Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2020 года пгт Кесова Гора Тверская область
ФИО1 межрайонный суд Тверской области ПСП в пгт Кесова Гора Кесовогорского района Тверской области в составе:
председательствующего судьи Торбиной Н.В.,
при секретаре Зызыкиной С.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кесовогорского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Никольское сельское поселение» Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,
установил:
Прокурор Кесовогорского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Никольское сельское поселение» Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кесовогорского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите субъектов предпринимательской деятельности и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в деятельности администрации Никольского сельского поселения Тверской области.
В соответствии с п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.
Отношения, связанные с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Согласно ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, и их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. №415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок (далее Правила), пункт 12 которых закрепляет, что органы контроля: принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок; осуществляют внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с разделом IV настоящих Правил; несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.
Разделом IV Правил регулируются порядок и сроки внесения необходимой информации в единый реестр проверок.
Согласно Регламенту подключения и интеграции Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», размещенному в открытом доступе на сайте https://proverki.gov.ru (далее по тексту - Регламент ФГИС ЕРП), ФГИС ЕРП предусматривает доступ пользователей к открытой и закрытой части портала ФГИС ЕРП. Пользователями закрытой части портала ФГИС ЕРП являются наряду с иными органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, с функциональной возможностью внесения данных в ФГИС ЕРП и контроля этих данных, а также принятия мер в соответствии с действующим законодательством в случае выявления ошибочных (недостоверных) данных.
В соответствии с п. 4.1 Регламента ФГИС ЕРП доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется после прохождения процедуры идентификации, аутентификации и авторизации пользователя на портале ФГИС ЕРП посредством ЕСИА. Запрос на предоставление доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП рассматривается оператором ФГИС ЕРП в течение 10 рабочих дней с момента поступления.
Из сопоставления приведенных положений Регламента ФГИС ЕРП и предусмотренных разделом IV Правил сроков размещения информации в едином реестре проверок следует, что орган муниципального контроля должен иметь доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП заблаговременно для соблюдения требований по своевременному внесению информации в единый реестр проверок.
Однако, как показала проверка, администрацией поселения в нарушение указанных норм законодательства не приняты организационно- распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок, а также не получен доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП, без которого невозможно исполнение обязанности органа контроля по внесению информации в единый реестр проверок.
В адрес администрации Никольского сельского поселения 06.04.2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите субъектов предпринимательской деятельности. Однако до настоящего времени организационно-распорядительные меры, предусматривающих определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок не приняты; доступ к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» не получен.
Непринятие администрацией указанных мер нарушает интересы Российской Федерации в обеспечении единого учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов; повышении прозрачности и обеспечении возможности анализа деятельности контролирующих органов, а также интересы неопределенного круга лиц на получение свободного доступа к информации о плановых и внеплановых проверках, о результатах проверки, принятых мерах по итогам ее проведения, о выдаче предписания об устранении нарушений, его исполнении или неисполнении.
Одновременно с этим нарушается право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, одним из способов обеспечения которого является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» (ст. 6, ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
Просит признать незаконным бездействие администрации Кесовского сельского поселения Тверской области, выразившееся в непринятии организационно-распорядительных мер, предусматривающих определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок, а также в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП); обязать администрацию Никольского сельского поселения Тверской области устранить нарушения путем определения должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, и обеспечить получение доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП) в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец прокурор Кесовогорского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц просил данное административное дело рассмотреть без участия представителя в порядке упрощенного (письменного) производства.Административный ответчик – администрация Никольского сельского поселения Тверской области, возражений относительно применения упрощенного (письменного) порядка в суд не направили, по существу заявленных требований также не возражали.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решений, действий (бездействий) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод, законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Судом установлено, что прокуратурой Кесовогорского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите субъектов предпринимательской деятельности и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в деятельности администрации Никольского сельского поселения Тверской области.
В соответствии с п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и муниципального жилищного контроля.
Отношения, связанные с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, и их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. №415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок, пункт 12 которых закрепляет, что органы контроля: принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок; осуществляют внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с разделом IV настоящих Правил; несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.
Разделом IV Правил регулируются порядок и сроки внесения необходимой информации в единый реестр проверок.
Согласно Регламенту подключения и интеграции Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», размещенному в открытом доступе на сайте https://proverki.gov.ru (далее по тексту - Регламент ФГИС ЕРП), ФГИС ЕРП предусматривает доступ пользователей к открытой и закрытой части портала ФГИС ЕРП. Пользователями закрытой части портала ФГИС ЕРП являются наряду с иными органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, с функциональной возможностью внесения данных в ФГИС ЕРП и контроля этих данных, а также принятия мер в соответствии с действующим законодательством в случае выявления ошибочных (недостоверных) данных.
В соответствии с п. 4.1 Регламента ФГИС ЕРП доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется после прохождения процедуры идентификации, аутентификации и авторизации пользователя на портале ФГИС ЕРП посредством ЕСИА. Запрос на предоставление доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП рассматривается оператором ФГИС ЕРП в течение 10 рабочих дней с момента поступления.
Из сопоставления приведенных положений Регламента ФГИС ЕРП и предусмотренных разделом IV Правил сроков размещения информации в едином реестре проверок следует, что орган муниципального контроля должен иметь доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП заблаговременно для соблюдения требований по своевременному внесению информации в единый реестр проверок.
Однако, как показала проверка, администрацией поселения в нарушение указанных норм законодательства не приняты организационно- распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок, а также не получен доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП, без которого невозможно исполнение обязанности органа контроля по внесению информации в единый реестр проверок.
В адрес администрации Никольского сельского поселения 06.04.2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите субъектов предпринимательской деятельности. Однако до настоящего времени организационно-распорядительные меры, предусматривающих определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок не приняты; доступ к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» не получен.
Непринятие администрацией указанных мер нарушает интересы Российской Федерации в обеспечении единого учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов; повышении прозрачности и обеспечении возможности анализа деятельности контролирующих органов, а также интересы неопределенного круга лиц на получение свободного доступа к информации о плановых и внеплановых проверках, о результатах проверки, принятых мерах по итогам ее проведения, о выдаче предписания об устранении нарушений, его исполнении или неисполнении.
Одновременно с этим нарушается право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, одним из способов обеспечения которого является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» (ст. 6, ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации Никольского сельского поселения Тверской области, выразившееся в непринятии организационно-распорядительных мер, предусматривающих определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок, а также в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП).
Обязать администрацию Никольского сельского поселения Тверской области устранить нарушения путем определения должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, и обеспечить получение доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП) в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.В. Торбина
1версия для печатиДело № 2а-1-67/2020 ~ М-1-62/2020 (Решение)