Дело № 2а-1-6923/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,
при секретаре Подчиненковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 13 сентября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Калуги, Городской Управе г.Калуги, Управлению по работе с населением на территориях г.Калуги о признании незаконным отказа в выдаче справки и обязании выдать справку формы №2,
УСТАНОВИЛ:
24 июля 2019 года ФИО1, впоследствии уточнив требования, обратился в суд с административным иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Калуги (далее – УЖКХ г.Калуги) о признании действий УЖКХ г.Калуги в отказе в выдаче ему справки по форме №2 по месту жительства незаконным и обязать УЖКХ г.Калуги выдать справку по форме №2. В обоснование требований указано, что 04 апреля 2019 года административный истец обратился в Городскую Управу г.Калуги с заявлением о выдаче справки с места жительства о составе семьи по форме №2. Ответом УЖКХ г.Калуги от 23 апреля 2019 года ему отказано в выдаче указанной справки по причине того, что выдача справок не предусмотрена нормативными правовыми актами муниципального образования города Калуги. При этом административным истцом указано, что ранее, а именно 06 февраля 2018 года, данная справка ему была выдана представительством №17 территориального отдела Октябрьского округа Управления по работе с населением на территориях г.Калуги. Считает действия административного ответчика незаконными и нарушающими его права по оказанию муниципальной услуги по выдаче справки.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков по ходатайству административного истца привлечены Городская Управа г.Калуги, Управление по работе с населением на территориях г.Калуги, а также в качестве заинтересованных лиц УВМ УМВД России по Калужской области, представительство №17 территориального отдела Октябрьского округа Управления по работе с населением на территориях г.Калуги.
В ходе рассмотрения дела административные исковые требования стороной административного истца дополнены требованиями о взыскании с административных ответчиков расходов по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, расходов за составление нотариальной доверенности в размере 1700 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежаще, его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что действия административных ответчиков противоречат закону и нарушают законные права на оказание ФИО1 муниципальной услуги по выдаче справки формы №2. При этом указал, что в письмах от УЖКХ г.Калуги, ФИО1 было рекомендовано обратиться за данной справкой в УВМ УМВД России по Калужской области, однако данный орган не уполномочен выдавать справку, форма которой утверждена постановлением Городского Головы, кроме того указал, что УВМ УМВД России по Калужской области не уполномочено на выдачу справок, содержащих сведения об учете граждан по адресу регистрации, поскольку ведет учет граждан по установочным данным, то есть фамилии, имени, отчеству, дате рождения. Выдача справок о составе семьи управлением по вопросам миграции не предусмотрена.
Представитель административного ответчика УЖКХ г.Калуги по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель административных ответчиков Городской Управы г.Калуги и Управления по работе с населением на территориях г.Калуги по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования также не признал.
Представители заинтересованных лиц УВМ УМВД России по Калужской области, представительства №17 территориального отдела Октябрьского округа Управления по работе с населением на территориях г.Калуги в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей46(частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФдля признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи5Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 того же Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением администрации Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 15 января 2009 года №4-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче справок, выписок из домовых и похозяйственных книг, копий архивных документов физическим и юридическим лицам (далее - административный регламент).
Согласно п.1.1 и п. 1.2. указанного регламента Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче справок, выписок из домовых и похозяйственных книг, копий архивных документов физическим и юридическим лицам (далее - административный регламент) устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги; заявителями на получение муниципальной услуги по выдаче справок, выписок из домовых и похозяйственных книг, копий архивных документов физическим и юридическим лицам (далее - муниципальная услуга) являются физические или юридические лица либо их уполномоченные представители, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Согласно п.2.1 административного регламента муниципальной услугой являются: выдача справок, выписок из домовых и похозяйственных книг, копий архивных документов физическим и юридическим лицам.
Муниципальную услугу по выдаче справок, выписок из домовых и похозяйственных книг, копий архивных документов физическим и юридическим лицам предоставляет управление от имени Городской Управы города Калуги. Непосредственное предоставление муниципальной услуги осуществляется территориальными отделами управления.
Согласно п. 2.3 административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача справки с места регистрации граждан; справки о количестве зарегистрированных граждан в домовладении; справки об отсутствии центрального отопления либо наличия печного отопления; справки об архивных данных документов сельских Советов народных депутатов г. Калуги, находящихся на временном хранении в управлении; справки о совместном проживании на день смерти; справки о наличии личного подсобного хозяйства; справки об отсутствии в доме горячего водоснабжения и ванны; выписки из домовой или похозяйственной книги; заверенной копии архивного документа; выписки из архивного документа (в случаях, предусмотренных правовыми актами); уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно п.2.5. административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами в том числе постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 07.06.2006 № 150-п «Об утверждении положения о порядке выдачи справок, выписок из домовых и похозяйственных книг уполномоченным органом Городской Управы (исполнительно-распорядительного органа) городского округа «Город Калуга", форм справок, выписок из домовых и похозяйственных книг».
Пунктом 2.6. административного регламента предусмотрено, что справки, выписки из домовых и похозяйственных книг, копии архивных документов выдаются гражданам на основании их устного обращения или письменного заявления при наличии необходимых документов и при условии получения согласия на обработку персональных данных.
Постановлением Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 07 июня 2006 года №150-п утверждено положение о порядке выдачи справок, выписок из домовых и похозяйственных книг уполномоченным органом городской Управы (исполнительно-распорядительного органа) городского округа «Город Калуга».
Согласно п.1.2 указанного положения уполномоченный орган Городской Управы выдаст в том числе справки о составе семьи, справки с места регистрации, справки о количестве зарегистрированных граждан в домовладении.
Приложению №2 к указанному постановлению утверждена форма справки формы №2 о совместно зарегистрированных лицах, выдавая лицу, обратившемуся за данной справкой.
Согласно Постановлению Городской Думы городского округа «Город Калуга» №50 от 12 апреля 2006 года утверждено положение об управлении по работе с населением на территориях (далее по тексту - положение).
Согласно п.1 указанного постановления учреждено управление по работе с населением на территориях г.Калуги.
Согласно п.2.2. положения управление осуществляет в установленном порядке в том числе выдачу справкой, выписок из домовых и похозяйственных книг граждан, проживающим в секторе индивидуальной застройки.
Судом установлено, что часть жилого дома №<адрес> значится в реестре муниципального жилья.
06 июня 2007 года между УГХ г.Калуги и ФИО5 заключен договор социального найма № на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Дополнительным соглашением к договору социального найма №2 от 24 июня 2010 года внесены изменения в договор социального найма и в качестве членов семьи нанимателей указаны: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1
Согласно письменным материалам дела в настоящее время ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Судом также установлено, что решением Калужского районного суда Калужской области от 17 октября 2018 года удовлетворены исковые требования ФИО9 к Городской управе города Калуги, ФИО1, ФИО10, ФИО11, ФИО12 об изменении статуса жилых помещений и статуса многоквартирного дома. Судом постановлено в том числе изменить статус многоквартирного дома <адрес> с «многоквартирного жилого дома» на «жилой дом»; изменить статус жилого помещения – квартиры № <адрес> расположенной в жилом <адрес>, на часть <адрес> жилого дома. Решение суда вступило в законную силу 24 января 2019 года.
Таким образом с 24 января 2019 года жилой дом по адресу: <адрес>, утратил статус многоквартирного жилого дома, его статус значится как «жилой дом».
Из пояснений представителя административного истца следует, что с целью возможности заключения договора социального найма на жилое помещение в связи с изменением состава семьи ФИО1 обратился в УЖКХ г.Калуги.
Письмом от 08.08.2018 г. УЖКХ г.Калуги сообщило ФИО1 о том, что в целях получения информации о зарегистрированных и снятых с регистрационного учета гражданах в жилом помещении управлением направлен соответствующий запрос в управлением по вопросам миграции УМВД России, также сообщено, что при поступлении ответа в адрес ФИО1 будет направлена дополнительная информация о возможности (невозможности) заключения договора социального найма.
Согласно письменному ответу от 04.10.2018 г. УЖКХ г.Калуги отказало ФИО1 в оформлении договора социального найма в связи с отсутствеим информации о зарегистрированных и снятых с регистрационного учета гражданах в жилом помещении, поскольку согласно полученному ответу сведения о зарегистрированных гражданах в жилом помещении управление по вопросам миграции УМВД России по Калужской области представить не может, так как не ведет учет граждан по адресам; учет ведется по установочным данным (по фамилии, имени, отчеству, дате рождения).
Из пояснений представителя административного истца следует, что ФИО1 с целью получения справки формы №2 также обращался в Управление по работе с населением на территориях г.Калуги, однако в выдаче справки ему было отказано со ссылкой на то основание, что указанные справки выдаются на основании домовой книги и на индивидуальные жилые дома. Между тем жилое помещение находится в пользование административного истца по договору социального найма и ранее значилось, как многоквартирный жилой дом, в связи с чем наличие у нанимателей домовой книги не предусмотрено законодательством. В связи с этим предоставить Управлению по работе с населением на территориях домовую книгу не представляется возможным.
Указанные обстоятельства также изложены ФИО1 в заявлении от 05 декабря 2018 года, поданном в Управление делами Городского Головы города Калуги, в котором ФИО1 в том числе просил определить ответственных лиц по выдаче ему справки формы №2.
Из пояснений представителей административных ответчиков следует, что данное обращение (заявление) ФИО1 было передано в УЖКХ г. Калуги для совместного рассмотрения с Управлением по работе с населением г.Калуги.
Так из ответа УЖКХ г.Калуги от 25 декабря 2018 года следует, что заявление ФИО1 о выдаче справки было рассмотрено совместно с управлением по работе с населением на территориях. Со ссылкой на административный регламент, утвержденный постановлением Городского Головы городского округа «город Калуга» от 15 января 2009 года №4-п ФИО1 было отказано в выдачи справки формы №2, поскольку порядок выдачи справок гражданам, проживающим в муниципальных жилых помещениях являющихся частью жилого дома не предусмотрен.
Из пояснений представителя административного истца следует, что 04 апреля 2019 года ФИО1 вновь обратился в Управление делами Городского Головы г.Калуги с заявлением о выдаче справки с места жительства.
Из пояснений представителей административных ответчиков следует, что данное обращение (заявление) ФИО1 вновь было передано в УЖКХ г. Калуги для совместного рассмотрения с Управлением по работе с населением г.Калуги.
Согласно письменного ответа УЖКХ Г.Калуги от 23 апреля 2019 года №3429/17-19 обращение ФИО1 по поручению Городского Головы города Калуги ФИО13 рассмотрено УЖКХ г.Калуги совместно с Управлением по работе с населением на территориях. Из содержания ответа следует, что предоставление муниципальной услуги по выдаче справок, выписок из домовых и похозяйственных книг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, нормативно правовыми актами муниципального образования города Калуги не предусмотрено.
Исходя из изложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что основания, изложенные в письменном ответе УЖКХ г.Калуги от 23.04.2019 года об отказе в выдаче справки по форме №2, сформированном при совместном рассмотрении с Управлением по работе с населением на территориях, являются незаконными, поскольку на дату рассмотрения заявления ФИО1 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании вступившего в законную силу решения суда утратил статус многоквартирного жилого дома и иприобрел статус жилого дома, о чем административным ответчикам было известно из содержания заявления ФИО1 от 05.12.2018 г., что также не отрицалось представителями административных ответчиков в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, суд также принимает во внимание то обстоятельство, что ранее, а именно 06 февраля 2018 года ФИО1 справка по форме №2 была выдана Представительством №17 территориального отдела Октябрьского округа Управления по работе с населением на территориях г.Калуги, на момент выдачи данный справки статус дома значился как «многоквартирный жилой дом» (л.д.27).
Поскольку отказ в выдаче справки с места жительства по форме №2 ФИО1, изложенный в письменном ответе УЖКХ г.Калуги от 23 апреля 2019 года №, сформирован при совместном рассмотрении обращения ФИО1 УЖКХ г.Калуги и Управлением по работе с населением на территориях г.Калуги, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу является УЖКХ г.Калуги и Управление по работе с населением на территориях г.Калуги, поскольку их совместными действиями принято решение об отказе в предоставлении истцу муниципальной услуги по выдаче справки формы №2 по указанным выше основаниям.
Доводы представителя административных ответчиков о том, что справка о составе семьи может быть выдана ФИО1 Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области, суд находит не состоятельными, поскольку, как следует из материалов дела, административный истец обращался к ответчикам с просьбой оказания муниципальной услуги по выдаче справки формы №2, утвержденной постановлением Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 07 июня 2006 года №150-п, таким образом данная форма справки установлена и утверждена муниципальным органом власти, УМВД России по Калужской области не уполномочено выдавать справки по данной форме. Кроме того, УВМ УМВД России по Калужской области осуществляет регистрационный учет граждан по установочным данным, то есть по фамилии, имени, отчеству и дате рождения, в связи с чем учет граждан по адресам не относится к компетенции управления по вопросам миграции. На данное обстоятельство также указано в ответе УЖКХ г.Калуги от 04.10.2018 г. № (л.д.30).
Кроме того, как следует из письменных материалов дела и не оспаривалось сторонами по делу, 24 июня 2010 года между УГХ г.Калуги и ФИО5 заключено дополнительное соглашение к договору социального найма в связи с изменением состава семьи нанимателя и указанием лиц, вселяющихся в жилое помещение. Между тем как следует из п.3 положения об Управлении по работе с населением на территориях, утвержденного постановлением Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 12 апреля 2006 года №50 Управление имеет права в том числе запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и физических лиц, информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, однако, как следует из пояснений административных ответчиков сведения о подтверждении регистрации указанных лиц в жилом помещении Управлением по работе с населением на территориях г.Калуги в рамках оказания муниципальной услуги не запрашивались.
Довод представителей административных ответчиков о том, что справка формы №2 не может быть выдана ФИО1 в связи с отсутствием у него домовой книги, содержащей сведения о всех зарегистрированных в жилом помещении лицах, суд также находит не состоятельными по ранее изложенным основаниям, в том числе по тому основанию, что ранее данная справка административному истцу выдавалась.
Кроме того приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 года утвержден Административным регламент предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Указанный регламент предусматривал форму домовой (поквартирной) книги №11.
Приказом МВД от 31 декабря 2017 года №984 «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» в том числе признан не подлежащими применению приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. №288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». После вступления в действие нового регламента согласно указанного приказа службы перешли на электронный документооборот в рамках межведомственного взаимодействия посредствомгосударственной системы миграционного и регистрационного учёта «Мир». Таким образом, стали не актуальны такие унифицированные формы, как: карточка регистрации (форма № 9); поквартирная карточка (форма № 10); домовая книга (форма № 11). Таким образом доводы административного ответчика о том, что в выдаче справки формы №2 по тому основанию, что ФИО1 не предоставлена домовая книга являются не состоятельными в том числе и по данному основанию.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца.
Таким образом, на административного ответчика Управления по работе с населением на территориях г.Калуги надлежит возложить обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения по существу обращения ФИО1 о выдаче справки формы №2.
При таких обстоятельствах, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Административным истцом также заявлено требование о взыскании судебных расходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В силу ст. 112 КАС РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 21.01.2016 года).
ФИО1 за представление его интересов в суде первой инстанции оплачено ФИО2 15 000 рублей, что подтверждается письменными материалами дела в том числе договором об оказании юридических услуг от 17.07.2019 г. №, квитанцией № серии АА. Указанные документы суд признает допустимыми доказательствами, подтверждающими несение расходов на оплату юридических услуг.
Учитывая ценность, подлежащего защите права, объем проделанной представителем административного истца работы, связанной с подготовкой административного искового заявления, участием в трех судебном заседании суда первой инстанции, суд приходит к выводу о возмещении расходов, связанных с оказанием юридической помощи по делу, в размере 12 000 рублей, подлежащих взысканию с УЖКХ г.Калуги и Управления по работе с населением на территориях г.Калуги в равных долях.
Судом также установлено, что административным истцом понесены расходы за составление и выдачу нотариальной доверенности в размере 1700 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Указанные расходы также подлежат взысканию с административных ответчиков УЖКХ г.Калуги и Управления по работе с населением на территориях г.Калуги равных долях.
Руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Калуги и Управления по работе с населением на территориях города Калуги об отказе в оказании муниципальной услуги по выдаче справки, изложенные в письменном ответе от 23 апреля 2019 года.
Обязать Управлением по работе с населением на территориях города Калуги устранить допущенные нарушения прав ФИО1 путем повторного рассмотрения по существу его обращения о выдаче справки формы №2, утвержденной постановлением Городского Головы города Калуги №150-п от 07 июня 2006 года.
Указать Управлению по работе с населением на территориях г.Калуги на необходимость сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги и Управления по работе с населением на территориях города Калуги расходы по оплате услуг представителя в размере 12000 рублей, расходы за составление нотариальной доверенности в размере 1700 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей в равных долях.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца.
Председательствующий О.Е. Желтикова
Мотивированное решение составлено 18 сентября 2019 года.