ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-816/18 от 07.12.2018 Собинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1-816/2018

33RS0017-01-2018-001295-49

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07.12.2018 г.

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Ульяновой А.А.,

при секретаре Нестеровой О.В.,

с участием прокурора Капитоновой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области административное дело по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц -жителей <...> Собинского района к администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода и ШРП,

установил:

Собинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц - жителей <...> Собинского района, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования (МО) Куриловское Собинского района Владимирской области о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии пол Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода и ШРП, расположенных по адресу: <...>.

В обоснование заявленных требований указано, что Собинской межрайонной прокуратурой по информации АО «Газпром газораспределение Владимир», в рамках осуществления надзора, проведена проверка исполнения администрацией МО Куриловское полномочий, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ходе проверки установлено, что на территории МО Куриловское в д. <...> проходит газораспределительная трасса протяженностью 125,0 м (газопровод низкого и высокого давления) и шкафной регуляторный пункт (далее - ШРП).

Согласно представленной информации АО «Газпром газораспределение Владимир», Заказчиками строительства данного газопровода выступали жители деревни. Согласно акту приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения газопровод и ШРП принят в эксплуатацию в 2000 году. Какие-либо правоустанавливающие и технические документы на указанные недвижимые объекты отсутствуют, собственник не определен.

Бесхозяйный газопровод прочно связан с землей, его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.

Указанное нарушение может послужить причиной возникновения ситуаций, влекущих собой негативные последствия, в виду наличия опасности для жизни и здоровья людей при эксплуатации данных объектов газопровода неустановленными лицами.

Иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, поскольку невозможно конкретизировать всех граждан, чьи интересы могут быть затронуты, как потребителей коммунальных ресурсов.

В данном случае требование прокурора (заявленное в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц) направлено на пресечение действий (бездействий) органа местного самоуправления, нарушающих право граждан на безопасность.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на положения ст.ст. 14,50 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 7 ФЗ от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ О газоснабжении в Российской «Федерации», ст. ст. 130, 225 ГК РФ, ст. 39 КАС РФ, просит суд обязать администрацию муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода и ШРП, расположенного по адресу: <...>

В судебном заседании представитель Собинской межрайонной прокуратуры Капитонова Л.В. требования поддержала по указанным в административном иске доводам, просила удовлетворить.

Административный ответчик администрация МО Куриловское Собинского района Владимирской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила, представленным заявлением просила о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, с административным иском Собинского межрайонного прокурора согласна.

Заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд признает административный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к полномочиям сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере газоснабжения предусмотрены в статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для реализации указанных полномочий.

Судом установлено, что на территории муниципального образования Куриловское в <...> проходит газораспределительная трасса протяженностью 125,0 м (газопровод низкого и высокого давления) и шкафной регуляторный пункт (далее - ШРП).

13.08.2018 года ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» проинформировало Собинского межрайонного прокурора о фактах нарушения законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов - распределительного газопровода высокого давления протяженностью 125 м и шкафного регуляторного пункта (ШРП), предназначенных для гозоснабжения <...>.

При выполнении работ по пуску газа после плановых ремонтно-профилактических работ на газораспределительной станции (ГРС) Лакинск установлено, что действующий договор на техническое обслуживание и ремонт газопровода и ШРП в д. <...> отсутствует, аварийно-диспетчерское обслуживание опасных производственных объектов не обеспечено (л.д. 9-11)

Заказчиками строительства данного газопровода выступали жители деревни. Согласно акту приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения газопровод и ШРП принят в эксплуатацию 23.10.2000 г. (л.д. 23-24, 39-40).

24.08.2018 года Собинским межрайонным прокурором администрации МО Куриловское вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 13-15).

Согласно ответу главы администрации МО Куриловское Собинского района приняты следующие меры для принятия на учет газопровода в муниципальную собственность: направлены письма о принадлежности данного объекта в АО «Газпром газораспределение Владимир», Газпром межрегионгаз г. Собинка, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях; после получения ответов из вышеназванных организаций, администрация начнет изготовление технического паспорта и привязку данного газопровода к земле, осуществит государственную регистрацию после получения технического паспорта; в следующем году администрация обратится в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на газопровод <...> (л.д.16).

Какие-либо правоустанавливающие и технические документы на указанные недвижимые объекты отсутствуют, собственник не определен.

Согласно представленным ответам на запрос администрации МО Куриловское, АО «Газпром газораспределение Владимир», Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Комитет по управлению имуществом администрации Собинского района не являются собственниками газопровода высокого давления протяженностью 125 м и ШРП д. <...> (л.д. 19, 20, 21, 22).

По сообщению Собинского филиала ГУП ВО «БТИ», сведения о зарегистрированных правах до 1999 года на газопровод по адресу: <...>, в архиве филиала ГУП ВО «БТИ» отсутствуют, технический план на указанный газопровод не изготавливался (л.д. 34)

Согласно уведомлению МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» от 21.08.2018 года, зарегистрированные права на объект недвижимости: сооружение по адресу: <...>, в ЕГРН отсутствуют (л.д. 43).

Суд согласен с выводом прокурора о том, что у данных газопровода и ШРП нет собственника и, следовательно, сооружение - бесхозяйная недвижимость.

Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры для выявления и постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Таким образом, создаются условия для контроля и надзора за ним.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (ч.1. ст.225 ГК РФ).

Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование.

Вышеуказанный Бесхозяйный газопровод прочно связан с землей, его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость), относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Указанное нарушение может послужить причиной возникновения ситуаций, влекущих собой негативные последствия, в виду наличия опасности для жизни и здоровья людей при эксплуатации данных объектов газопровода неустановленными лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В данном случае требование прокурора заявлено в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку невозможно конкретизировать всех граждан, чьи интересы могут быть затронуты.

При указанных обстоятельствах, с учетом признания административным ответчиком административных исковых требований, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления Собинского межрайонного прокурора.

По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований, в связи с чем, суд, полагает возможным установить срок для обращения с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением - до 1 апреля 2019 г.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 298 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - жителей <...> к администрации муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода и ШРП удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Куриловское Собинского района Владимирской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода и ШРП, расположенных по адресу: <...>, в срок до 01.04.2019 года.

Об исполнении решения сообщить в Собинский городской суд и Собинскому межрайонному прокурору в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: