИО15 в форме присоединения к нему МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» не завершена.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В данном случае, оспариваемые Заключение комиссии от 17.05.2019 года, Постановление от 29.05.2019 года с учетом Постановления от 07.08.2019 года № 290 о внесении изменений приняты уполномоченными лицами, в соответствии с вышеизложенными нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановления Правительства Калужской области от 06.02.2014 N 74 и Гражданского кодекса РФ, с соблюдением установленного порядка.

К положительным результатам реорганизации школы заключением комиссии от 17.05.2019 года отнесены следующие основания : - Эффективность использования бюджетных средств: сокращение административно-управленческого аппарата и учебно-вспомогательного персонала (работникам не пенсионного возраста будет предложено трудоустройство в соответствии с имеющимся образованием; -

Укомплектованность квалифицированными кадрами, повышение эффективности и качества педагогического труда: реорганизация образовательных учреждений позволит учителям вести преподавание одного предмета в соответствии со специальностью, заявленной в дипломе; - Сокращение основных педагогических работников не планируется (43 человека). В течение 2-3 лет новый набор в 1,5,10-е классы будет идти в соответствии с нормативной наполняемостью - 25 человек. Это приведет к сокращению классов- комплектов на 5 единиц и уменьшению учебной нагрузки до 22, 67 часа (1,26 ставки) при той же заработной плате; - Эффективная организация профильного обучения на уровне среднего общего образования требует особого ресурсного обеспечения: высокой квалификации педагогов, оснащения современным оборудованием кабинетов; - Эффективное использование материально- технических ресурсов при объединении школ, в том числе эффективное использование учебных кабинетов, оборудованных в соответствии с современными требованиями.

При оценке последствий принятия решения о реорганизации школы комиссией учтены, критерии, предусмотренные п.9 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации муниципальной образовательной организации.

Так, сохраняется общедоступность и бесплатность образования, предоставление обучающимся гарантированной возможности получения качественных образовательных услуг, обучение учеников с 1 по 4 класс будет осуществляться в школе по адресу : <...>, учеников с 5 по 11 класс в школе по адресу: <...>, решение о сокращение педагогического состава не принималось, за исключением работников администрации школы.

Также сохраняется территориальная доступность получения образовательных услуг, в том числе путем транспортного сопровождения, поскольку в Юхновском районе работают 9 маршрутов автобуса «Школьный», предусматривающие шесть точек посадки/высадки школьников в г. ФИО15, Отделом образования МР «Юхновский район» заключены договора безвозмездного пользования автобусами с ГКУ КО «Школьный автобус», Постановлением № 181 администрации МР «Юхновский район» от 05.06.2018 года утверждены места посадки/высадки школьников.

Оформлен паспорт транспортной безопасности школы № 2, паспорт безопасности школы находятся в стадии оформления.

Доказательств, подтверждающих, что принятием оспариваемого постановления и заключения комиссии нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов или их несовершеннолетних детей, а также нарушен порядок их принятия, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.

В материалы дела административным ответчиком представлены письменные доказательства, подтверждающие обоснованность принятия решения о реорганизации школы, в которых указан сравнительный анализ различных показателей до и после реорганизации школы, в том числе, комплектования классов школ, штатное расписание, справки обеспечения антитеррористической и пожарной безопасности, организации подвоза учащихся ГБУ КО «Школьный автобус», о планируемой организации учебного процесса, не доверять которым у суда оснований не имеется.

Приведенный ответчиком сравнительный анализ опровергает доводы стороны истца о том, что оспариваемые решения приняты без учета особого мнения членов комиссии и их позиции о негативных последствиях реорганизации.

На основании вышеизложенного, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого постановления и заключения комиссии незаконными, поскольку они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов и их детей.

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 принято к производству Калужского районного суда Калужской области с соблюдением правил о подсудности, установленных ст. 24 ч. 3 КАС РФ, с учетом того обстоятельства, что истцы Кишиневских проживают в г. Калуге. ФИО3, проживающей в г. ФИО15 в порядке соучастия заявлены аналогичные требования, объединенные в одном иске с требованиями Кишиневских. Определением суда от 19.07.2019 года на основании ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве соистцов привлечены ФИО4, ФИО5, ФИО6

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о подсудности данного спора Калужскому районному суду Калужской области и отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о передаче дал на рассмотрение в Дзержинский районный суд Калужской области.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в удовлетворении административного иска к администрации Муниципального района “Юхновский район” Калужской области об оспаривании постановления и заключения отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционной порядке в Калужский областной суд Калужской области через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца.

Мотивированное решение составлено 16.08.2019 года

Председательствующий - И.А. Лохмачева