ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1000/20 от 12.10.2020 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а–1000/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волхов

12 октября 2020 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,

при секретаре Фадеевой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Абрамяна С.Х. к административному ответчику администрации Волховского муниципального образования Ленинградской области о признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма и обязании признать малоимущим, поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма,

установил:

Абрамян С.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, в котором просил:

- признать незаконным отказ Администрации Волховского муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

- обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области признать малоимущим и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом № ****** группы, не имеет своего жилого помещения после развода и раздела имущества с бывшей женой, по решению суда лишен жилого помещения с 21.03.2014 года. В собственности у истца жилья, земли, транспорта нет, пенсия минимально социальная по инвалидности, что подтверждается приложенными документами. Неоднократно обращался в администрацию с заявлением о признании его малоимущим, нуждающимся в постановке на учет в жилом помещении социального найма и трижды получал отказ.

Административный истец Абрамян С.Х. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении, указав, что в жилом помещении по месту регистрации проживать не имеет возможности, т.к. зарегистрирован в нем у знакомых по его просьбе без права проживания. На данный момент проживает в комнате в общежитии, предоставленной администрацией для временно проживания, где имеет временную регистрацию по месту пребывания.

Представитель административного ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Филисова Т.А., действующая на основании доверенности от 02.12.2019 № ******, в судебное заседание явилась, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, представила возражения на административное исковое заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания решения администрации незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1)

Из материалов дела следует, с 14.10.2016 Абрамян С.Х. зарегистрирован в жилом помещении (частном доме), расположенном по адресу: ******, общей площадью 33,4 кв.м (л.д. 11).

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ******, является Бабарыкина Н.Г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 47-АБ № ****** от 09 декабря 2010 года и серия 78-АВ № ****** от 23 августа 2007 года.

Совместно с Абрамяном С.Х. в указанном жилом помещении зарегистрированы с 28.09.2007 Хмаров А.Н., с 05.04.2018 временно до 03.04.2023 Логинов Ю.В., Логинов В.Ю., являющиеся административному истца посторонними лицами.

Судом также установлено, что Абрамян С.А. недвижимого имущества и приватизированного жилья не имеет, автомототранспортных средств за ним не зарегистрировано, является инвалидом второй группы.

Как следует из решения Волховского городского суда Ленинградской области от 18 марта 2020 года из ранее занимаемого жилого помещения выписан на основании решения суда (л.д.24).

Вышеуказанным решением также установлен факт постоянного проживания Абрамяна С.Х., ****** года рождения, уроженца ******, в период с 21 марта 2014 года по 21 июля 2014 года по адресу: ******, в период с 22 июля 2014 года по 16 мая 2016 года по адресу: ******, в период с 17 мая 2016 года по 14 октября 2016 года по адресу: ****** (л.д.23-25).

В настоящее время Абрамян С.Х. проживает в жилом помещении, расположенным по адресу: ******, где имеет временную регистрацию, которое предоставлено на основании решения жилищной комиссии администрации Волховского муниципального района от 18 июня 2020 года, что подтверждается выпиской из протокола № ****** от 18.06.2020 (п.3.2).

28 мая 2020 года Абрамян С.Х. обратился в администрацию Волховского муниципального района Ленинградской с заявлением о принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской № ****** от 20 июля 2020 года Абрамян С.Х. отказано в постановке на учет на основании п.п.2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. «б» п. 7 ст. 3 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 года № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положениями п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ предусмотрены основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Аналогичная норма содержится и в Законе Ленинградской области от 26.10.2005 года № 89-оз.

Как следует материалов дела Абрамян С.Х. просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку является малоимущим и не имеет в собственности недвижимого имущества, не занимает жилое помещение по договору социального найма.

В силу п.2 ст. 54 ЖК РФ, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", установлен порядок рассмотрения обращений граждан, который распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1).

Статья 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ устанавливает права гражданина при рассмотрении обращения, согласно пункта 3 которой гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 10 N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

При этом Постановление от 20 июля 2020 года по существу поставленных в заявлении вопросов ответов в нарушение положений статьи 5, 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ не содержит, как и сведений о том, из каких документов усматривается, что заявитель не имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Таким образом, администрацией не соблюден порядок рассмотрения обращения Абрамяна С.Х., а из постановления не ясно по каким именно основаниям отказано в постановке на учет, в связи с чем оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4, 5 статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Решением муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04 октября 2005 года № ****** установлена учетная норма площади жилого помещения по городу Волхову равная 9 кв.м. общей площади на одного человека.

Согласно ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

В соответствии с п. 3 ст.3 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 года №89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Форма заявления о принятии на учет и перечень документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждаются Правительством Ленинградской области.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 № 4 «Об утверждении перечня и форм документов по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Ленинградской области» утвержден Перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (приложение 2).

Согласно приложению 2 названного Постановления Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 №4 к Перечню документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся: документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), решение о признании членом семьи и т.п.); документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.).

В силу чч.1, 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).

Соответственно, для определения уровня обеспеченности жилым помещением учитывается общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих как непосредственному субъекту, претендующему на улучшение жилищных условий, так и членам его семьи.

Согласно ч.5 ст. 1 Областного закона №89-оз признание граждан малоимущими осуществляется органами местного самоуправления путем соотнесения размера дохода и стоимости имущества с величиной порогового значения размера дохода и стоимости имущества, установленного нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи для постановки на учет за расчетный период, равный двум календарным годам, непосредственно предшествующим месяцу подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Согласно п.1.1 Решения Совета депутатов МО г.Волхов от 29.06.2015 г. № ****** величина порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего), в целях признания гражданина малоимущим и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, в размере 13600 рублей. Величина порогового значения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению рассчитывается по формуле, определенной в Приложении №1 к указанному решению.

Для расчета среднедушевого дохода на каждого члена семьи и одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, гражданам необходимо предоставить перечень документов, утвержденный Приложение №2 к Решению Совета депутатов МО г.Волхов от 29.06.2015 г. № ******.

Из выписки из протокола № ****** заседания жилищной комиссии администрации Волховского муниципального района от 16 июля 2020 года следует, что при принятии решения учитывалась площадь жилого помещения по адресу: ******, – 49,2 кв.м., всего на регистрации по месту жительства 2 человека, по месту пребывания 2 человека. На каждого члена семьи приходится: 49,2/3 (зарегистрированные граждане – 2 чел., + 1 собственник) = 16,4 кв.м. учетная норма на одного члена семьи составляет 9,0 кв.м.доход Абрамяна С.Х. за два года составляет 253 155,58 руб. Ежемесячный доход 253 155,58/24= 10 548,15 руб., при ежемесячном совокупном доходе 13 600 руб. на одного члена семьи, установленном Решением Совета депутатов МО г. Волхов № ****** от 29.06.2015.

В судебном заседании Абрамян С.Х. суду пояснил, что собственник жилого помещения Бабарыкина Н.Г. не является членом его семьи, он не имеет возможности проживать в жилом помещении по месту регистрации поскольку был зарегистрирован в нем по его просьбе без права проживания.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Бабарыкина Н.Г. суду показала, что Абрамян С.Х. является ее знакомым, был зарегистрирован в принадлежащем ее жилом помещении только для наличия факта регистрации, поскольку Абрамян С.Х. остался без жилья и регистрации, никогда в нем не проживал. В жилом доме удобств нет, постоянно в нем никто не проживает, дом маленький, в нем одна комната, пользуется домом только в дачный период совместно с мужем.

Из показания свидетеля Бабарыкина С.А. следует, что Абрамян С.Х. является его другом, зарегистрирован в жилом доме, принадлежащем его супруге Бабарыкиной Н.Г., только для наличия факта регистрации. Жилой дом используется им и его супругой как дачный, без удобств, Абрамян С.Х. никогда в нем не проживал.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, учитывая, что их показания не противоречат друг другу и иным обстоятельствам, установленным в ходе разбирательства по настоящему делу, показания свидетелей признаются судом надлежащими доказательствами.

Учитывая, что Абрамян С.Х. обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве гражданина нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма предоставив документы, подтверждающие его малоимущность, при этом указав состав семьи один человек, а также сведения об отсутствии у него какого-либо имущества, имел право на признание его нуждающемся в жилом помещении и постановки на учет, поскольку между Абрамяном С.Х. и собственником жилого помещения, в котором зарегистрирован истец, отсутствует родственная связь, истец не является членом семьи Бабарыкиной Н.Г., регистрация в жилом доме носит формальный характер, в дом не вселялся, никогда там не проживал, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма либо собственником жилых помещений, на данный момент проживает в комнате в общежитии, предоставленной административным ответчиком для временного проживания.

Довод административного ответчика о том, что при определении нуждаемости подлежала учету норма занимаемого жилого помещения по адресу: ******, не может быть принят судом во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства и опровергается представленными доказательства по делу, из которых следует, что зарегистрированные совместно с ним граждане и собственник жилого помещения не являются членами его семьи и не признаны таковыми. При этом при принятии решения учитывалась площадь жилого помещения – 49,2 кв.м., тогда как из справки о регистрации и характеристики жилого дома следует, что площадь жилого дома составляет 33,4 кв.м (л.д.11).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для отказа Абрамяну С.Х. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имелось, в связи с чем административным ответчик необоснованно отказал в удовлетворении заявления административного истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 июля 2020 года № ****** «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Абрамяну С.Х.» является незаконным и подлежит отмене, и в данной части требования административного истца подлежат удовлетворению.

Требования административного истца Арбамяна С.Х. в части признания его малоимущим удовлетворению не подлежат, поскольку административным ответчиком при принятии решения был установлен ежемесячный совокупный доход Абрамяна С.Х., который не превышает порогового значения в размере 13 600,00 руб. на одного члена семьи.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая исключительную компетенцию административного ответчика при решении поставленного заявителем вопроса, у суда отсутствуют основания и полномочия для вмешательства в компетенцию органа местного самоуправления, в связи с чем следует избрать следующий способ восстановления нарушенных прав истца – возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление Абрамяна С.Х. от 28 мая 2020 года, с учетом обстоятельств, установленных в решении суда.

Суд, оценивая доказательств в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу, что требования Абрамяна С.Х. подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

признать незаконным и отменить постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 июля 2020 года № ****** «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Абрамяну С.Х.».

Обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть вопрос по заявлению Абрамяна С.Х. от 28 мая 2020 года по предоставлению муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» составом семьи 1 человек (Абрамян С.Х.).

В остальной части Абрамяну С.Х. в удовлетворении административных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23 октября 2020 года.

Судья подпись М.Г. Кошкина