ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1000/20 от 27.08.2020 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело №2А-1000/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2020 года г.Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заедания ФИО1,

С участием:

Административного истца ФИО2,

Представителя административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности - ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права

У с т а н о в и л :

Административный истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и просит признать незаконным решение от 23.09.2019 <номер> об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по <адрес>; обязать произвести государственную регистрацию объекта недвижимости, расположенного по <адрес>, на земельном участке с кадастровым <номер> площадью 599 кв.м.

Свои требования ФИО2 мотивирует тем, что в порядке наследования по закону после смерти матери П по договору аренды земельного участка от 11.08.2016 <номер> пользуется земельным участком с кадастровым <номер> площадью 599 кв.м., расположенным по <адрес>. При жизни П имела в собственности земельный участок с кадастровым <номер>. В 1996 году был построен дом, который фактически располагался на земельном участке, примыкающем к земельному участку с кадастровым <номер>.

Согласно проверке соблюдения земельного законодательства Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области был составлен акт от 11.12.2014, в котором установлено, что земельный участок, примыкающий к земельному участку с кадастровым <номер>, относится к землям населенного пункта. На момент проверки подготовлена и согласована со службами администрации Серпуховского муниципального района схема расположения участка площадью 599 кв.м., вынесено постановление администрацией Серпуховского муниципального района от 12.11.2014 № 2913 «Об утверждении схемы расположения земельного участка». Участок поставлен на кадастровый учет и в 2014 году участку присвоен кадастровый <номер>.

11.08.2016 П заключила с администрацией Серпуховского муниципального района Московской области договор аренды <номер>, который зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 20.09.2016. Данный земельный участок имеет категорию «земли населенных пунктов» и разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства». Срок действия договора 10 лет.

После вступления административного истца в наследство по закону на земельный участок с кадастровым <номер> были внесены изменения в ЕГРН.

Административный истец указывает, что она приняла решение выкупить указанный земельный участок, на котором располагается построенный дом. На схеме границ земельного участка от 17.06.2008, на которой видны границы двух участков с кадастровым <номер> и кадастровым <номер>, объединенные в одну схему, под обозначением «ДЖ» находится построенный в 1996 году дом. Для возможности выкупить земельный участок необходимо зарегистрировать постройку.

19.03.2019 подготовлен технический план здания, подано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, согласно которому параметры объекта соответствуют установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым <номер>, общей площадью 599 кв.м., расположенном по <адрес>. Затем подано уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, согласно которому построенный объект на земельном участке с кадастровым <номер> соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Весь комплект необходимых документов был подан в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Однако истцу дан отказ в государственной регистрации дома в связи с тем, что часть участка подпадает в охранную зону заповедника.

Административный истец ссылается, что в администрации ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» получен документ от 22.04.2019, в котором говорится, что д.Лужки не входит в охранную зону заповедника. Однако после неоднократной подачи документов на регистрацию все равно был дан отказ с указанием той же самой причины. Она повторно получила документ в администрации ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» от 07.11.2019, в котором говорится, что д.Лужки и находящийся там земельный участок с кадастровым <номер> не входят в охранную зону заповедника. Однако и после этого истец получила отказ в государственной регистрации права на жилой дом, так как по сведениям, имеющимся у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, часть земельного участка попадает в охранную зону, несмотря на документы, предоставленные заповедником.

Истец ссылается на то, что несоответствие данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» препятствует государственной регистрации прав на объект недвижимости и не дает в полном объеме использовать земельный участок и объект недвижимости на нем, чем нарушают ее права.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности не оспаривала, так как устраняла указанные в уведомлении о приостановлении недостатки. Возражала против заявления представителя административного ответчика о пропуске срока на обращение в суд, так как оспариваемое решение получила только в ноябре 2019 года и первоначально обратилась с административным исковым заявлением в суд в конце декабря 2019 года, которое было оставлено без движения. Данное административное исковое заявление подано после устранения недостатков. Просила восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности - ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных требований и, ссылаясь на п.3 ст.1, ст.3, п.3 ч.2 ст.7, п.6 ч.5 ст.8, ч.1 ст.10, ст.29, п.18.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пп.1 п.2, п.3 ст.56, п.11 ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления. Пояснила, что 07.06.2019 с заявлением <номер> о постановке на кадастровый учет и заявлением <номер> в отношении объекта недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по <адрес>, обратилась административный истец ФИО2

20.06.2019 по данным заявлениям было вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета за <номер>, <номер>.

28.06.2019 и 05.07.2019 было вынесено уведомление об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета.

23.09.2019 вынесено решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Основанием для принятия решения о приостановлении послужило не представление документа, подтверждающего согласование строительства в порядке, установленном действующим законодательством, поскольку на земельном участке с кадастровым <номер>, на котором расположен заявленный к постановке на государственный кадастровый учет объект недвижимости, с 27.07.2018 имеется ограничение, установленное ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации.

В связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, 23.09.2019 было вынесено решение об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 599 кв.м., <адрес>, на основании Договора аренды земельного участка от 11.08.2016 <номер>, Свидетельства о праве на наследство по закону от 22.10.2018, выданного нотариусом Серпуховского нотариального округа московской области С 22.10.2018,реестровый <номер>.

27.07.2018 в отношении данного земельного участка установлены ограничения в соответствии со ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации. Содержание ограничения: решение исполнительного комитета Серпуховского районного Совета народных депутатов Московской области № 130 от 05.03.1982. Решение исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов № 829 от 21.06.1984. На территории охранной зоны установлены следующие ограничения: запрещена рубка леса главного пользования, добыча полезных ископаемых, изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины, сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником.

27.07.2019 в порядке межведомственного взаимодействия в Единый реестр недвижимости были внесены сведения об установлении зон и границ особо охраняемой природной территории ФГБУ «Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника» в соответствии с представленными документами, поступившими из Министерства пригородных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Представитель административного ответчика указывает, что в соответствии с п.5 Положения о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.04.2018 № 163, заповедник отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р к ведению Минприроды России. Соответственно, представленное в качестве дополнительного документа для осуществления кадастрового учета и регистрации права письмо ФГБУ «Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника» от 21.06.2019 № 166/03 о том, что д.Республика не входит в охранную зону заповедника, не устранило причин приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации права, поскольку ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природных биосферный заповедник» не уполномочено представлять информацию о вхождении д.Республика в зону особо охраняемой природной территории «Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника». Также в данном письме не отражено, к какой административной единице отнесена деревня Республика (район, область).

Представитель ответчика указывает, что в соответствии с п.п.7 п.10 Положения на территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму охраны его территории, установленному настоящим Положением, в том числе: строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач и функционированием заповедника, за исключением существующих объектов, указанных в Приложении 3 к настоящему Положению, и в соответствии с проектом освоения лесов.

Учитывая вышеизложенное и наличие в ЕГРН сведений, согласно которым земельный участок с кадастровым <номер> находится в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), не позволяют осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности в отношении заявленного к учету объекта – объект индивидуального жилищного строительства, расположенного по <адрес>.

Кроме того указала, что административный истец нарушил срок обращения в суд с данным исковым заявлением, что в силу положений ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства экологии и природопользования Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природных биосферный заповедник им. М.А. Заблоцкого» в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и пояснения по делу, в которых указал, что охранная зона ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природных биосферный заповедник им. М.А. Заблоцкого» установлена Решением Мособлисполкома № 829 от 21 июня 1984 года «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» на площади 4710 га (согласно Приложению № 1 к Решению). Решение Мособлисполкома было основано на двух решениях Исполкома исполнительного комитета Серпуховского районного Совета народных депутатов Московской области от 05.03.1982 № 130 о включении в границы охранной зоны лесов в 2-х километровой зоне лесного фонда с 3-х сторон (запад, восток и север), примыкающих к границе заповедника (по границам лесных кварталов с приложением карт-схемы охранной зоны); и от 06.08.1982 № 438-3 о включении земель совхозов «Серпуховский» и «Туровский» с южной стороны до уреза вод р.Ока. Общая площадь охранной зоны соответствует экспликации и границам с учетом того, что в Приложении 1 к решению Мособлисполкома допущена опечатка. Правильно читать площадь земель совхоза «Серпуховский» не 736 га, а 763 га. Это подтверждается решением исполкома исполнительного комитета Серпуховского районного Совета народных депутатов Московской области от 06.08.1982 № 438-3, а также при сложении площадей из приведенной в Приложении 1 Решения Мособлисполкома экспликации земель. При этом в границы охранной зоны были включены земли 4-х населенных пунктов – м.Данки и д.Сушки в составе земель лесного фонда Объединения «Русский лес», д.Лужки в составе земель совхоза «Серпуховский» на площади «приусадебные земли» 21,4 га, д.Республика в составе земель совхоза «Туровский» на площади 8,8 га. Все границы были согласованы с землепользователями. Данные документы легли в основу разработки землеустроительного дела при установлении границ охранной зоны. Все поворотные точки нанесены по границам лесных кварталов с севера, запада и востока. Южная граница охранной зоны проведена по урезу воды р.Ока и включает все земли между границей заповедника и р.Ока. Таким образом, земли д.Лужки и д.Республика входят в границы и состав земель охранной зоны. Вся изложенная в земельном деле информация (границы, координаты поворотных точек, подсчеты площадей и схемы) подготовлена на основании нормативных документов и не вызывает сомнения в своем соответствии этим документам. Первоначально в приложении 1 Решения Мособлисполкома № 829 от 21 июня 1984 года «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» площадь населенных пунктов указывалась в площади приусадебных хозяйств, земли которых и составляли собственно населенные пункты: д.Республика входила в земли совхоза «Туровский» (площадь приусадебных земель в 1984 году составляла 8,8 га); населенный пункт Лужки на момент создания охранной зоны входил в состав земель совхоза «Серпуховский» (площадь 21,4 га). В 2018 году охранная зона ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» поставлена на государственный кадастровый учет в качестве зоны с особыми условиями использования территории, кадастровый номер 50.32.2.214. Таким образом, земельный участок с кадастровым <номер> находится в границах охранной зоны ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник им. М.А. Заблоцкого». Режим охранной зоны заповедника установлен разделом III Положения об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, утвержденного решением Мособлисполкома от 21.06.1984 № 829 «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника», согласно которому на территории охранной зоны заповедника запрещается: рубка леса главного пользования; добыча полезных ископаемых; изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения; выемка грунта; распашка лугов и целины; сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов; прогон и выпас скота без согласования с заповедником.

Представитель заинтересованного лица указывает, что строительство жилого дома и его эксплуатация на земельном участке с кадастровым <номер> не должны нарушать установленный режим охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника.

Согласно действующему Положению о заповеднике, утвержденному Приказом Минприроды России 19.04.2018 № 163, ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» не обладает полномочиями по согласованию строительства на территории охранной зоны.

Относительно имеющихся противоречий между сведениями, ранее представленными ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» в письме исх. № 258/03 от 04.09.2019, и сведениями, содержащимися в Публичной кадастровой карте, представитель заинтересованного лица пояснил, что данное обстоятельство явилось следствием технической ошибки, допущенной исполнителем данного письма (л.д. 44-46).

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Административным ответчиком заявлено о пропуске ФИО2 срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу настоящего административного искового заявления.

В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принято Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 23 сентября 2019 года. В этот же день указанное решение передано в Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального образования городской округ Серпухов Московской области». Сведения о вручении данного решения ФИО2 в материалы дела не представлены.

В судебном заседании административный истец указала, что оспариваемое решение было получено в отделе по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

Из приобщенных к данному делу документов следует, что ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением 19 декабря 2019 года, которое определением суда было оставлено без движения в срок до 28 января 2020 года, поскольку не соответствовало требованиям ст. ст. 125, 126, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В связи с тем, что недостатки административного искового заявления не были устранены, определением суда заявление было возвращено.

Таким образом, истец имела намерение обратиться в суд за судебной защитой, первоначально реализовала свое право на обращение путем подачи в суд административного искового заявления в пределах срока исковой давности, то есть имела правовой интерес в разрешении спорной ситуации, но в связи с оформлением заявления не в соответствии с требованиями, определёнными Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, несвоевременностью получения копий определений суда об оставлении искового заявления без движения и о возврате, была лишена возможности своевременно устранить указанные судом недостатки, следовательно, пропустила срок исковой давности по объективной причине. В связи с изложенным суд находит ходатайство административного истца о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частями 3, 4, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются, в частности, п.7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В силу пункта 1.1. части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Согласно части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ. уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:

проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Согласно части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объект, индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

На основании части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 этого же Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 указанного Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ФИО2 в порядке наследования по закону перешло право аренды земельного участка площадью 599 кв.м. с кадастровым <номер>, находящегося по <адрес> на землях населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства. Право аренды указанного земельного участка принадлежало наследодателю П, умершей 21 марта 2018 года, на основании договора аренды земельного участка <номер> от 11 августа 2016 года, заключенного в простой письменной форме между Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области и П, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 20 сентября 2016 года за <номер>, дата государственной регистрации: 20 сентября 2016 года, номер государственной регистрации <номер> (л.д.10 – Свидетельство о праве на наследство по закону).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, внесены сведения об обременении указанного земельногоучастка: аренда, дата государственной регистрации 20.09.2016, номер государственной регистрации <номер>; срок действия с 11.08.2016 по 10.08.2026; лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости – ФИО2; основание государственной регистрации – Свидетельство оправе на наследство по закону, выдано 22.10.2018 нотариусом Серпуховского нотариального округа Московской области С<номер>. Договор аренды земельного участка <номер> от 11.08.2016 (205-206).

В материалы дела представлен Договор аренды земельного участка <номер>, заключенный 11.08.2016 Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области с П, предметом которого является предоставление в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым <номер>, площадью 599 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по <адрес> (л.д. 16-17).

В соответствии с данными Технического плана здания, подготовленного 19 марта 2019 года в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по <адрес>, на земельном участке с кадастровым <номер> расположен объект недвижимости – жилой дом, деревянный, площадью 59,2 кв.м, год завершения строительства – 1996 (л.д. 20-21).

22.04.2019 Директором ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» сообщает ФИО2, что администрация ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» не обладает полномочиями по согласованию регистрации построек. Обращает внимание что д.Лужки, согласно Положению об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, утвержденному Решением Мособлсовета 21.06,1984 № 829, не входит в охранную зону заповедника (л.д. 32).

23.04.2019 ФИО2 подала в администрацию городского округа Серпухов Московской области уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома с приложением соответствующих документов (л.д. 154-155).

25.04.2019 ФИО2 Администрацией городского округа Серпухов Московской области выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства (этажность – 2, площадь застройки 25 кв.м; высота – 6) на земельном участке с кадастровым <номер>, площадью 599 кв.м., расположенного по <адрес> (л.д. 22).

29.05.2019 ФИО2 подала в администрацию городского округа Серпухов Московской области уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома с приложением соответствующих документов (л.д. 119-121).

03.06.2019 ФИО2 Администрацией городского округа Серпухов Московской области выдано уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в отношении построенного объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым <номер>, площадью 599 кв.м., расположенного по <адрес> (л.д. 23).

07.06.2019 ФИО2 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением <номер> об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости и заявлением <номер> о государственной регистрации прав на недвижимое имущество – здание, назначение – жилой дом, расположенное по <адрес> (л.д. 169, 166-168).

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 20.06.2019 <номер>, <номер> осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостановлено по основаниям п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона № 218-ФЗ. В названном уведомлении в качестве оснований для приостановления указано: направление запроса в орган местного самоуправления о направлении уведомления об окончании строительства индивидуального жилого дома, ответ на который до настоящего времени не поступил; согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым <номер>, на котором расположен заявленный к постановке на государственный кадастровый учет объект недвижимости, с 27.07.2018 имеет ограничения, установленные ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации. Осуществление действий по государственному кадастровому учету, по государственной регистрации права приостанавливается до устранения причин, но не более чем на три месяца с даты принятия первого решения о приостановлении. Рекомендации о доработке представленных документов: представить необходимые для кадастрового учета документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства (л.д. 24-26, 133-136).

25.06.2019 ФИО2 представила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для осуществления действия по постановке на кадастровый учет и регистрации права на возведенный индивидуальный жилой дом дополнительные документы (л.д. 131-132).

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 28.06.2019 <номер> отказано в снятии приостановления осуществления действий по государственному учету изменений объекта недвижимости в отношении объекта недвижимости: жилой дом, <адрес>, так как согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым <номер>, на котором расположен заявленный к постановке на государственный кадастровый учет объект недвижимости, с 27.07.2018 имеет ограничения, установленные ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 27-28, 96-97).

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 05.07.2019 <номер> отказано в снятии приостановления осуществления действий по государственному учету изменений объекта недвижимости в отношении объекта недвижимости: жилой дом, <адрес>, так как согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым <номер>, на котором расположен заявленный к постановке на государственный кадастровый учет объект недвижимости, с 27.07.2018 имеет ограничения, установленные ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 29-30, 94-95).

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 23.09.2019 <номер> на основании рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества <номер> от 07.06,2019, заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество <номер> от 07.06.2019, Технического плана здания от 19.03.2019, уведомления от 20.06.2019, уведомления о соответствии построенного ОКС от 27.06.2019 в соответствии со статьей 27 Закона о регистрации недвижимости принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. Разъяснено право обжаловать в суд отказ в государственной регистрации в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона о недвижимости (л.д. 31, 93).

07.11.2019 на запрос ФИО2 по согласованию регистрации дома, расположенного на земельном участке с кадастровым <номер> по <адрес>, ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник» сообщает, что не обладает полномочиями по регистрации построек. Обращает внимание что д.Лужки, согласно Положению об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, утвержденному Решением Мособлсовета 21.06,1984 <номер>, не входит в охранную зону заповедника (л.д. 33).

Разрешая заявленные административным истцом требования, оценив в совокупности представленные сторонами письменные доказательства, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, суд приходит к следующему.

Основанием для приостановления 20.06.2019 государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости: индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым <номер>, расположенном по <адрес>, в соответствии с п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» явилось отсутствие ответа на запрос о согласовании строительства в порядке, установленном действующим законодательством; согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым <номер>, на котором расположен заявленный к постановке на государственный кадастровый учет объект недвижимости, с 27.07.2018 имеет ограничения, установленные ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации.

В качестве рекомендации о доработке представленных документов было указано на необходимость представить необходимые для кадастрового учета документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства. При этом какие именно документы необходимо было представить ФИО2 дополнительно, в данном уведомлении не указано.

На основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отказано в государственном кадастровом учете.

В настоящее время особенности режима особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно положений части 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В части 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются такие категории этих территорий как государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники.

Согласно пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) относится к зонам с особыми условиями использования территорий (подпункт 11 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении: а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного федерального закона. Федеральный закон N 406-ФЗ вступил в силу 30 декабря 2013 г.

Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник учрежден Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 19.06.1945 № 375 «Об организации Московского государственного заповедника» как Приокско-Террасный участок Московского государственного заповедника. Решением Совета министров РСФСР от 03.04.1948 № 356 в связи с реорганизацией Московского государственного заповедника Приокско-Террасный участок реорганизован в самостоятельный заповедник. Решением Совета министров РСФСР № 1466-р от 31 мая 1966 года к заповеднику присоединено 80,9 га хозяйственных земель.

Заповедник отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2055-р к ведению Минприроды России.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на заповедник на прилегающих к нему земельных участках Решением Мособлисполкома от 21 июня 1984 г. № 829 «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» создана охранная зона.

Согласно пункту 2 раздела 1 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного заповедника охранная зона представляет собой угодья, непосредственно прилегающие к территории заповедника и являющиеся его продолжением.

Правовой режим охранной зоны, создаваемой для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природный заповедник, установлен в Положении, принятом решением Мособлисполкома от 21 июня 1984 года № 829, с учетом возложенных на охранную зону задач, указанных в разделе 2 Положения.

Режим охранной зоны установлен разделом 3 Положения. Согласно установленному режиму на территории охранной зоны запрещается:

- рубка леса главного пользования;

- добыча полезных ископаемых;

- изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины;

- сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).

Согласно позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 28.05.2015 № 58-КГ15-2, из ст.27 и п.п. 1, 4 ст.95 Земельного кодекса РФ следует, что действующим законодательством не запрещено предоставлять гражданам в собственность земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается при соблюдении определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. Как следует из содержания данных норм, законодатель устанавливает исчерпывающий перечень земельных участков, которые относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в только федеральной, республиканской или муниципальной собственности, данные участки изымаются из гражданского оборота, в том числе земли государственных природных заповедников. В то же время, на прилегающих к названным земельным участкам территориях, могут устанавливаться охранные зоны, в границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. По смыслу перечисленных норм законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в охранных зонах заповедников, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.

Таким образом, охранная зона не входит в состав территории государственного природного заповедника и, соответственно, не является особо охраняемой природной территорией.

В соответствии с пунктами 28, 29, 30 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138, режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы.

В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О животном мире».

Согласно пункта 10 вышеуказанных Правил создания охранных зон охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Пунктом 3 Правил закреплено, что земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима.

Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (пункт 5 вышеназванных Правил).

Из содержания вышеприведенных положений федерального законодательства об особо охраняемых природных территорий, следует, что земельные участки в границах охранных зон таких территорий используются собственниками земельных участков с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Принимая во внимание законодательно установленные ограничения порядка землепользования на землях особо охраняемых природных территорий, учитывая нахождение земельного участка в границах охранной зоны ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник», суд полагает, что установлены соответствующие ограничения по использованию указанного земельного участка, указанные в Решении Мособлисполкома № 829 от 21 июня 1984 г. «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника», которые до настоящего времени не изменялись, и в них отсутствует запрет на строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии с вышеуказанным Положением об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника запрещается сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником.

В соответствии с Решением Мособлисполкома № 829 от 21 июня 1984 год на территории охранной зоны заповедника запрещается рубка леса главного пользования; добыча полезных ископаемых; изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины. Таким образом, в отношении данных ограничений никаких согласований с заповедником вообще не предусмотрено, так как установлен прямой запрет на совершение определенных перечисленных в Положении действий.

В соответствии с Положением об охранной зоне Приокско-Террасного государственного заповедника, в территорию которой включены четыре населенных пункта, в том числе и территория деревни Республика, на ее территории запрещено строительство мест массового отдыха населения, промышленных объектов, к которым не относится индивидуальный жилой дом.

При создании охранной зоны заповедника и принятия соответствующего решения, которым установлены ограничения в использовании земельных участков, вошедших в охранную зону, отсутствует запрет на индивидуальное жилищное строительство.

Разрешая заявленные требования, суд также учитывает, что пунктом 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1219, Минприроды наделено функциями по выдаче в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым не относится охранная зона заповедника, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Как следует из приложения № 1 к решению исполкома Мособлсовета от 21.06.1984 № 829, в котором указаны территории, включаемые в охранную зону Приокско-Террасного государственного заповедника, в нее вошли приусадебные земли – 21,4 га совхоза «Серпуховский», в том числе деревня Лужки; 8,8 га совхоза «Туровский», на которых осуществлялось строительство жилых домов и хозяйственных построек.

В соответствие с приложением №2 к данному решению охранная зона заповедника представляет собой угодья, непосредственно прилагающие к территории заповедника и являющиеся ее продолжением без юридического отчуждения или изъятия угодий, входящих в охранную зону, у основных землепользователей и охотопользователей (пункт 2 положения). Обеспечение режима охранной зоны осуществляется совместно охотопользователями, землепользователями и Приокско-Террасным биосферным государственным заповедником (пункт 4.1 положения).

Суд находит несостоятельным ссылку представителя административного ответчика на Положение о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике, утвержденное приказом от 19.04.2018 № 163 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которым запрещено предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, строительство объектов капитального строительства на территории заповедника, так как в данную территорию не входит охранная зона заповедника, которая относится в соответствии с положениями статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 7 раздела I Положения о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике для предоставления неблагоприятных антропогенных воздействий на заповедник на прилегающих к нему земельных участках Решением Мособлисполкома № 829 от 21 июня 1984 г. «Об организации охранной зоны Приокско-Террасного государственного заповедника» создана охранная зона, которым и следует руководствоваться при рассмотрении заявления ФИО2 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект индивидуального жилищного строительства.

ФИО2 просит обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию объекта недвижимости, расположенного по <адрес>, на земельном участке с кадастровым <номер>.

Вместе с тем, разрешение вопроса о постановке на кадастровый учет и регистрации права на объекты недвижимости относится к исключительной компетенции уполномоченного органа, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В силу положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно рассмотреть заявления ФИО2 от 07.06.2019 <номер>, <номер> о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 23.09.2019 <номер> об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно рассмотреть заявления ФИО2 от 07.06.2019 <номер>, <номер> о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Фетисова

Мотивированное решение составлено 4 сентября 2020 года