ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1000/20 от 05.04.2021 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

№2а -249/2021

24RS0012-01-2020-001229-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2021 года г.Дивногорск

Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Поцепневой Н.В.,

при секретаре Аксеновой Е.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности 24 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ФИО3, действующего по доверенности пр от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Дивногорска о признании незаконным решения в выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке, возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1, в лице своего представителя по доверенности ФИО2, обратилась в суд с административным иском к администрации г. Дивногорска о признании незаконным решения в выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке, возложении обязанности устранить нарушения, мотивируя тем, что она является собственником нежилого здания - дома для летнего отдыха, общей площадью 817 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. строительство здания осуществлялось в период с <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г. дом введен в эксплуатацию в <данные изъяты> г. на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указанное нежилое здание было построено на трех земельных участках с кадастровым номером 24: а также на землях не разграниченной государственной собственности в пределах кадастрового квартала 24:46:1203002, согласно проекту на строительство и разрешению на строительство. На территории земельных участков расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся объектами жизнеобеспечения нежилого здания: наземная сеть наружного освещения территории (действующая); подземная сеть водопровода с наземными люками и зданием насосной станции со скважиной (действующая); подземный резервуар (действующий); наземный пожарный резервуар (в стадии восстановления); подземная сеть электроснабжения (действующая). Указанные объекты построены на двух земельных участках, пересекают границы указанных участков, обслуживают и обеспечивают одно нежилое здание - дом для летнего отдыха. Строительство объектов осуществлялось при строительстве нежилого здания - дома для летнего отдыха, согласно утвержденному строительному паспорту и градостроительному плану. С целью надлежащего оформления документов на указанные объекты недвижимого имущества, ФИО1 обратилась в администрацию г. Дивногорска с заявлением о выдаче разрешения на их размещение. ДД.ММ.ГГГГ ответом администрацией г. Дивногорска отказано в выдаче разрешения на размещение объектов. Отказ мотивирован тем, что указанные объекты фактически размещены. Также в ответе заявителю предложено в течение 10 дней со дня получения ответа демонтировать указанные объекты. Административный истец полагает, что вышеуказанный отказ является незаконным, противоречит требованиям, изложенным в Правилах выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 №1244 (ред. от 30.07.2020). В связи с чем, административный истец просит признать незаконным решение администрации г. Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на размещение объектов недвижимости, а также возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность выдать разрешения на размещение следующих объектов:

- пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения;

- водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство;

- линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, однако ее неявка в силу п.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Кроме того, показала, что спорные объекты недвижимости были возведены при строительстве нежилого здания - дома летнего отдыха, собственником которого ФИО1 является с <данные изъяты> года, данные объекты созданы для обеспечения пожарной безопасности, его обеспечения и функционирования. С заявлениями о выдаче разрешений на размещение объектов административный истец обратился с целью последующего оформления права, постановки объектов на кадастровый учет. Ссылка в оспариваемом ответе о том, что на объекты не может быть выдано разрешение на размещение, поскольку объекты уже размещены, является несостоятельной, поскольку Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 12.11.2020), не содержит указания на то, что разрешение может быть выдано в случае последующего размещения объектов недвижимости. Кроме того, решение Дивногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности на ФИО1 снести ограждение на спорных земельных участках, не находится в прямой зависимости с требованиями относительно выдачи разрешения на размещение объектов на них.

Представитель административного ответчика - администрации г. Дивногорска - ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица - МКУ АПБ, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, однако его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с требованиями ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО2, обратилась в администрацию г. Дивногорска с заявлениями (вх.) о выдаче разрешений на размещение на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, следующих объектов: пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения; водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство

В соответствии с ответом администрации г. Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью Главы города Егорова С.И. в выдаче разрешения на размещение спорных объектов отказано, поскольку объекты фактически размещены. ФИО1 предложено в течение 10 дней с момента получения ответа демонтировать данные объекты, в противном случае администрация г. Дивногорска будет вынуждена принять меры, предусмотренные действующим законодательством.

Разрешая требования административного иска, суд исходит из следующего.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п.п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Порядок и условия размещения указанных объектов на территории Красноярского края утверждены Постановлением Правительства Красноярского края № 677-п от 15.12.2015 г.

Так, в соответствии с п. 5 и п.7 настоящего Порядка, для получения разрешения заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) либо представитель заявителя подает заявление о выдаче разрешения на размещение объекта (далее - заявление) в уполномоченный орган. К заявлению прилагаются: копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; схема границ предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется размещать объект на землях или части земельного участка (с использованием системы координат, принимаемой при ведении государственного кадастра недвижимости).

В соответствии с п. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого здания - дом для летнего отдыха, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Объект расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами

Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м.

Собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. является МО г. Дивногорска.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО2, обратилась в администрацию г. Дивногорска с заявлением (вх.) о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером в связи с тем, что на указанном земельном участке располагается недвижимое имущество - нежилое здание (дом для летнего отдыха), собственником которого она является.

Ответом администрации г. Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , ФИО1 отказано со ссылкой на п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ.

Решением Дивногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении административного иска об оспаривании вышеуказанного ответа.

Таким образом, по настоящее время земельный участок с кадастровым номером не передан администрацией г. Дивногорска в пользование ФИО1 ни на основании аренды, ни на основании иных правоотношений.

Кроме того, ввиду самовольного использования ФИО1 части земельного участка с кадастровым номером , решением Дивногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворен иск администрации г. Дивногорска. На ФИО1 возложена обязанность освободить территорию площадью <данные изъяты> кв.м., прилегающую к земельному участку с кадастровым номером путем демонтажа самовольно возведенного ограждения - кирпичного забора.

Как указано выше, ФИО1 истребует у администрации г. Дивногорска разрешения на расположение объектов жизнеобеспечения нежилого здания, собственником которого она является, а именно на: пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения; водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В обоснование требований административным истцом приведены доводы о том, что указанные объекты на момент приобретения нежилого здания - дома для летнего отдыха, уже существовали, в настоящий момент являются действующими (находятся в стадии восстановления).

Как следует из представленных материалов, нежилое здание - дом летнего отдыха, а также спорные объекты недвижимости, расположены на трех земельных участках: на участке с кадастровым номером 24:46:1203002:7, 24:46:1203002:6 и частично на землях неразграниченной государственной собственности.

Оценивая совокупность установленных по делу обстоятельств, с учетом требований Порядка размещения объектов на землях государственной или муниципальной собственности, установленного Постановлением Правительства РФ № 1300 от 03.12.2014 г. и Постановлением Правительства Красноярского края № 677-п от 15.12.2015 г., предусматривающего обязательное предоставление к заявлению о выдаче разрешения на размещение объектов схемы границ предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель, а также принимая во внимание то, что в судебном заседании нашло свое подтверждение самовольное занятие земельного участка не только ограждением, которое по решению суда подлежит демонтажу, но и частью спорных объектов, которые в настоящее время уже размещены и находятся в действующем состоянии, суд находит обоснованным отказ администрации г. Дивногорска в предоставлении ФИО1 разрешений на размещение объектов недвижимости.

Обжалуемый ответ администрации г. Дивногорска содержит указание на причину отказа в предоставлении земельного участка, соответствует требованиям действующего законодательства. При этом, суд принимает во внимание, что указанный отказ не является препятствием для обращения заявителя с аналогичным заявлением, однако при соблюдении требований вышеуказанного Порядка № 677-п от 15.12.2015 г. Административным истцом вопреки положению ст. 227 КАС РФ не представлены доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов данным решением.

С учетом представленных материалов суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения администрации г. Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке. Не подлежат удовлетворению и иные требования, являющиеся производными от основного.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175- 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации г. Дивногорска о признании незаконным решения в выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке, возложении обязанности устранить нарушения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Поцепнева

СОГЛАСОВАНО: Судья ______________ Н.В.Поцепнева