ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-75/18 от 13.07.2018 Тигильского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-1-75/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2018 года п. Палана Камчатский край

Тигильский районный суд Камчатского края (постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Палана) в составе:

председательствующего судьи Беловой Ю.Н.,

при секретаре Федоровой А.В.,

с участием:

представителя административного истца - старшего помощника прокурора Тигильского района Рулева П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Тигильского района Черных А.Г. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Тигильского района Черных А.Г. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» о признании бездействия незаконным.

Ссылаясь в обоснование заявленных требований на те обстоятельства, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации при обслуживании и содержании в исправном состоянии пожарных гидрантов на территории с. Тигиль Тигильского района Камчатского края.

В результате проверки установлено, что пожарный гидрант, расположенный по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа», являющийся собственностью сельского поселения «село Тигиль», находится в неисправном состоянии в связи с отсутствием подачи и напора воды согласно акту проверки технического состояния пожарного гидранта от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ сведения о нарушениях, изложенные в представлении прокуратуры района, нашли свое подтверждение, однако мер, направленных на устранение нарушений - приведение пожарного гидранта в пригодное для эксплуатации состояние, расположенного по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа» не принято.

Бездействие администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в части не соблюдения требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.218 КАС РФ просил суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в части содержания пожарного гидранта, расположенного по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа» в неисправном состоянии, незаконным, возложить на Администрацию муниципального образования «Тигильский муниципальный район» обязанность привести в пригодное для эксплуатации состояние пожарный гидрант, расположенный по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа».

Административный истец заместитель прокурора Тигильского района Черных А.Г. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Тигильского района Рулев П.В., действующий на основании доверенности уточнил заявленные требования в части, просил суд возложить на Администрацию муниципального образования «Тигильский муниципальный район» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в пригодное для эксплуатации состояние пожарный гидрант, расположенный по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа», заявленные требования в оставшейся части поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик администрация муниципального образования «Тигильскиий муниципальный район» извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Поскольку неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому такая неявка не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ в ред. от 29 июля 2017 «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Статья ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ устанавливает, что системой обеспечения пожарной безопасности является совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является осуществление государственных мер в области пожарной безопасности.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

В соответствии с п.9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта.

Согласно ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

На основании ч.4 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ в ред. от 29 июля 2017 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного Федерального закона.

Согласно ч.2 ст.63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1, п.1 ч.2 ст.68 Федерального закона № 123-Ф3 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, в том числе наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.

Требования к расположению пожарных гидрантов определены п.8.6 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России oт 25 марта 2009 № 178 в ред. от 09 декабря 2010 года.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 в ред. от 30 декабря 2017 определено, что руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

В судебном заседании установлено, с ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» исполняет полномочия администрации муниципального образования сельского поселения «село Тигиль».

В соответствии с п.2 ст.10 Устава муниципального образования сельского поселения «село Тигиль» полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданные органам местного самоуправления муниципального образования сельского поселения «село Тигиль», возлагаются на администрацию МО «Тигильский муниципальный район».

В судебном заседании установлено, что пожарный гидрант , расположенный по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа», являющийся собственностью сельского поселения «село Тигиль», находится в неисправном состоянии в связи с отсутствием подачи и напора воды, что подтверждается актом проверки технического состояния пожарного гидранта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

Таким образом, судом установлен факт неисправности указанного прокурором пожарного гидранта. Доказательств обратного суду не представлено, не добыто таких доказательств и в ходе рассмотрения дела.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями прокуратурой района внесено представление в адрес главы администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» об устранении нарушений закона по факту нахождения пожарного гидранта, расположенного по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа» в неисправном состоянии в связи с отсутствием подачи и напора воды (л.д.11-13).

Согласно ответу администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ сведения о нарушениях, изложенные в представлении прокуратуры района, нашли свое подтверждение, однако мер, направленных на устранение нарушений - приведение пожарного гидранта в пригодное для эксплуатации состояние, расположенного по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа» не принято.

Из представленного ответа следует, что в ходе рассмотрения представления было выявлено, что гидрант был установлен с нарушением п.8.5 СНиП 2.04.02-84. Дополнительно сообщено, что в рамках подготовки к ОЗП 2018-2019 года планируется проведение капитального ремонта участка сетей ХВС от колодца по <адрес> до колодца по <адрес> техническое задание которого включен перенос пожарного гидранта в соответствии с СНиПа 2.04.02-84 на основную линию центрального водоснабжения на ул. Партизанская, с. Тигиль, Тигильского района Камчатского края вблизи МБОУ «Тигильская СОШ» (л.д.15-16).

Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административным ответчиком приведение пожарного гидранта в пригодное для эксплуатации состояние, расположенного по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа» не принято. Доказательств обратного суду не представлено, не добыто таких доказательств и в ходе рассмотрения дела.

Суд считает, что при указанных обстоятельствах бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по приведению пожарного гидранта в пригодное для эксплуатации состояние, расположенного по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа» следует признать незаконным, поскольку состояние противопожарного оборудования затрагивает интересы неопределенного круга лиц, суд возлагает на административного ответчика обязанность привести в пригодное для эксплуатации состояние пожарный гидрант, расположенный по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа».

На основании ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ч.1 ст.104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.

Перечень лиц, подлежащих освобождению от уплаты государственной пошлины, определен ст.333.36 НК РФ.

Согласно подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу подп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку ни прокурор, ни орган местного самоуправления, к которому предъявлены требования, в соответствии с приведенными правовыми нормами, плательщиками государственной пошлины не являются, то обязанность по уплате ими данного сбора не наступает, следовательно, государственная пошлина по делу в соответствующий бюджет не взыскивается, в связи с освобождением сторон от её уплаты в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Тигильского района Черных А.Г. в интересах неопределенного круга лиц, – удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в части содержания пожарного гидранта, расположенного по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа» в неисправном состоянии, незаконным.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Тигильский муниципальный район» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в пригодное для эксплуатации состояние пожарный гидрант, расположенный по <адрес> в с. Тигиль Тигильского района Камчатского края на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигильская средняя общеобразовательная школа».

Об исполнении решения сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

По вступлении решения в законную силу решение подлежит опубликованию в газете Тигильского муниципального района «Панорама».

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Белова

Копия верна

Судья Ю.Н. Белова

Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2018 года