Дело № 2а-1-6570/2018
УИД 64RS0041-01-2018-007558-22
Решение
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Врублевской Н.Ю.,
с участием с участием процессуального административного истца прокурора города Энгельса Саратовской области в лице старшего помощника прокурора Рощина В.С., действующего на основании доверенности от 22 августа 2018 года, представителя административного ответчика Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице ФИО1, действующей на основании доверенности 02-02-04/17 от 09 января 2018 года, представителя заинтересованного лица Собрания депутатов Энгельсского муниципального района ФИО2, действующей на основании доверенности № 5 от 27 ноября 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Энгельса Саратовской области к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившего в непринятии нормативного акта и понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор города Энгельса Саратовской области обратился в Энгельсский районный суд Саратовской области с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Энгельсского муниципального района по факту не разработки и не принятия нормативного правового акта определяющего порядок рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему на территории муниципального образования город Энгельс.
Возложить на Администрацию Энгельсского муниципального района обязанность разработать и принять нормативно правовой акт определяющей порядок рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему на территории муниципального образования город Энгельс, в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать незаконным бездействие администрации Энгельсского муниципального района по факту не разработки и не принятия административного регламента по предоставлению муниципальных услуг «Рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему на территории муниципального образования город Энгельсе».
Возложить на Администрацию Энгельсского муниципального района обязанность разработать и принять административный регламент «Рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему на территории муниципального образования город Энгельсе» в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указывает, что согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ-381) схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации..
Приказом Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области от 18.10.2016 № 2424 (далее Приказ № 2424) утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Вышеуказанный Порядок разработан в соответствии с ФЗ-381, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» (далее – Правила) и устанавливает порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно действующей редакции п. 5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (утв. приказом № 2424) порядок рассмотрения заявлений о включении исключении) нестационарных торговых объектов в схему устанавливается муниципальным нормативным правовым актом, содержащим, в том числе, следующие положения:
срок рассмотрения заявления о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему; исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении (исключении) нестационарного торгового объекта в схему.
Муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта, включает в себя в том числе: порядок заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта, выдачи разрешений или иной документации, на основании которой осуществляется размещение нестационарного торгового объекта;
исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта.
В ходе проведенной прокуратурой города Энгельса Саратовской области проверки установлено, что должностными лицами администрации Энгельсского муниципального района до настоящего времени не разработан и не приняты НПА, определяющие порядок рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему (из схемы). Данное бездействие должностных лиц нарушает требования установленные Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом № 2424).
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», - муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного
самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного
значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Административный регламент, - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу ст. 6 ФЗ-210 органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ст. 11 ФЗ-210 реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно ч. 3 ст. 18 Устава муниципального образования город Энгельс Энгельсского района Саратовской области, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Энгельс) не образуется. Полномочия местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Энгельс) осуществляет администрация Энгельсского муниципального района, а потому именно на последнюю возлагаются обязанности по выполнению заявленных административных истцом требований.
В судебном заседании представитель процессуального административного истца в лице старшего помощника прокурора Рощина В.С. заявленные требования по изложенным в иске обстоятельствам поддержал в полном объеме, дополнительно указав, что 10 мая 2017 года административным ответчиком было вынесено постановление № 2067 «Об осуществлении администрацией Энгельсского муниципального района полномочий поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района, в сфере торговли и внесении изменений в постановление администрации Энгельсского муниципального района от 07 мая 2013 года № 2546 «О реализации отдельных полномочий администрации Энгельсского муниципального района в сфере торговли» (далее – Постановление № 2067). Согласно подпункта «а» пункта 1.2 Постановления № 2067 функции по осуществлению полномочий муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области в части установления порядка рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района осуществляет комитет экономики, промышленности и развития потребительского рынка администрации Энгельсского муниципального района.
Также между муниципальным образованием город Энгельс Энгельсского муниципального района и Энгельсским муниципальным районом Саратовской области ежегодно, в частности 19 декабря 2016 года и 11 декабря 2017 года заключаются Соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Принятие вышеназванных актов свидетельствует о том, что администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области наделена полномочиями по изданию нормативных актов, указанных в заявленных требованиях. При этом представитель процессуального административного истца не смог конкретизировать, каким нормативным актом по вертикали от федерального закона до муниципального, муниципальному образованию город Энгельс Энгельсского муниципального района были делегированы полномочия, указанны в ч.2 ст. ФЗ-381, которые в свою очередь муниципальным образованием город Энгельс Энгельсского муниципального района были переданы по постановлению № 2067 Энгельсскому муниципальному району Саратовской области.
Представитель административного ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице ФИО1, а также представитель заинтересованного лица Собрания депутатов Энгельсского муниципального района в лице ФИО2 административные исковые требования не признали в полном объеме, дав суду объяснения из которых следует, что администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области не обладает полномочиями по изданию указанных в административном иске, его просительной части нормативных актов. В настоящее время Собрание депутатов Энгельсского муниципального района повторно путем принятия решения № 68/08 от 28 ноября 2018 года внесло в порядке законодательной инициативы в Саратовскую областную Думу проект закона Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Саратовской области», который и должен делегировать полномочия от субъекта РФ, - Саратовской области муниципальным органам по принятию нормативных актов в частности по установлению порядка рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района.
Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы настоящего дела, а также материалы административного дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора города Энгельса Саратовской области удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными бездействия в данном случае муниципального органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых бездействий нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (неопределенного круга лиц). При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом установлено, что администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области зарегистрировано в качестве юридического лица 05 июня 1992 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы РФ № 19 по Саратовской области и внесено Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (л.д.20-24).
Регулирование торговой деятельности на территории Российской Федерации является государственным полномочием.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены ФЗ-381.
Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации» реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» отнесены к полномочиям субъектов федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 ФЗ-381 «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); на территории Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (статья 74, часть 1).
Во взаимосвязи со статьями 2, 17 (части 1 и 3), 18, 45 (часть 1), 71 (пункт «в») и 72 (пункт «б» части 1) Конституции Российской Федерации это возлагает на государство обязанность надлежащего - основанного на принципах свободной рыночной экономики - правового обеспечения предпринимательства и экономической инициативы, ориентированного на создание максимально благоприятных условий для развития экономических отношений, в том числе посредством принятия развернутой системы мер, направленных на эффективную реализацию и защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, потребителей производимых ими товаров (услуг), а также других лиц, непосредственно не вовлеченных в сферу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Образующее в совокупности с другими конституционными правами и свободами основу правового статуса личности в Российской Федерации (статья 64 Конституции Российской Федерации) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не является абсолютным и в силу статей 17 (часть 3), 55 (часть 3) и 74 (часть 2) Конституции Российской Федерации может быть, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничено федеральным законодателем в конституционно значимых целях с обязательным соблюдением требований необходимости, пропорциональности, соразмерности и справедливости - с тем, однако, непременным условием, что соответствующие законодательные нормы не будут нарушать разумного баланса между публичными интересами общества и экономическими правами отдельных индивидов (их объединений), а вводимые федеральным законом ограничения в данной сфере - посягать на само существо гарантированного статьей 34 (часть 2) Конституции Российской Федерации права и приводить к утрате его реального содержания (постановления от 12 ноября 2003 года №17-П, от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-П, от 30 марта 2016 года № 9-П и др.).
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации).
Осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
Одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Как установлено Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ФЗ-381), органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в числе прочего принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3 части 3 статьи 17); размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10).
Таким образом, федеральным законодателем предусмотрено право органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. При этом данное право ограничено случаями и пределами, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и законами субъекта федерации.
Приведенный перечень правовых актов, которые могут устанавливать случаи и пределы для издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, связанных с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Одновременно с этим, разграничивая полномочия по государственному регулированию вопросов размещения нестационарных торговых объектов, законодатель непосредственно в статье 10 ФЗ-381 определил, что схема размещения таких объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом субъекта федерации (часть3) на которую ссылается административный истец в обоснование заявленных требований.
При этом порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 ФЗ-381).
В развитие части 2 статьи 10 ФЗ-381 принято Постановление Правительства РФ от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», которые определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) (далее - объекты), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, на федеральном уровне императивно установлено, что органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам государственного регулирования торговой деятельности, в том числе нестационарной торговли, только в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и законами субъекта федерации.
Порядок внесения изменений в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов, порядок предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта непосредственно Федеральным законом № 381-ФЗ не урегулирован.
В качестве случаев, в которых органы местного самоуправления вправе издавать
муниципальные правовые акты, данным федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами Саратовской области регулирование таких порядков до настоящего времени также не предусмотрено.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации исполнительно-распорядительных полномочий в отношении органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ императивно установлено следующее: полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Учитывая изложенное, суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что приказ Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области от 18.10.2016 года № 2424 «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», наделивший органы местного самоуправления на территории Саратовской области полномочиями по изданию муниципальных правовых актов в сфере государственного регулирования торговой деятельности в части установления порядка рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему их размещения, а также предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта, противоречит Федеральному закону от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку законом субъекта федерации не является.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в данный Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
Полномочия органов государственной власти Саратовской области определены
Законом Саратовской области от 28.01.2011 года № 5-ЗСО «О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Саратовской области» (далее - Закон Саратовской области).
Статьей 1 данного Закона Саратовской области предусмотрено, что законы Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности принимает Саратовская областная Дума.
Статьей 3 Закона Саратовской области в соответствии с Федеральным законом №384-ФЗ установлены следующие полномочия органа исполнительной власти области, осуществляющего полномочия в сфере государственного регулирования торговой деятельности: разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности; разработка нормативов минимальной обеспеченности населения области площадью торговых объектов в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Российской Федерации; определение порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях; разработка порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, за исключением случаев, когда организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти; проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории области; формирование торгового реестра Саратовской области в соответствии с законодательством; обобщение данных торгового реестра Саратовской области; осуществление разработки проекта региональной программы развития торговли в порядке, установленном статьей 4 данного Закона; осуществление общего управления реализацией региональной программы развития торговли; участие в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством области, совместно с органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм в обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к торговым объектам; осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом №381-ФЗ и данным Законом Саратовской области.
Полномочиями по установлению случаев и пределов, в которых органы местного самоуправления Саратовской области вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, орган исполнительной власти области, осуществляющий полномочия в сфере государственного регулирования торговой деятельности (Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области) Законом Саратовской области не наделен.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления Энгельсского муниципального района до настоящего времени в установленном федеральным законодателем порядке государственными полномочиями по изданию соответствующих муниципальных правовых актов в сфере государственного регулирования торговой деятельности, предусмотренных представлением прокуратуры города Энгельса, не наделялись.
С целью восполнения пробелов в законодательстве субъекта федерации администрация Энгельсского муниципального района обратилась в Собрание депутатов Энгельсского муниципального района, наделенное правом законодательной инициативы в областной Думе статьей 68 Устава Саратовской области.
В соответствии с решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 31.12.2017 года № 302/40-05 в Саратовскую областную Думу в порядке опережающей законодательной инициативы был внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Саратовской области».
Заключением отдела правового обеспечения деятельности Думы от 16.01.2018 года № 03-10 подтверждено, что Законом Саратовской области действительно не установлены случаи и пределы издания муниципальных правовых актов в сфере государственного регулирования торговой деятельности, их следует установить путем внесения изменений в Закон Саратовской области «О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Саратовской области», предусмотрев иную концепцию изменений, чем предложена законопроектом.
Собрание депутатов Энгельсского муниципального района повторно путем принятия решения № 68/08 от 28 ноября 2018 года внесло в порядке законодательной инициативы в Саратовскую областную Думу проект закона Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Саратовской области», который и должен делегировать полномочия от субъекта РФ, - Саратовской области муниципальным органам по принятию нормативных актов в частности по установлению порядка рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов на территории
Таким образом, в связи с отсутствием у администрации Энгельсского муниципального района полномочий в указанной сфере государственного регулирования, вывод прокуратуры города Энгельса о нарушении законодательства и незаконное бездействие администрации Энгельсского муниципального района по не разработке и непринятию указанных в административном иске нормативных актов в ходе рассмотрения представления подтверждения не нашел.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении административных исковых требований прокурора города Энгельса Саратовской области к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконными бездействий Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившихся в не разработке и не принятии нормативного правового акта, определяющего порядок рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему на территории муниципального образования город Энгельс, а также административного регламента по предоставлению муниципальных услуг «Рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему на территории муниципального образования город Энгельс» и понуждении Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области к разработке и принятию названных нормативного акта и административного регламента, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>