ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-852/2022 от 13.09.2022 Жуковского районного суда (Калужская область)

Дело №2а-1-852/2022

УИД 40RS0008-01-2022-000910-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2022 года г.Жуков

Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Васильева Д.Г.

при секретаре судебного заседания Кошечкиной Т.М.,

с участием представителя административного истца Дьяченко Н.П. – Монаховой О.В., представителя Управления Росреестра по Калужской области Широганова А.А., представителя администрации МО СП «Деревня Тростье» Простякова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дьяченко Н. П. к Межмуниципальному отделу по городу Обнинск и Жуковскому району Управления Росреестра по Калужской области об оспаривании действий должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

20.05.2022г. Дьяченко Н. П. обратилась с административным иском к Межмуниципальному отделу по городу Обнинск и Жуковскому району Управления Росреестра по Калужской области об оспаривании действий должностного лица.

В обоснования заявленных требований указала, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от серия ей (Дьяченко Н.П.) принадлежит жилой дом, назначение: жилое, 1-этажный, общая площадь 47,5 кв.м., инв. , лит. А, расположенный по адресу: , Жуковский район, , кадастровый .

На основании решения от Администрации МО СП Деревня Т. жилой дом, расположенный по адресу: , Жуковский район, , кадастровый , признан садовым домом.

В уведомлении о переводе жилого дома в садовый дом от 20.04.2021 года, выданного Администрацией МО СП Деревня Т., указано, что помещение, расположенное по адресу: , Жуковский район, , кадастровый - садовый дом для сезонного проживания.

13 мая 2022 года она обратилась в центр «Мои документы» г. Обнинск, пр-т Маркса с заявлением о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости, приложив необходимые документы, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг MFC-0559/2022-67774-1 от 13.05.2022 года.

17 мая 2022 года Управлением Росреестра по Калужской области, в лице государственного регистратора прав Межмуниципального отдела по городу Обнинск и Жуковскому району управления Росреестра по Калужской области Никитиной А.И. вынесено уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № КУВД-001/2022- 19757653/1. Основанием для отказа является вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (не «для ведения гражданами садоводства»).

В соответствии с ч. 5 ст. 23 ЖК РФ, орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

В соответствии с ч. 7 ст. 23 ЖК РФ, предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

В соответствии со ст. 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1. непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1 поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2. представления документов в ненадлежащий орган; 3. несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4. несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Ввиду изложенного выше, полагает, что Управлением Росреестра по Калужской области, в лице государственного регистратора прав Межмуниципального отдела по городу Обнинск и Жуковскому району управления Росреестра по Калужской области Никитиной А.И. вынесено незаконное уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № КУВД-001/2022-19757653/1 от 17 мая 2022 года. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается при наличии оснований, указанных в ст. 24 ЖК РФ, норма закона не предусматривает изменения вида разрешенного использования принадлежащих гражданам земельных участков. Уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № КУВД-001/2022-19757653/1 от 17 мая 2022 года нарушает ее права и законные интересы.

Просила суд признать незаконным уведомление Административного ответчика об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № КУВД-001/2022- 19757653/1 от 17 мая 2022 года. Обязать административного ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о садовом доме, расположенном по адресу: , Жуковский район, , кадастровый , в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании ее заявления и представленных документов.

В судебное заседание административный истец не явился. Его представитель Монахова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам административного искового заявления.

Представитель Управления Росреестра по Калужской области Широганов А.А. просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку регистратор обоснованно отказал во внесении в ЕГРН сведений по заявлению административного истца о переводе жилого дома на садовый дом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 40:07:120202:198, на котором расположен жилой дом, имеет вид разрешенного пользования для личного подсобного хозяйства, на котором, согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 не допускается нахождение садового дома.

Глава администрации МО СП Деревня Тростье Простяков А.А. суду пояснил, что Решение о признании жилого дома садовым домом было выдано истице ошибочно, так как ПЗЗ не допускают размещение садовых домов в зоне Ж-1.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу части 11, пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения своих прав, свобод и законных интересов лежит на административном истце.

Из представленных доказательств судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от серия Дьяченко Н.П. принадлежит жилой дом, назначение: жилое, 1-этажный, общая площадь 47,5 кв.м., инв. , лит. А, расположенный по адресу: , Жуковский район, , кадастровый .

На основании решения от Администрации МО СП Деревня Т. жилой дом, расположенный по адресу: , Жуковский район, , кадастровый , признан садовым домом.

В уведомлении о переводе жилого дома в садовый дом от , выданного Администрацией МО СП Деревня Т., указано, что помещение, расположенное по адресу: , Жуковский район, , кадастровый - садовый дом для сезонного проживания.

13 мая 2022 года Дьяченко Н.П. обратилась в центр «Мои документы» г. Обнинск, пр-т Маркса с заявлением о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости, приложив необходимые документы, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг MFC-0559/2022-67774-1 от 13.05.2022 года.

17 мая 2022 года Управлением Росреестра по Калужской области, в лице государственного регистратора прав Межмуниципального отдела по городу Обнинск и Жуковскому району управления Росреестра по Калужской области Никитиной А.И., на основании части 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вынесено уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № КУВД-001/2022- 19757653/1. Основанием для отказа является вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (не «для ведения гражданами садоводства»).

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Строительство жилого дома на садовом земельном участке допускается в случае, если возможность такого строительства предусмотрена градостроительным регламентом, установленным правилами землепользования и застройки для соответствующей территории. В силу ч. 3 ст. 23 Закона N 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом". В соответствии с п. 55 Положения садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого он расположен. Этим же Постановлением установлены основания отказа, одним из которых является размещение садового дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого не предусматривают такого размещения.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" виду разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства» предназначен для размещения жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 соответствует описание "размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек; содержание сельскохозяйственных животных. Размещение садовых домов на земельном участке не предусмотрен.

Судом установлено, Решением Сельской Думы МО СП Деревня Тростье №36 от 21.09.2007г., в редакции от 23.04.212г. №9, от 24.12.2012г. №32, от 10.11.2015г. №32, от 15.03.2017г. №6, от 22.01.2019г. №1 утверждены Правила землепользования и застройки МО СП Деревня Тростье (ПЗЗ).

Судом также установлено, что жилой дом истицы расположен в границах земельного участка с кадастровым номером , который расположен в жилой зоне Ж 1 (ПЗЗ) – зона застройки малоэтажными жилыми домами, в которой не предусмотрено строительство и размещение садовых домов.

При таких обстоятельствах суд не может признать вынесенное уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № КУВД-001/2022- 19757653/1, как незаконное.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Дьяченко Н. П. к Межмуниципальному отделу по городу Обнинск и Жуковскому району Управления Росреестра по Калужской области об оспаривании действий должностного лица - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Жуковский районный суд Калужской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.Г. Васильев