Дело № 2а-1-837/2020
УИД 33RS0017-01-2020-001878-78
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года город Собинка
Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области
в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, обязании осуществить государственную регистрацию права,
у с т а н о в и л :
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, обязании осуществить государственную регистрацию права.
В обоснование административного иска указано, что 8 августа 2017 года между комитетом по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от 26 июля 2017 года заключен договор аренды земельного участка № 68-И-Т. В соответствии с п. 1.1 договора аренды предметом договора является предоставление арендодателем арендатору в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1 164 кв.м., с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: <...>, с разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки» в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (далее - участок). В соответствии с п. 2.1 договора аренды срок действия договора - с 8 августа 2017 года по 7 августа 2037 года (20 лет). В соответствии с п. 4.3.2 договора аренды арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам.
16 октября 2020 года между ФИО3 и ФИО2 заключено соглашение о переуступке права по договору аренды земельного участка в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1 164 кв.м., с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: <...>, с разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки» в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
16 октября 2020 года административные истцы обратились в Собинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области за государственной регистрацией соглашения.
29 октября 2020 года административным ответчиком принято решение о приостановлении государственной регистрации прав по соглашению, о чем в адрес ФИО2 направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав № NN от 29 октября 2020 года.
Решение о приостановлении государственной регистрации прав по соглашению ответчик мотивирует тем, что заключение соглашения между истцами является ничтожной сделкой, что в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Решение административного ответчика о приостановлении государственной регистрации прав по соглашению от 29 октября 2020 года подлежит отмене, поскольку принято в нарушение действующих норм материального права.
Из системного толкования положений п. 2 ст. 168, п. 7 ст. 448, п. 2 ст. 607 ГК РФ, п. 3 ст. 3, п. 5 и п. 9 ст. 22 ЗК РФ следует, что арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды, в том числе заключенному по результатам торгов, третьему лицу, за исключением случаев, установленных ЗК РФ или иными специальными федеральными законами. Таким образом, сделка по заключению соглашения не является ничтожной.
Административный ответчик ошибочно признал сделку по заключению соглашения между административными истцами ничтожной, поскольку механизм заключения именно такой сделки и предусмотрен законом для передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Административные истцы ФИО2 и ФИО3 просят суд признать незаконным решение о приостановлении государственной регистрации прав по соглашению о переуступке права по договору аренды земельного участка в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1 164 кв.м., с кадастровым номером NN, NN по адресу: <...> от 16 октября 2020 года, заключенному между административными истцами; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 68-И-Т от 8 августа 2017 года на основании соглашения о переуступке права по договору аренды земельного участка в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1 164 кв.м., с кадастровым номером NN расположенного по адресу: <...> от 16 октября 2020 года, заключенного между административными истцами.
Определением судьи Собинского городского суда Владимирской области от 24 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Собинского района Владимирской области (л.д. 77-78).
Административный истец ФИО2, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 80), в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил, ходатайств не заявлял.
Административный истец ФИО3, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 120), в суд не явилась, сведений о причинах неявки не представила, ходатайств не заявляла.
В суде представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области ФИО1 (л.д. 53, 55) против удовлетворения административного иска возражал.
В обоснование позиции по административному делу ФИО1 в письменных возражениях на административный иск (л.д. 39-42, 48-51) и в судебном заседании указал, что в случаях, не указанных в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возможно только путем проведения торгов.
16 октября 2020 года ФИО2 и ФИО3 написано заявление № NN о государственной регистрации соглашения о переуступке права аренды по договору земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 1 164 кв.м., с кадастровым номером NN, находящегося по адресу: <...>.
29 октября 2020 года государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации по указанному заявлению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку в ходе рассмотрения документов, представленных вместе с заявлением о государственной регистрации сделки, государственный регистратор прав пришел к выводу о том, что сделка, о государственной регистрации которой подано заявление, с учетом положений п. 2 ст. 168, ст. 383, п. 1 ст. 388, п. 7 ст. 448 ГК РФ, п.п. 1, 2 ст. 39.6 ЗК РФ, является ничтожной.
Из договора аренды № 68-И-Т от 8 августа 2017 года земельного участка с кадастровым номером NN, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области и ФИО3, следует, что основанием для заключения данного договора является протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером NN от 26 июля 2017 года.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером NN, находящийся в муниципальной собственности Собинского района Владимирской области, предоставлен в аренду физическому лицу на основании договора, заключенного по результатам торгов, при этом заключение договора аренды в данном случае возможно только путем проведения торгов.
Право на заключение договора аренды земельного участка по результатам аукциона принадлежит только лицу, выигравшему аукцион, либо его единственному участнику. Указанное право неразрывно связано с личностью участника аукциона, поскольку принадлежит только ему в силу закона, а потому не может быть передано в порядке уступки права.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 97), в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 57).
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица комитета по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области указал, что в соответствии с постановлением администрации Собинского района от 15 июня 2017 года № 488 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков» был организован аукцион на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1 164 кв.м., с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: <...>, с разрешенным использованием – для индивидуальной жилой застройки.
На основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от 26 июля 2017 года, в соответствии с п. 14 ст. 39.12 ЗК РФ аукцион на право заключения договора аренды указанного выше земельного участка был признан несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе поступила только одна заявка. В связи с этим, договор аренды земельного участка заключен с единственным заявителем на участие в аукционе – ФИО3 (л.д. 57).
Представитель заинтересованного лица администрации Собинского района Владимирской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 96), в суд не явился, о причинах неявки не уведомил, ходатайств не заявлял.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса – административных истцов ФИО2 и ФИО3, представителей заинтересованных лиц администрации Собинского района Владимирской области и комитета по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области.
Выслушав представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое административными истцами решение, выраженное в форме уведомления № NN о приостановлении государственной регистрации, датировано 29 октября 2020 года (л.д. 111-114); с настоящим административным иском ФИО2 и ФИО3 обратились в суд 9 ноября 2020 года (л.д. 14, 30). Таким образом, срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административными истцами не пропущен.
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ административный иск об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями может быть удовлетворен при совокупности двух обстоятельств – незаконности обжалуемых действий (бездействия) и нарушением указанными действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
На основании п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Материалами дела установлено, что на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от 26 июля 2017 года между комитетом по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) 8 августа 2017 года заключен договор № 68-И-Т аренды земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1 164 кв.м., с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: <...>, с разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки». Согласно п. 2.1 указанного договора срок его действия: с 8 августа 2017 года по 7 августа 2037 года. В соответствии с п. 4.3.2 указанного договора арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам (л.д. 101 об. сторона – 103). 16 октября 2020 года ФИО3 передала ФИО2 права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды земельного участка на основании соглашения о переуступке права аренды (л.д. 85).
16 октября 2020 года ФИО3 в комитет по управлению имуществом администрации Собинского района Владимирской области направлено уведомление об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 68-И-Т от 8 августа 2017 года на основании соглашения о переуступке права аренды (л.д. 86).
16 октября 2020 года ФИО2 и ФИО3 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области представлено заявление от 16 октября 2020 года № NN о государственной регистрации соглашения от 16 октября 2020 года о переуступке права аренды по договору земельного участка с кадастровым номером NN (л.д. 91-93).
29 октября 2020 года в адрес ФИО2 и ФИО3 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области направлены уведомления № NN о приостановлении государственной регистрации соглашения о переуступке права по договору аренды земельного участка от 16 октября 2020 года до 29 января 2021 года в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», по мотивам установления, в связи с указанными выше обстоятельствами, ничтожности сделки, о государственной регистрации которой подано заявление, по тем основаниям, что в силу положений п. 9 ст. 22, п. 1 ст. 39.6, ст.ст. 39.11, 39.12 ЗК РФ, п. 2 ст. 168 ГК РФ, передача ФИО3 прав по договору аренды, заключенному на основании протокола о рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, нарушает законодательный запрет, установленный п. 7 ст. 448 ГК РФ, положения которого направлены на обеспечение соблюдения принципа конкуренции при проведении торгов и недопущение предоставления лицу, не участвующему в проведении торгов, необоснованных преимуществ, на исключение возможности для лица, не участвующего в торгах, стать стороной по договору в обход установленных законодательством процедур (л.д. 16-18, 111-114).
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.
На основании п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 1, 5, 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (п. 1).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (п. 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 7).
Таким образом, следуя приведенным выше положения п.п. 1, 5, 7 ст. 39.18 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов осуществляется при условии, что после опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей не поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе. В ином случае проводится аукцион по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 9 ст. 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Положениями п. 7 ст. 448 ГК РФ установлено, что если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Таким образом, законом установлен запрет на передачу прав по договору аренды земельного участка, заключение которого возможно только на основании торгов.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером NN, расположенный по адресу: <...>, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «индивидуальная жилая застройка» (л.д. 19-25).
21 апреля 2017 года администрацией Собинского района Владимирской области принято постановление № 302 о проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка. Основанием для проведения данного аукциона явилось поступление заявок от иных граждан о желании участвовать в аукционе (л.д. 100).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка и признании претендентов участниками аукциона от 26 июля 2017 года на участие в аукционе подана 1 заявка; в соответствии с п. 14 ст. 39.12 ЗК РФ комиссией принято решение о признании аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером NN, расположенный по адресу: <...>, несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе поступила только одна заявка, заключении договора аренды земельного участка с единственным заявителем на участие в аукционе – ФИО3 по начальной цене предмета аукциона (л.д. 100 об. сторона – 101).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанный земельный участок был предоставлен ФИО3 без проведения аукциона ввиду отсутствия заявок от других лиц, которые также претендовали на заключение договора аренды данного участка. Предоставление земельного участка именно ФИО3 произошло не вследствие ее победы на аукционе, а вследствие только лишь подачи заявления о предоставлении ей участка.
Таким образом, поскольку земельный участок был предоставлен ФИО3 без торгов, на основании вышеизложенных норм последняя имеет право переуступить право аренды другим лицам и вправе не исполнять свои обязательства по договору аренды лично. Законодательный запрет, установленный п. 7 ст. 448 ГК РФ, при изложенных обстоятельствах не применим.
В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку передача ФИО3 прав по договору аренды, заключенному без проведения аукциона, не нарушает законодательный запрет, установленный п. 7 ст. 448 ГК РФ, а также не нарушает права третьих лиц и не посягает на публичные интересы, данная сделка ничтожной не является. В этой связи основания для приостановления государственной регистрации соглашения о переуступке права по договору аренды земельного участка в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», по мотивам установления ничтожности сделки, о государственной регистрации которой подано заявление, отсутствовали. Безосновательное приостановление государственной регистрации соглашения нарушило право административных истцов на осуществление государственной регистрации сделки в срок, установленный ст. 16 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», обусловливает возможность принятия государственным регистратором прав решения об отказе в осуществлении государственной регистрации сделки в соответствии со ст. 27 этого же Федерального закона.
При изложенных обстоятельствах суд, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ находит необходимым признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 29 октября 2020 года о приостановлении государственной регистрации соглашения о переуступке права по договору аренды земельного участка, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав административных истцов путем возобновления государственной регистрации соглашения о переуступке права по договору аренды земельного участка.
Поскольку Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области решение об отказе в государственной регистрации соглашения о переуступке права по договору аренды земельного участка не принималось, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования административных истцов об обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск ФИО2, ФИО3 удовлетворить частично.
Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, выраженное в форме уведомления NN от 29 октября 2020 года, о приостановлении государственной регистрации заключенного 16 октября 2020 года между ФИО3 и ФИО2 соглашения о переуступке права по договору аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, муниципальное образование Асерховское (сельское поселение), д. Вышманово, признать незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области возобновить осуществление государственной регистрации заключенного 16 октября 2020 года между ФИО3 и ФИО2 соглашения о переуступке права по договору аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, муниципальное образование Асерховское (сельское поселение), д. Вышманово.
ФИО3 и ФИО2 в удовлетворении административного искового требования об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области осуществить государственную регистрацию передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка на основании заключенного 16 октября 2020 года между ФИО3 и ФИО2 соглашения о переуступке права по договору аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: <...> – отказать.
Об исполнении настоящего решения уведомить суд и административного истца в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Трефилова
Дата принятия решения в окончательной форме – 22 декабря 2020 года.