Дело № 2а-1485/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2016 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Шипунова И.В.
при секретаре Колесниченко Н.С.,
с участием представителя административного истца ФИО5, представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чжао Мин к Управлению Федеральной миграционной службы Российской Федерации по .... об оспаривании действий комиссии по отказу в согласовании выделения квоты на подачу документов для получения разрешения на временное проживание,
УСТАНОВИЛ:
Чжао Мин, гражданин Китайской народной Республики, обратился с заявлением об оспаривании действий комиссии Управления Федеральной миграционной службы по .... (далее по тексту - ФИО1 по ....) действий комиссии по отказу в согласовании выделения квоты на подачу документов для получения разрешения на временное проживание.
В обоснование требований указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ с целью сдачи документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее по тексту - РВП) обратился в ФИО1 по .... по адресу ...., с заявлением о выдаче РВП установленной формы и полным пакетом документов. ФИО1 по ...., осуществляющие прием заявлений от иностранных граждан на получение РВП, в устной форме сообщили заявителю о принятом решение об отказе в выделении квоты для подачи документов на получение РВП гражданину ФИО2, без указания оснований данного отказа. Также в предоставлении письменного ответа было отказано.
Заявитель полагает, что действия ФИО1 по ...., выразившиеся в отказе в согласовании принятия заявления и отказе в приеме заявления на выдачу РВП, противоречат закону, а также требованиям Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданами и лицам без гражданства РВП, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, поскольку все документы заявителем были предоставлены, истребование у заявителя иных документов запрещается.
Заявитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в его отсутствие.
Представитель заявителей ФИО5 в судебном заседании доводы заявлений поддерживал.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 по ....ФИО4 против удовлетворения заявленных требований возражала, указывая на то, что разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, процедуры выдачи квоты в законе не урегулирована, в связи с чем были создана комиссия по распределению квоты. Кроме того, заявитель с заявлением о выдаче РВП в ФИО1 по .... в установленном Регламентом порядке не обращался, так как само по себе отсутствие согласование квоты комиссией по распределению квоты является препятствием к подаче заявления на выдачу РВП, после рассмотрения, которого компетентный орган в сфере миграции обязан принять решение об отказе в выдаче РВП или его выдаче.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу Положения о Федеральной миграционной службе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 711, Федеральная миграционная служба, является органом Федеральной исполнительной власти и осуществляет свою деятельность, в том числе через территориальные органы, в связи с чем решения последних могут оспорены в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В силу п.п.25,28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. О незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из условий, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено судом, распоряжением Управления Федеральной миграционной службы по .... от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по распределению квоты на выдачу разрешение на временное проживание, а также утвержденное Положение о комиссии по использованию квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, к задачам которой отнесено справедливое и равномерное использование квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации.
На заседаниях Комиссия рассматривает поступившие заявления (анкеты) иностранных граждан, ходатайствующих о выделении квоты, вырабатывает рекомендации по каждому рассмотренному заявлению (п.5.1).По результатам рассмотрения каждого заявления с учетом всех имеющих значение обстоятельств (указанных в пункте 9) комиссия может принять решение о рекомендации принятия заявления для решения вопроса о выдаче разрешения на временное проживание или отклонении заявления (п.10 Положения).
Как утверждает административный истец, при обращении ему устно было сообщено, что комиссией ФИО1 по .... принято решение об отказе в выделении квоты для получения документов на получение РВП гражданину Китая, сам факт отказа не оспаривался представителем административного ответчика.
Довод представителя ответчика о том, что Чжао Мин с заявлением о выдаче РВП в ФИО1 по .... в установленном Регламентом порядке не обращался, не принимается судом во внимание, поскольку в деле имеется копия анкеты для подачи заявки на получение квоты РВП, ответчик как орган публичной власти не представил соответствующих сведений, несмотря на возложение такой обязанности судом.
Правовое положение иностранных граждан регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ регулирует основания и порядок выдачи разрешения на временное проживание.
Приказом Федеральной миграционной службы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее по тексту – Административный регламент).
В соответствии со ст.6 Федерального закона №115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Исчерпывающий перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением о выдаче РВП, установлен Административным регламентом, в котором какое – либо решение о выделении квоты в качестве обязательного документа либо условия принятия заявления о выдаче РВП не предусмотрено, а пункт 33 Административного регламента прямо запрещает истребовать дополнительные документы от заявителя.
В пункте 34 Административного регламента указаны исчерпывающие основания отказа в приеме заявления, в которых отсутствует отказ в выдаче квоты, если в целом квота по данному субъекту Российской Федерации не исчерпана.
Административный ответчик не ссылался на то, что на момент обращения заявителей в комиссию квота была исчерпана.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее вопросы выдачи РВП, не предусматривает процедуру согласования выделения квоты как предшествующую процедуре принятия и рассмотрения заявления о выдаче РВП.
Распоряжение Правительства Российской Федерации, которым распределяются квоты (в настоящее время действует распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р), также не устанавливает, что вопрос о выдаче квоты рассматривается до подачи заявления о выдаче РВП.
В данном случае суд исходит из незаконности разрешения вопроса о квоте до принятия заявления о выдаче РВП, что не исключает право Управления создать комиссию по вопросу распределения квоты и право Управления рассмотреть вопрос о наличии квоты в ходе административной процедуры.
Таким образом, требования Чжао Мин подлежат удовлетворению в части.
Суд признает незаконными действия комиссии по распределению квоты на выдачу разрешений на временное проживание при Управлении Федеральной миграционной службы по ...., выразившиеся в отказе в выделении квоты до принятия заявления о выдаче разрешения на временное проживание.
На основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заинтересованного лица в пользу Чжао Мин подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины по 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Чжао Мин удовлетворить частично.
Признать незаконными действия комиссии по распределению квоты на выдачу разрешений на временное проживание при Управлении Федеральной миграционной службы по ...., выразившиеся в отказе в выделении квоты Чжао Мин до принятия заявления о выдаче разрешения на временное проживание.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по .... в пользу Чжао Мин судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Шипунов