ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-665/2022 от 01.06.2022 Балашовского районного суда (Саратовская область)

64RS0007-01-2022-001771-89

Дело №2а-1-665/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2022 года город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шапкиной И.М.

при секретаре судебного заседания Родионовой О.И.,

с участием административного истца Командиной М.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней Командиной А.А.,

представителя административного ответчика по доверенности Гладкова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда Саратовской области административное дело по административному исковому заявлению Командиной Марины Владимировны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области об отмене заключения комиссии и распоряжения,

установил:

Командина М.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратилась в суд с административным иском, в котором просит отменить заключение комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации (ликвидации) муниципальных образовательных организаций Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-р о реорганизации муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Барки Балашовского района Саратовской области» путем присоединения к нему муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Малая Семеновка Балашовского района Саратовской области» в качестве филиала.

В обоснование административного иска, истец указывает, что совместно с несовершеннолетней дочерью зарегистрированы и проживают в с.Малая Семеновка Балашовского района Саратовской области, дочь обучается в средней общеобразовательной школе с. Малая Семеновка. Заключением комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации (ликвидации) муниципальных образовательных организаций Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-р принято решение о реорганизации муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Барки Балашовского района Саратовской области» путем присоединения к нему муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Малая Семеновка Балашовского района Саратовской области» в качестве филиала, оспариваемое заключение принято в соответствии с Положением о порядке проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей в сфере образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Саратовской области, муниципальной образовательной организации в Саратовской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядке создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». С вышеуказанными заключением и распоряжением административный истец не согласна, поскольку в силу п.2п.п.3 указанного положения необходимыми для принятия решения документами являются документы, подтверждающие учет мнения жителей сельского поселения, в случае проведения реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной в данном сельском поселении, проведенным опросом установлено, что жители села не согласны с решением о реорганизации учреждения, считает, что реорганизация является завуалированным действием, направленным на ликвидацию образовательного учреждения, поскольку аналогичное распоряжение выносилось в 2006 году в отношении школы с. Гусевка Балашовского района, после чего школа была закрыта, кроме того, оспариваемое заключение является поверхностным, содержащим общие фразы из нормативных актов. Административный истец указывает, что по численности населения с. Малая Семеновка превосходит с. Барки, количество обучающихся в школе детей не уступает с. Барки, здание школы благоустроено, отсутствие общеобразовательного учреждения в селе приведет к «оттоку» молодежи из села.

В судебном заседании административный истец настаивала на требованиях административного иска по обстоятельствам и доводам, в нем приведенным. Вместе с тем пояснила, что в настоящее время нарушение её прав не имеется, и административный иск предъявлен на «будущее», в случае ликвидации школы.

Представитель административного ответчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Гладков Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснил, что процедура реорганизации проведена в соответствии с действующим законодательством, по результатам рассмотрения представленных документов установлено, что условия пребывания обучающихся в образовательной организации с. Малая Семеновка не изменятся, осуществление образовательной деятельности продолжится по тому же адресу, ухудшение условий для получения образования нет, штатная численность педагогов и обслуживающего персонала не изменится, все обучающиеся, проживающие на территории с. Малая Семеновка, продолжат обучаться в здании школы с. Малая Семеновка, закрывать школу в с. Малая Семеновка не планируется.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статья 46 Конституции РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

В силу статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

На основании статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (часть 10); принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (часть 12).

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, к числу которых отнес местный референдум, сход граждан, собрание граждан.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 31 Федерального закона № 131-ФЗ результаты опроса носят рекомендательный характер.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Согласно положениям статьи 13 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Положению о порядке проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей в сфере образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Саратовской области, муниципальной образовательной организации в Саратовской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядке создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений, проведение оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта образования, а также о реорганизации или ликвидации образовательной организации осуществляется комиссией, создаваемой органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Саратовской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципальной образовательной организации, при принятии решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта образования, являющегося муниципальной собственностью и закрепленного за соответствующей муниципальной образовательной организацией, а также о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации в Саратовской области. В состав муниципальной комиссии включаются представители органа местного самоуправления муниципального образования Саратовской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя, представители муниципальной образовательной организации, в отношении объекта образования, закрепленного за которой, принимается решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта образования, являющегося муниципальной собственностью, в отношении которой принимается решение о реорганизации или ликвидации образовательной организации. При рассмотрении вопроса о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации в состав муниципальной комиссии включаются представители органа исполнительной власти Саратовской области, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (п.2.3).

Исходя из п.1.3 Положения оценка последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации образовательной организации осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования в зависимости от типа образовательной организации по следующим критериям:

1) для дошкольной образовательной организации, объекта образования, закрепленного за дошкольной образовательной организацией:

а) обеспечение общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

б) предоставление гарантированной возможности получения качественных образовательных услуг в соответствии с современными требованиями и потребностями населения;

в) территориальная доступность получения образовательных услуг, в том числе путем организации транспортного сопровождения и (или) проживания обучающихся в организациях с круглосуточным пребыванием;

г) обеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

д) минимизация возможных социальных рисков в отношении работников реорганизуемой или ликвидируемой образовательной организации и соблюдение эффективного баланса финансовых и трудовых издержек при реализации процесса реорганизации или ликвидации образовательной организации и получении планируемого результата;

2) для общеобразовательной организации, объекта образования, закрепленного за общеобразовательной организацией:

а) обеспечение общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

б) предоставление гарантированной возможности получения качественных образовательных услуг в соответствии с современными требованиями и потребностями населения;

в) территориальная доступность получения образовательных услуг, в том числе путем организации транспортного сопровождения и (или) проживания обучающихся в организациях с круглосуточным пребыванием;

г) обеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

д) минимизация возможных социальных рисков в отношении работников реорганизуемой или ликвидируемой образовательной организации и соблюдение эффективного баланса финансовых и трудовых издержек при реализации процесса реорганизации или ликвидации образовательной организации и получении планируемого результата.

Оценка последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации образовательной организации проводится на основании предложения исполнительного органа государственной власти Саратовской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя (органа местного самоуправления Саратовской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя) соответствующей образовательной организации, о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации образовательной организации (п.2.5). По результатам рассмотрения представленных в комиссию документов комиссия принимает одно из следующих решений: о возможности проведения реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объекта образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также реорганизации или ликвидации образовательной организации; о невозможности проведения реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объекта образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также реорганизации или ликвидации образовательной организации (п.3.2).

Решение комиссии оформляется заключением, которое подписывается всеми членами комиссии. Заключение о возможности проведения реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объекта образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также реорганизации или ликвидации образовательной организации дается при соблюдении следующих условий:

1) соблюдение критериев оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации образовательной организации в зависимости от типа образовательной организации, установленных пунктом 1.3 настоящего Порядка;

2) установление возможности надлежащего обеспечения деятельности в сфере образования, соблюдения законных прав и интересов работников образовательных организаций и обучающихся в случае принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации соответствующей образовательной организации.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации (ликвидации) муниципальных образовательных организаций Балашовского муниципального района, рассмотрев предложение администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о необходимости и целесообразности реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Барки Балашовского района Саратовской области» путем присоединения к нему муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Малая Семеновка Балашовского района Саратовской области» в качестве филиала, в вынесенном заключении приняла решение о возможности реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Барки Балашовского района Саратовской области» путем присоединения к нему муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Малая Семеновка Балашовского района Саратовской области» в качестве филиала, о выполнении следующих критериев: обеспечение общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного и среднего общего образования; предоставление гарантированной возможности получения качественных образовательных услуг в соответствии современными требованиями и потребностями населения; территориальная доступность получения образовательных услуг; обеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; минимизация возможных социальных рисков в отношении работников реорганизуемой образовательной организации и соблюдение эффективного баланса финансовых и трудовых издержек при реализации процесса реорганизации образовательной организации и получении планируемого результата.

До вынесения указанного заключения произведен опрос граждан с.Малая Семеновка Балашовского района Саратовской области на предмет согласия/несогласия реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Малая Семеновка Балашовского района Саратовской области» путем присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Барки Балашовского района Саратовской области». Согласно результатам опроса, оформленным протоколом, из граждан, обладающих правом участвовать в опросе, приняли участие человек, количество граждан, выразивших согласие на реорганизацию – человек, высказывавшихся против реорганизации – человек.

ДД.ММ.ГГГГ главой Балашовского муниципального района ФИО6 вынесено распоряжение -р «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Барки Балашовского района Саратовской области» путем присоединения к нему муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Малая Семеновка Балашовского района Саратовской области» с целью обеспечения доступа учащихся к получению более качественного образования и рационального использования материальных кадровых ресурсов.

По смыслу закона признание оспариваемого в рассматриваемом случае ненормативного правового акта незаконным должно быть направлено на восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемые заключение и распоряжение вынесены в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положением о порядке проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей в сфере образования, являющегося государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Саратовской области, муниципальной образовательной организации в Саратовской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядке создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений, в пределах полномочий, предоставленных комиссии, созданной органом местного самоуправления муниципального района; при решении вопроса о реорганизации образовательного учреждения административным ответчиком не было допущено нарушений порядка реорганизации образовательной организации путем присоединения, а, следовательно, не повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца. Кроме того, административный истец в судебном заседании не отрицала, что в настоящее время её права ничем не нарушены.

Таким образом, исследовав имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований, поскольку при реорганизации школы административным ответчиком соблюдены требования законодательства, нарушений при проведении процедуры реорганизации не допущено. Доводы административного истца о негативных последствиях принятого решения о реорганизации образовательного учреждения в рассматриваемом случае носят субъективный характер.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку не усматривает совокупности условий: несоответствие оспариваемых актов закону и нарушение вынесенными актами (заключением и распоряжением) прав либо свобод заявителя.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Командиной Марины Владимировны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО2, к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области об отмене заключения комиссии и распоряжения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме (08 июня 2022 года) путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.

Председательствующий: И.М. Шапкина

Мотивированный текст решения изготовлен 08 июня 2022 года.