Дело № 2а-1-696/2019 УИД 40RS0008-01-2019-001003-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Лобзовой Л.В.,
при секретаре Трофимове Д.А.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жуков в зале суда
26 сентября 2019 года
гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района Калужской области, главе администрации сельского поселения села Тарутино о признании предписания незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
22.08.2019 ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района Калужской области о признании предписания главы администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района Калужской области от 06.08.2019 об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства населенных пунктов Калужской области.
К участию в деле в качестве административного соответчика был привлечен глава администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района Калужской области.
Административный истец ФИО2, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный истец ФИО1 в обоснование исковых требований указал, что 06.08.2019 административная комиссия сельского поселения с. Тарутино Жуковского района Калужской области вынесла предписание об устранении выявленных нарушений, согласно которому предписано до 20.08.2019 устранить нарушения правил благоустройства поселения, предусмотренные ст.1.12 и п.1 Закона Калужской области № 122-ОЗ «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства», а также устранить нарушения согласно решению Сельской думы № 9 от 10.04.2017 «Об утверждении правил содержания домашних животных, скота и птицы на территории сельского поселения «село Тарутино», п.4. Никакой проверки не проводилось, нарушений правил административными истцами не совершалось. Кроме того, ст. 1.12 п.1 Закона Калужской области № 122-ОЗ «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства» является недействующей с 2013 года. Просит удовлетворить исковые требования.
Административные ответчики администрация сельского поселения село Тарутино Жуковского района Калужской области, глава администрации сельского поселения село Тарутино извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили заявление о признании иска.
Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что 06.08.2019 в д. Агафьино административной комиссией сельского поселения село Тарутино вынесено предписание, подписанное главой администрации сельского поселения село Тарутино. Предписание вынесено в адрес административных истцов ФИО1, ФИО2 о принятии мер по устранению выявленных нарушений в сфере благоустройства населенных пунктов Калужской области, а именно нарушены правила благоустройства поселения, предусмотренные законом Калужской области № 122-ОЗ «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства» ст. 1.12 п.1 и п.4 правил содержания домашних животных, скота и птицы на территории сельского поселения «село Тарутино», утвержденных решением Сельской Думы № 9 от 10.04.2017. Установлен срок устранения до 20.08.2019.
ФИО1 и ФИО2 являются собственниками в равных долях земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ> и жилого дома, расположенных по адресу: <АДРЕС>
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (статья 4).
При этом суд исходит из предписаний пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), согласно которым к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Правила благоустройства территории муниципального образования, как это определено в абзаце двадцать первом части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ, представляют собой муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения, который утверждается представительным органом соответствующего муниципального образования и может регулировать вопросы, в том числе размещения информации на территории муниципального образования, а также установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок (часть 1, пункт 6 части 2 статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ).
Конституция Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, призванное обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, закрепляет за органами местного самоуправления право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения (статьи 130 и 132).
К вопросам местного значения федеральный законодатель относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 поименованного закона), не предоставив право регулировать вопросы ответственности участников правоотношений, в том числе и в области благоустройства.
Юридическая ответственность - это одна из форм государственного принуждения, следовательно, не может устанавливаться органами местного самоуправления, которые в систему органов государственной власти не входят в силу прямого предписания в статье 12 Конституции Российской Федерации.
Принимая во внимание, что уголовное, гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации), административное, трудовое, жилищное, земельное, законодательство, законодательство об охране окружающей среды - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), соответственно, и ответственность в названных сферах может быть установлена исключительно на федеральном или региональном уровне.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предписание было выдано ненадлежащим лицом, не имеющим полномочий.
Как следует из представленного материала самой проверки по заявлению ФИО3 не проводилось, Б-ны об осмотре их земельного участка не извещались.
Кроме того, в силу Закона Калужской области от 26.12.2012 N 379-ОЗ "О признании утратившими силу статей 1.2 и 1.12 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" признаны утратившими силу статьи 1.2 и 1.12 Закона Калужской области от 28 февраля 2011 года N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области".
Само предписание также не содержит описания того, в чем выразились нарушения правил содержания домашних животных, скота, птицы на территории сельского поселения «село Тарутино».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности выданного административной комиссией сельского поселения село Тарутино Жуковского района Калужской области предписания от 06.08.2019 об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства населенных пунктов Калужской области в отношении административных истцов и об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района Калужской области, главе администрации сельского поселения село Тарутино о признании предписания незаконным, удовлетворить.
Признать предписание главы администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района Калужской области от 06.08.2019 об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства населенных пунктов Калужской области в отношении ФИО1, ФИО2, незаконным.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья -подпись- Л.В. Лобзова