Дело № 2а-1-9664/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года город Калуга
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Утешевой Ю.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варнавиной Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области о признании решений и приказов незаконными,
УСТАНОВИЛ:
11 октября 2021 года ФИО1 предъявила в Калужский районный суд Калужской области административный иск к Федеральной антимонопольной службе по Калужской области, в котором просила признать незаконными решения административного ответчика № от 16.06.2021г., приказов №109, №110, №111 от 17.06.2021г. о включении ее в реестр недобросовестных участников аукциона.
В обоснование иска указано, что основанием для принятия оспариваемых решений явилось неполучение по объективным причинам письма от Управы МР «Барятинского района» Калужской области с проектами договоров аренды земельных участков.
Административный истец в судебное заседание не явилась, ранее в судебных заседаниях требования поддерживала по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Федеральной антимонопольной службе по Калужской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица Управы МР «Барятинского района» Калужской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы дел Калужского УФАС России №, №.1-№, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Порядок заключения договора по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулирован статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, которой установлено, в том числе следующее.
Согласно пункту 17 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
Пунктом 14 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
Согласно пункту 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1-3 пункта 29 настоящей статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.
Судом установлено, что 19.05.2021г. в адрес Калужского УФАС России поступили обращения Управы МР «Барятинский район» Калужской области о включении в реестр недобросовестных участников аукциона сведений в отношении ФИО1 в связи с уклонением от заключения договоров аренды земельных участков: с кадастровым номером №, площадью 1500 кв. м, адрес (местоположение): <адрес>Б (извещение № лот №); с кадастровым номером №, площадью 1500 кв. м, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>В (извещение № лот №2); с кадастровым номером №, площадью 1500 кв. м, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес> (извещение № лот №1).
Как следует из указанного обращения, единственный участник аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков ФИО1 в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок не подписала и не направила в адрес уполномоченного органа проекты договоров аренды в 3-х экземплярах на указанные земельные участки.
Установлено, что 22.01.2021г. на официальном сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков (извещение №) с кадастровым номером № (лот№1), с кадастровым номером № (лот №2).
Согласно протоколу №1 от 23.03.2021г. об итогах проведения аукциона № аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок по лотам №1 и №2 была подана только одна заявка ФИО1, которая была допущена к участию в аукционе.
01.04.2021г. уполномоченным органом проект договоров аренды в 3-х экземплярах был направлен административному истцу.05.02.2021г. опубликовано извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № лот №1) с кадастровым номером 40:02:041700:197.
Согласно протоколу №1 от 29.03.2021г. об итогах проведения аукциона №, лот №1, аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок была подана только одна заявка ФИО1, которая была допущена к участию в аукционе.
07.04.2021г. уполномоченным органом проект договора аренды в 3-х экземплярах был направлен административному истцу.
20.05.2021г. Калужским УФАС России на адрес регистрации, указанный в паспорте ФИО1 было направлено уведомление от 20.05.2021г. № с указанием даты и времени рассмотрения посредством видеоконференцсвязи обращения о включении ФИО1 в реестр недобросовестных участников аукциона.
27.05.2021г. указанное уведомление, согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, было доставлено по адресу регистрации административного истца.
11.06.2021г. состоялось рассмотрение обращений Управы МР «Барятинский район» Калужской области о включении в реестр недобросовестных участников аукциона сведений в отношении ФИО1
При этом установлено, что протоколы об итогах проведения аукционов № (по лотам №1 и №2) и № (лот №1) были размещены на сайте торгов https://torgi.gov.ru/ 24.03.2021. и 30.03.2021 соответственно.
01.04.2021г. Управой МР «Барятинский район» Калужской области в адрес ФИО1 заказным письмом были направлены проекты договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами № 11.05.2021г. конверт с заказным письмом вернулся в адрес отправителя с отметкой об истечении срока хранения.
Также 07.04.2021г. Управой МР «Барятинский район» Калужской области в адрес ФИО1 заказным письмом были направлены проекты договоров аренды на земельный участок с кадастровым номером №. 11.05.2021г. срок хранения отправления по адресу ФИО1 истек. 13.05.2021г. заказное письмо вернулось в адрес отправителя.
Таким образом, административным ответчиком в ходе рассмотрения обращений Управы МР «Барятинский район» Калужской области установлено, что административный истец в течение 30 дней со дня направления ей проектов договоров не подписала и не предоставила в уполномоченный орган подписанные проекты договоров по земельным участкам.
13.05.2021г. Управой МР «Барятинский район» Калужской области в Калужское У ФАС России направлены сведения об участнике - ФИО1, уклонившейся от подписания трех договоров аренды земельных участков.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации вся информация о проведении аукционов по продаже или аренде земельных участков в обязательном порядке размещается на официальном сайте торгов https://torgi.gov.ru/, в том числе аукционная документация, в которой содержатся сведения о дате, времени и месте проведения аукциона, сроках подачи заявок, протоколы итогов проведения аукциона, о порядке заключения договора.
Учитывая изложенное, ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленной о сроках проведения аукциона, сроках рассмотрения заявок, имела возможность обеспечить получение проектов договоров по адресу проживания, указанному в поданных заявках. Как следует из заявок иных адресов, номеров телефона административный истец не указала.
Пунктом 27 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона.
Пунктом 34 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5.3.4.1. Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном антимонопольным органом, реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Приказом ФАС России от 14 апреля 2015 г. №247/15 утвержден порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 8 Порядка, рассмотрение обращения осуществляется комиссией, созданной на основании приказа руководителя Федеральной антимонопольной службы или ее территориального органа, в течение 10 рабочих дней с даты регистрации сведений и документов в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы или ее территориальном органе с участием представителей уполномоченного органа и представителей лица, сведения о котором направлены уполномоченным органом для включения в реестр.
В случае неявки представителей уполномоченного органа и (или) представителей лица, сведения о котором направлены уполномоченным органом для включения в реестр, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения, рассмотрение обращения осуществляется в их отсутствие.
Согласно пункту 12 Порядка, по результатам рассмотрения обращения комиссия выносит решение о включении в реестр сведений или об отказе во включении в реестр сведений. Резолютивная часть решения подлежит оглашению по окончании рассмотрения обращения.
В ходе рассмотрения обращений Управы Калужским УФАС России не установлены обстоятельства, исключающие возможность включения в реестр ФИО1, также не установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии недобросовестности в действиях ФИО1 по уклонению от заключения договоров, в связи с чем административным ответчиком 16.06.2021г. были приняты решения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона ФИО1 Приказы Калужского УФАС России №109, №110, №111 от 17.06.2021г. о включении сведений в отношении ФИО1 в реестр недобросовестных участников аукциона были направлены в центральный аппарат ФАС России 18.06.2021г.
Таким образом, ФИО1 не обеспечила соблюдение прав уполномоченного органа относительно срока заключения договора, в рамках которого предусматривается эффективное освоение и использование земельного участка в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по заключению договора.
В указанной связи основания для признания незаконными оспариваемых административным истцом решений отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области о признании решений и приказов незаконными - оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд Калужской области через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 10.01.2022 года.