ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-8177/2021 от 08.12.2021 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-8177/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе:

председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,

при секретаре Лыковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 08 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Молодцовой И.С. к Городской Управе города Калуги, УЖКХ города Калуги, Городской межведомственной комиссии о признании заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома и постановления об утверждении решения городской межведомственной комиссии незаконными и подлежащими отмене,

УСТАНОВИЛ:

19 августа 2021 года Молодцова И.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УЖКХ города Калуги и Городской Управе г.Калуги о признании незаконными и подлежащими отмене заключения Городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции, а также постановления Городской Управы города Калуги от ДД.ММ.ГГГГ-пи «Об утверждении решения межведомственной комиссии».

В обоснование административного иска Молодцова И.С. указывает, что является собственником жилых помещений в указанном многоквартирном доме. Считает, что заключение Городской межведомственной комиссии не может быть признано законным и обоснованным, поскольку оно не является объективным и достоверным, собственники жилых помещений в указанном многоквартирном доме, в том числе административный истец, не были привлечены к работе в комиссии с правом совещательного голоса, что является нарушением Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, кроме того техническое заключение ООО «СНПО «Реставрация» положенное в основу заключения городской межведомственной комиссии является недопустимым доказательствам того, что дом требует капитального ремонта, поскольку данное заключение содержит технические ошибки, которые повлияли на выводы Городской межведомственной комиссии.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Городская межведомственная комиссия, в качестве заинтересованных лиц МБУ «Служба жилищного обеспечения», Управление по охране объектов культурного наследия, Хмара В.М., Ершов И.В., Ершов В.И., Гуляева П.М., ООО СНПО «Реставрация», Леонова Ю.И., Варламова А.Г.

Истец Молодцова И.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежаще, ее представитель по доверенности Марохин И.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал, ссылались на надлежащее техническое состояние многоквартирного дома, на отсутствие оснований для признания его аварийным и проведения реконструкции.

Представитель административного ответчика Городской Управы города Калуги по доверенности Оганесян Е.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представители административных ответчиков УЖКХ г.Калуги и Городской межведомственной комиссии в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Представитель ООО СНПО «Реставрация» по доверенности Халявина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представитель заинтересованного лица МБУ «Служба жилищного обеспечения» по доверенности Тишкина А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Заинтересованное лицо Гуляева П.М. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.

Заинтересованные лица Хмара В.М., Ершов И.В., Ершов В.И., Леонова Ю.И., Варламова А.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежаще.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив специалиста ООО «СНПО «Реставрация», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Пунктом 10 Положения определено, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).

Пунктом 7 Положения установлено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

В соответствии с абзацем 5 пункта 7 указанного выше Положения (в редакции постановления Правительства РФ от 2 августа 2016 года N 746) собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 45 Положения, для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным в комиссию представляется в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).

Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 является объектом культурного наследия федерального значения «Дом Архангельского, XVIII-XIX вв.», расположенным на территории муниципального образования «Город Калуга».

Как следует из материалов дела, Молодцова И.С. является собственником жилых помещений – квартир <адрес> в указанном многоквартирном доме.Согласно представленным выпискам из ЕГРН, в указанном доме расположены жилые помещения, принадлежащие также на праве собственности Ершову И.В. и Ершовой Г.А. (<адрес>), Ершову И.В. и Леоновой Ю.И. (<адрес>), Гуляевой П.М. (<адрес> номер на поэтажном плане 6), а также муниципальному образованию «Город Калуга».

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет МБУ «Служба жилищного обеспечения».

Судом установлено, что в целях обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, специалистами ООО СНПО «Реставрация», по заказу УЖКХ г.Калуги, подготовлено техническое заключение (шифр ), в котором состояние жилого дома охарактеризовано как аварийное, требующее проведения ремонтно-реставрационных работ, сделан вывод о том, что дальнейшее использование жилого дома по его прямому назначению без приведения его в нормативное состояние будет создавать угрозу жизни и здоровью, проживающих в нем граждан, дом подлежит расселению (выселению) граждан и проведению дальнейших мероприятий по приведению его в нормативное состояние.

По заявлению Управления ЖКХ города Калуги от ДД.ММ.ГГГГ, действующего от имени муниципального образования, как собственника квартир, Городская межведомственная комиссия, опираясь, в том числе на результаты указанного технического заключения ООО «СНПО «Реставрация», ДД.ММ.ГГГГ приняла решение (в форме Заключения ) о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции.

Постановлением Городской Управы г.Калуги от ДД.ММ.ГГГГ-пи указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.

В этом же постановлении разрешен вопрос и об отселении физических и юридических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установленная Правительством Российской Федерации процедура принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, включающая в себя составление соответствующего заключения межведомственной комиссией и вынесение распоряжение органа власти о дальнейшем использовании жилого дома, полностью соблюдена.

Доводы административного истца о том, что имело место нарушение абзаца 5 пункта 7 Положения в связи с непривлечением собственников жилых помещений в многоквартирном доме к работе Городской межведомственной комиссии суд находит несостоятельными, поскольку исходя из буквального толкования положений пунктов 45, 46 Положения, не усматривается обязанность комиссии привлекать собственников, не обратившихся в межведомственную комиссию. В данном случае административные истец, не согласный с решением Городской межведомственной комиссии, реализовала свое право путем обжалования данного решения.

Кроме того доказательства того, что данное обстоятельство могло существенно повлиять на принятое комиссией решение, в материалах дела отсутствуют. На такие обстоятельства ни в исковом заявлении Молодцова И.С., ни в судебном заседании ее представитель не ссылались. При этом, как следует из материалов дела, УЖКХ города Калуги действовало от имени муниципального образования «Город Калуга», как собственника квартир, при обращении с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Калужской области от 25 марта 2019 года №170 утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципальных образований Калужской области на ДД.ММ.ГГГГ годы. Согласно этой программе, <адрес> в указанной программе не значится.

Постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. N 153 принят и рекомендован к применению в качестве нормативного документа в системе нормативных документов в строительстве Свод правил "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" СП 13-102-2003.

Согласно пункту 1.1 СП 13-102-2003, данные правила предназначены для применения при обследовании строительных конструкций зданий и сооружений жилищного, общественного, административно-бытового и производственного назначения с целью определения их технического состояния, а также могут быть использованы при решении вопросов о пригодности жилых домов для проживания в них.

Указанные Правила регламентируют процедуру проведения обследования строительных конструкций, определяют принципиальную схему и состав работ, позволяющих объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усилений.

Из представленного технического заключения ООО «СНПО «Реставрация» (шифр №) следует, что обследование многоквартирного <адрес> было проведено с учетом требований СП 13-102-2003, а также ГОСТ 31937-2011.

В ходе обследования установлено, что фундамент многоквартирного дома имеет косые, вертикальные и горизонтальные трещины просадочного характера, несущей способности фундаментов, для восприятия существующих нагрузок недостаточно, а учитывая материал и год постройки здания, отсутствие вертикальной гидроизоляции, износ горизонтальной гидроизоляции) свидетельствуют о необходимости проведения комплекса мероприятий по усилению строительных конструкций фундаментов. На основании ГОСТ 31937-2011 техническое состояние фундаментов здания многоквартирного дома оценивается экспертами как ограниченно-работоспособное.

По результатам обследования наружных и внутренних стен здания многоквартирного жилого дома экспертами ООО «СНПО «Реставрация» выявлены множественные следы отслоения штукатурного слоя стен, множественные косые, вертикальные и горизонтальные трещины просадочного характера по наружным и внутренним стенам, трещины просадочного характера в сопряжении наружных и внутренних стен, замачивание и поражение растительностью цокольной части стен, следы замачивания стен в результате протечек кровли. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 техническое состояние наружных и внутренних стен здания многоквартирного жилого дома экспертами оценено как аварийное состояние.

По результатам обследования межэтажного перекрытия здания многоквартирного жилого дома экспертами выявлены дефекты в виде множественных следов замачивания перекрытия вследствие протечек кровли, сильного морального и физического износа отделочного слоя перекрытий, загнивания деревянных элементов чердачного перекрытия морального и физического износа шлакового утеплителя чердачного перекрытия. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 техническое состояние межэтажных перекрытий здания многоквартирного жилого дома оценивается как ограниченно-работоспособное.

По результатам обследования перегородок здания многоквартирного дома экспертами ООО «СНПО «Реставрация» выявлены дефекты в виде сильного морального и физического износа отделочного слоя перегородок (отштукатуривание, оклейка обоями), незначительное загнивание деревянных элементов перегородок. В соответствии с ГОСТ 31937-2011техническое состояние перегородок здания многоквартирного жилого дома оценено как ограниченно-работоспособное.

В результате проведения обследования дверных проемов жилого дома экспертами ООО «СНПО «Реставрация» выявлены дефекты в местах установки деревянных дверных заполнений в виде отсутствия герметизации по периметру дверных коробок, наличия значительной деформации и разрушения в дощатых полотнах и коробах, в результате чего не обеспечивается плотность полотен с коробкой, наличие разрушений окрасочного слоя деревянных полотен и коробок. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 техническое состояние деревянных дверных блоков, в дверных проемах здания многоквартирного жилого дома оценено экспертами как ограниченно-работоспособное.

По результатам визуального обследования кровли многоквартирного жилого дома экспертами ООО «СНПО «Реставрация» выявлены дефекты в виде сильного морального и физического износа кровельного покрытия, загнивания стропильной системы и всех деревянных элементов крыши, наличие мест нарушения врубок, отсутствие пароизоляционного слоя, наличия снаружи видимых просадок стропильной системы. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 техническое состояние кровли здания многоквартирного жилого дома оценено экспертами как аварийное техническое состояние.

По результатам визуального обследования системы отопления здания экспертами установлено, что система отопления имеет сильный моральный и физический износ, необходим ремонт либо полная замена системы отопления. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 техническое состояние системы отопления оценивается как ограниченно-работоспособное.

По результатам визуального обследования системы водоснабжения и водоотведения здания многоквартирного жилого дома экспертами ООО «СНПО «Реставрация» установлено, что данные системы имеют сильный моральный и физический износ, нуждаются в ремонте либо полной замене. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 техническое состояние системы отопления и водоотведения оценивается как ограниченно-работоспособное.

По результатам визуального обследования системы электроснабжения здания многоквартирного жилого дома экспертами ООО «СНПО «Реставрация» установлено, что система электроснабжения подвержена сильному моральному и физическому износу и нуждается в ремонте либо полной замене. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 техническое состояние системы электроснабжения оценивается как ограниченно-работоспособное.

На основании проведенного исследования здания многоквартирного жилого дома экспертами сделан вывод, что для дальнейшего использования здания по его прямому назначению и исключения возможности обрушения строительных конструкций необходимо провести комплекс мероприятий по устранению выявленных дефектов и усилению, а также замене строительных конструкций.

Неотъемлемой частью заключения является фототаблица, на которой отображено состояние его несущих и ограждающих конструкций, стен, кровли, коммуникаций.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО17 подтвердил отраженное в заключении описание состояния основных несущих и ограждающих конструкций дома, его коммуникаций, указав на их аварийное состояние, на необходимость проведения ремонтно-реставрационных работ, а также на то обстоятельство, что дальнейшее использование жилого дома по прямому назначению (с целью проживания в нем граждан) без приведения дома в нормативное состояние будет создавать угрозу жизни и здоровью, проживающих в нем лиц.

Проанализировав представленное Техническое заключение ООО «СНПО «Реставрация», заслушав показания специалиста ФИО17, суд приходит к выводу о допустимости положенного в основу решения межведомственной комиссии заключения, подготовленного, как это следует из содержания данного документа и показаний специалиста по результатам детального и непосредственного обследования жилого дома, в соответствии с методиками, предусмотренными упомянутым Сводом правил.

Доказательств, опровергающих выводы экспертов ООО «СНПО «Реставрация» административным истцом в материалы дела не представлено, заявленное представителем административного истца ходатайтво о назначении строительно-технической экспертизы в отношении многоквартирного дома, впоследствии им, в том числе после допроса специалиста ООО «СНПО «Реставрация», в ходе судебного разбирательства не поддерживалось.

В обоснование заявленных исковых требований, стороной истца указано на то обстоятельство, что Молодцовой И.С. осуществлен ремонт принадлежащих ей жилых помещений, а также частично мест общего пользования.

Однако проведение на настоящее время ремонта в отдельной квартире не может явиться достаточным основанием для признания незаконным ненормативного акта принятого по состоянию на 2019 год по результатам обследования всего многоквартирного дома.

Выводы ООО СНПО «Реставрация», уполномоченного в соответствии с выданной Министерством культуры РФ лицензией от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и использующего прошедших поверку измерительные приборы, в техническом заключении мотивированны и являются полными.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Истец ссылается, что о вынесении оспариваемого постановления ей стало известно в конце ДД.ММ.ГГГГ года, исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем суд разрешает данный спор по существу и отказывает в удовлетворении иска по указанным выше основаниям, поскольку оспариваемое заключение принято межведомственной комиссией в пределах компетенции, а выводы комиссии соответствуют положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Молодцовой И.С. к Городской Управе города Калуги, УЖКХ города Калуги, Городской межведомственной комиссии о признании заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома и постановления об утверждении решения городской межведомственной комиссии незаконными и подлежащими отмене – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Е. Желтикова

Мотивированное решение изготовлено 11 января 2022 года.