Дело № 2а-1-9887/2023
УИД 40RS0001-01-2023-009942-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе судьи Чистовой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бежевец И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 16 октября 2023 года административное дело по иску Никитиной Елены Андреевны к администрации Муниципального района «Ферзиковский район» о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
22 августа 2023 года Никитина Е.А. обратилась в суд с иском к администрации МР «Ферзиковский район», просила признать незаконным решение администрации МР «Ферзиковский район» от 24 июля 2022 года № Н-/04-22 об отказе истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемого путем перераспределения земельного участка с прилегающим к нему земельным участком из свободных муниципальных земель и отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, обязать администрацию МР «Ферзиковский район» повторно рассмотреть заявление истца.
В судебное заседание истец не явилась, ее представитель по доверенности Никитин А.С. поддержал исковые требования, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации Муниципального района «Ферзиковский район» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Пищевик-2» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 40:22:052401:72, площадью 550 кв.м, расположенного по адресу : Калужская область Ферзиковский район д.Литвиново СНТ «Пищевик-2».
Постановлением главы администрации сельского поселения «Деревня Ястребовка» от 04 апреля 2023 года №13 указанному земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес>
Границы указанного земельного участка определены в установленном законом порядке и сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости.
ФИО1 использует принадлежащий ей земельный участком, а также смежный с ним земельный участок площадью 399 кв.м.
14 июля 2023 года административный истец обратилась в администрацию МР «Ферзиковский район» с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 550 кв.м. с земельным участком площадью 399 кв.м. из состава земель населенных пунктов.
24 июля 2023 года администрация МР «Ферзиковский район» письмом за № Н-/04-22 со ссылкой на положения пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации, уведомило истца об отказе в удовлетворении заявления, в обоснование которого указано, что согласно Государственного акта на право пользования землей А-I №343663 СДТ «Пищевик-2» предоставлено в бессрочное и бесплатное пользование 7,2 га. земли в границах согласно плану пользования, из которых на основании Решения Ферзиковского районного Совета народных депутатов от 25 февраля 1993 года №86 в коллективную совместную собственность закреплены 1,81 га., что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серия КФр-С-012, то есть земли общего пользования в границах садоводческого товарищества «Пищевик-2» принадлежат на праве коллективной совместной собственности юридическому лицу СНТ «Пищевик-2».
Установленные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются письменными материалами дела и пояснениями сторон.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в статье 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях: 1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; 2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; 3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу; 4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Вышеприведенные положения Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 11, пункту 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации) указаны административным ответчиком в качестве оснований к отказу в перераспределении земельных участков.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с п.2 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Из п.3 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п.1 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно положениям части 2 статьи 22 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Как предусмотрено частью 4 статьи 24 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
Административным истцом в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 20 августа 2015 года, из которого следует, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 550 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Поскольку присоединяемый земельный участок находится в пределах общего землеотвода СНТ «Пищевик-2», доказательств обратного не представлено, то отказ администрации в перераспределении земельных участков по тому основанию, что земельный участок, предполагаемый к перераспределению, относится к имуществу общего пользования членов СНТ (при наличии решения общего собрания членов СНТ о предоставлении такого земельного участка в личное пользование истца), не может быть признан правомерным.
Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В целях устранения нарушений прав и законных интересов суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Никитиной Е.А. путем повторного рассмотрения ее заявления от 14 июля 2023 года в срок один месяц с момента вступления решения суда в законную силу и в пятидневный срок с момента принятия решения по заявлению сообщить об этом суду и административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования административного иска Никитиной Елены Андреевны удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Муниципального района «Ферзиковский район», изложенный в письме от 24 июля 2023 года № Н-/04-22 об отказе в перераспределении земельных участков.
Обязать администрацию Муниципального района «Ферзиковский район» устранить нарушения прав административного истца Никитиной Елены Андреевны путем повторного рассмотрения заявления Никитиной Елены Андреевны от 14 июля 2023 года в срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Муниципального района «Ферзиковский район» сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение пяти дней с момента повторного рассмотрения заявления от 14 июля 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2023 года.
Судья А.В. Чистова