ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-980/2022 от 31.03.2022 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-980/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Самоукиной М.А.,

при секретаре Калаушиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 31 марта 2022 года

дело по административному иску Прокшина Ивана Владимировича к Министерству экономического развития и промышленности Калужской области о признании незаконным отказа во внесении изменений в приказы,

УСТАНОВИЛ:

1 декабря 2021 года истец обратился в суд с вышеназванным административным иском к Министерству экономического развития ( в настоящее время -Министерство экономического развития и промышленности Калужской области), в котором с учетом последующего уточнения, просил: признать незаконным отказ Министерства экономического развития Калужской области об исключении помещения с кадастровым номером 40:27:030602:6467 из перечней 2019 и 2020 года, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 г. N 1795-п Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год и Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 г. N 2480-п Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, изложенный в письме от 19.11.2021 года № 13291-21-ЮЧ; Обязать Министерство экономического развития и промышленности Калужской области устранить допущенные нарушения прав Прокшина Ивана Владимировича путем повторного рассмотрения заявления об исключении нежилого помещения с кадастровым номером из перечней на 2019 и 2020 год, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 г. N 1795-п Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год и Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 г. N 2480-п Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МИФНС № 6 по Калужской области, ООО «Нове Место».

Истец в суд не явился, извещен, его представитель по доверенности Беляков А.В. в судебном заседании требования уточненного административного иска поддержал в полном объеме по приведенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Министерства экономического развития и промышленности Калужской области Михайлова М.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, полагая их необоснованными, поддержав доводы письменного отзыва на иск и дополнений к нему.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Прокшиным И.В. на основании договора купли- продажи недвижимого имущества от 25.11.2014 года было приобретено нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 852,5 кв.м., расположенного по адресу: .

Согласно выполненному техническому обследованию здания (технический отчет по обследованию строительных конструкций здания от 08.02.2021 года, подготовлен ООО «Санта», per. Номер 05.02.2021-ТО) кровля над пристроенной двухэтажной частью Здания ДЦ «Капитал» в рядах А-В, между осями 1-18 имеет признаки неэксплуатируемой кровли и не может быть помещением. Указанная кровля является общей долевой собственностью и принадлежит собственникам помещений в здании ДЦ «Капитал».

С учетом данного заключения по инициативе истца в 2021 году регистрирующим органом были внесены изменения в части площади нежилого помещения, которая составила 100,2 кв.м., присвоен кадастровый , адрес: ., пом.207, т.к. из общей площади исключена площадь кровли (террасы) площадью 752,3 кв.м, и право собственности на помещение с кадастровым номером 40:27:030602:6467 прекращено.

Также установлено, что Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 г. N 1795-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как с кадастровая стоимость на 2019 год, нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 852,5 кв.м., расположенное по адресу: , пом.66 (п. 326 перечня) включено в обозначенный перечень.

Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 г. N 2480-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 852,5 кв.м., расположенное по адресу: , пом.66 (п. 2601 перечня) включено в обозначенный перечень.

Административный истец, полагая, что с учетом уточненной площади нежилого помещения, данные нежилые помещения необоснованного были включены в приведенные выше перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год и на 2020 год, 15 ноября 2021 года обратился к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в Приказы Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 г. N 1795-п и от 27 декабря 2019 г. N 2480-п и исключении указанного объекта из вышеназванных перечней.

19 ноября 2021 года Министерством экономического развития Калужской области по результатам рассмотрения заявления Прокшина И.В. было принято решение об отказе в исключении нежилого помещения с кадастровым номером из перечней на 2019 и 2020 год, по мотивам, изложенным в письме № 13291-21-ЮЧ от 19 ноября 2021 года.

Истец, считая данный отказ необоснованным, обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая дело, суд исходит из следующего.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с указанным кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 данной статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).

Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На территории Калужской области в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Калужской области N 263-ОЗ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектами налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них: площадью свыше 500 квадратных метров - начиная с 1 января 2019 года; площадью до 500 квадратных метров включительно - начиная с 1 января 2020 года; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания: площадью свыше 500 квадратных метров - начиная с 1 января 2019 года; площадью до 500 квадратных метров включительно - начиная с 1 января 2020 года.

В соответствии с Постановлением Городской Думы города Калуга от 26 октября 2005 г. N 202 «О местных налогах, действующих на территории МО "Город Калуга»" и утвержденным Положением « О налоге на имущество физических лиц на территории МО "Город Калуга" в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:

а) 1 процент - в 2018 году для объектов площадью свыше 1000 квадратных метров, включенных в перечень;

б) 1,5 процента - в 2019 году для объектов площадью свыше 500 квадратных метров, включенных в перечень;

в) 2 процента - в 2020 году и последующие налоговые периоды для всех объектов, включенных в перечень;

4) 0,1 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с пунктом 3.75 Положения о Министерстве экономического развития и промышленности Калужской области, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 23.09.2016 № 511, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области по осуществлению функций, предусмотренных пунктами 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Так, из оспариваемого административным истцом отказа Министерства экономического развития Калужской области, формализованного в письме №13291-21-ЮЧ от 19 ноября 2021 года, усматривается, что принимая решение об отказе в удовлетворении заявления административный ответчик руководствовался сведениями об объектах недвижимости, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, на дату обращения в собственности у Прокшина И.В. находится нежилое помещение площадью 100, 2 кадастровый , адрес: .

Как усматривается из материалов дела здание, в котором находится спорное нежилое помещение, расположено на земельном участке с кадастровым номером 40:27:030602:6401, вид разрешенного использования – «для завершения строительства административного здания».

Техническая документация на здание не исследовалась.

Как следует из договора аренды нежилого помещения, на который ссылается административный ответчик, срок аренды истек 20 апреля 2021 года.

Данные обстоятельства, исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в силу Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 16 октября 2017 года N 585, диктуют необходимость фактического обследования нежилого помещения.

Доказательств, подтверждающих факт проведения в отношении спорного нежилого помещения мероприятий по определению вида фактического использования, административным ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемый отказ не может быть признан законным и обоснованным.

При этом, суд также принимает во внимание, что 15 декабря 2021 года Министерством экономического развития и промышленности Калужской области издан Приказ № 1919-п о внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяются как кадастровая стоимость на 2021 год, которым нежилое помещение с кадастровым номером исключено из обозначенного перечня.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Поскольку пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В целях устранения нарушений прав и законных интересов истца, суд возлагает на Министерство экономического развития и промышленности Калужской области обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления от 15 ноября 2021 года в срок не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу и в пятидневный срок с момента принятия решения по заявлению сообщить об этом суду и административному истцу.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Прокшина Ивана Владимировича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства экономического развития Калужской области об исключении нежилого помещения с кадастровым номером 40:27:030602:6467 из перечней 2019 и 2020 года, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 г. N 1795-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год» и Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 г. N 2480-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год», изложенный в письме № 13291-21-ЮЧ от 19 ноября 2021 года.

Обязать Министерство экономического развития и промышленности Калужской области устранить допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления Прокшина Ивана Владимировича от 15 ноября 2021 года об исключении нежилого помещения с кадастровым номером 40:27:030602:6467 из перечней на 2019 и 2020 год, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 г. N 1795-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год» и Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 г. N 2480-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.

Председательствующий М.А.Самоукина

Мотивированное решение составлено 23 мая 2022 года