ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-6783/19 от 20.08.2019 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-6783/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Рогозиной Е.В.

при секретаре Гузевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 20 августа 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Малинина Р.В. к отделу по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги, Городской Управе города Калуги об оспаривании решения органов опеки и попечительства о невозможности быть усыновителем,

УСТАНОВИЛ:

24 июля 2019 года Малинин Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлениям к ответчикам, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ отделом по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги дано заключение о невозможности административного истца быть усыновителем, которое, по мнению Малинина Р.В. является незаконным и необоснованным, вынесенным без учета требований подпункта 10 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации. Просит суд признать незаконным и отменить оспариваемое заключение, обязав Отдел по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги устранить допущенное нарушение прав административного истца.

В судебном заседании административный истец Малинин Р.В. и его представитель по доверенности Рахмилова Т.Н. поддержали исковые требования.

Представитель административных ответчиков по доверенности Белова А.В. исковые требования не признала.

Заинтересованное лицо Малинина И.В. полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 126 Семейного кодекса Российской Федерации учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275 утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.

Согласно указанным Правилам граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями, в котором указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) граждан, желающих усыновить ребенка; сведения о документах, удостоверяющих личность граждан, желающих усыновить ребенка; сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, желающего усыновить ребенка; сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в подпунктах 9 - 11 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации; сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Граждане, желающие усыновить ребенка, подтверждают своими подписями с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К заявлению прилагаются следующие документы: краткая автобиография лица, желающего усыновить ребенка; справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица; заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации; копия свидетельства о браке (если граждане, желающие усыновить ребенка, состоят в браке); копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.

Решение органа опеки и попечительства о возможности граждан быть усыновителями либо решение о невозможности граждан быть усыновителями оформляется в форме заключения.

В судебном заседании установлено, что 14 мая 2019 года Малинин Р.В. обратился в отдел по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги с заявлением о выдаче заключения о возможности быть усыновителем.

Данное заявление подано в связи с намерением удочерить ребенка супруги – Малининой И.В., <данные изъяты>.

Отдел по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги установив, что Малинин Р.В. является дееспособным гражданином Российской Федерации, имеющим необходимые материально-бытовые условия для воспитания ребенка и отсутствие заболеваний, препятствующих возможности быть усыновителем, не может быть усыновителем, поскольку подвергался уголовному преследованию за преступление против жизни и здоровья, производство по которому прекращено по нереабилитирующим основаниям.

На основании изложенного ДД.ММ.ГГГГ Отделом по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги вынесено оспариваемое заключение о невозможности Малинина Р.В. быть усыновителем.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

Согласно положениям статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей, включая осуществление предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав детей, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий их прав и законных интересов, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и защиту от факторов, негативно влияющих на их развитие и формирование личности.

Семейный кодекс Российской Федерации определяет в статье 127 круг лиц, которые могут быть усыновителями, исключая из него некоторые категории граждан, осуществление которыми воспитания ребенка не допускается.

Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, не имеют право быть усыновителями лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 10 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

Из постановления о прекращении уголовного дела, вынесенного следователем СО № 5 СУ при УВД по городу Калуге ДД.ММ.ГГГГ в отношении Малинина Р.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ) – нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенное из хулиганских побуждений, прекращено в связи с примирением с потерпевшим Дмитриевым Б.В. на основании статьи 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступление, предусмотренное пунктом «а» части 2 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, на момент вынесения постановления о прекращении уголовного дела относилось к категории преступлений небольшой тяжести, направлено против жизни и здоровья.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заключение вынесено Отделом по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги в пределах своих полномочий, в соответствии с требованиями статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, при этом нарушения прав и законных интересов истца не допущено.

Доводы административного истца о необходимости применения в данном случае положений пункта 10 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для признания заключения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным ввиду следующего.

Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации не имеют право быть усыновителями лица, указанные в подпункте 9 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья.

При этом согласно разъяснениям в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 8 №О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.

При решении вопроса о соответствии усыновления интересам ребенка и допустимости усыновления в каждом конкретном случае суду следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителей (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя (заявителей) на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т.п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком.

По смыслу закона, данные доводы истца подлежат разрешению судом при рассмотрении дела об усыновлении (удочерении) ребенка, а не органом опеки и попечительства при вынесении заключения о возможности или невозможности быть усыновителем.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Малинина Р.В. к отделу по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги, Городской Управе города Калуги об оспаривании решения органов опеки и попечительства о невозможности быть усыновителем – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение одного месяца с даты изготовления полного текста решения.

Председательствующий Е.В.Рогозина

Мотивированное решение составлено 20 августа 2019 года.