ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1001/19 от 14.02.2019 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело №2а-1001/19 Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2019 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Марухина С.А.

при секретаре Копыльцовой Е.В.

с участием административных истцов Гаврилова О.В., Гавриловой М.Е., Гавриловой А.О., представителя третьего лица Эннс М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаврилова О.В. , Гавриловой О.В. , Гавриловой О.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области, министру Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области Николаевой О.В. о признании незаконным решения и обязании включить в список,

установил:

Гавриловы О.В., М.Е. и А.О. обратились в суд с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области (далее – Министерство) о признании незаконным решения, которым административным истцам отказано во включении в список получателей социальных выплат за счёт средств областного бюджета гражданам, участвующим в областной программе «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на ДД.ММ.ГГГГ годы» и обязании включить в такой список, ссылаясь в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ через Новгородский областной фонд по ипотечному жилищному кредитованию (далее – Фонд) обратились с заявлением о включении в такой список. Ответ был дан только в ДД.ММ.ГГГГ с отказом во включении в испрашиваемый список. Административные истцы полагают такой отказ незаконным, так как он не учитывает фактическое положение семьи административных истцов на момент принятия оспариваемого решения. На основании изложенного административные истцы просят суду удовлетворить заявленные требования.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечён министр Министерства Николаева И.Ю.

Административные истцы в судебном заседании административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства и министр Министерства в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения. На основании ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель Фонда поддержал иск, указывая, что на момент подачи заявления оснований для получения выплаты у истцов не имелось, однако на момент вынесения отказа о включении в список такие основания имелись безусловно.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Гаврилов О.В. обратился в Фонд с заявлением о включении его и членов его семьи (на момент обращения супруга Гаврилова М.Е. и дочь Гаврилова А.О., равно как и в настоящее время) в список получателей Свидетельства о предоставлении субсидий за счёт средств областного бюджета гражданам, участвующим в областной программе «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на ДД.ММ.ГГГГ».

Согласно ст.1 Областного закона от 02 апреля 2008 года №282-ОЗ «О государственной поддержке отдельных категорий граждан, участвующих в строительстве и приобретении жилых помещений, в сфере ипотечного жилищного кредитования в Новгородской области» (далее – Областной закон) настоящий областной закон регулирует общественные отношения, направленные на реализацию конституционного права граждан на жилище путем создания условий на территории Новгородской области для участия в ипотечном жилищном кредитовании. Под созданием условий для участия в ипотечном жилищном кредитовании понимается осуществляемая органами государственной власти области государственная поддержка отдельных категорий граждан при предоставлении ипотечного жилищного кредита и обеспечение заемщиков жилыми помещениями в случае обращения взыскания на заложенное имущество.

В силу ст. 3 Областного закона государственная поддержка граждан в ипотечном жилищном кредитовании осуществляется путем предоставления социальных выплат заемщику на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии с п.1 ст. 4 Областного закона заемщикам предоставляются следующие социальные выплаты: на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа); на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по данным кредитам или займам; на частичное или полное погашение предоставленного ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления) ребенка.

Право на государственную поддержку в ипотечном жилищном кредитовании путем предоставления социальных выплат, указанных в абзацах втором, третьем и пятом части 1 статьи 4 настоящего областного закона, имеют состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также не состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях граждане, которые могут быть признаны таковыми на день обращения за получением социальной выплаты (а применительно к социальной выплате, указанной в абзаце втором части 1 статьи 4 настоящего областного закона, на день обращения за получением социальной выплаты и на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти области решения о включении в список получателей социальной выплаты) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и имеющие доходы либо иные денежные средства, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях или оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты следующие категории граждан Российской Федерации, местом жительства которых является Новгородская область: молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, где возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день обращения за получением социальной выплаты не превышает 35 лет

Фонд и Министерство не оспаривали тот факт, что на момент обращения Гаврилов О.В. и члены его семьи имели право претендовать на включении в список, как молодая семья, учитывая, что тогда оба супруга были младше 35 лет.

Относительно вопросов рассмотрения заявления Гаврилова О.В. судом установлено, что Фонд осуществляет приём и обработку таких заявлений, что не оспаривалось его представителем, по результатам чего Фонд даёт заключение о возможности включения в список или нет, после чего уже Министерство принимает окончательное решение.

Действительно, постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на ДД.ММ.ГГГГ», в которой указывались обязанности регионального оператора. В самой программе указывалось, что денежные средства на реализацию программы предоставляются из областного бюджета.

Также ранее Постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена Областная целевая программа «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на ДД.ММ.ГГГГ», откуда следовало, что она предусматривает меры государственной поддержки.

На сегодняшний день действует Постановление Правительства Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ которым утверждён Порядок предоставления субсидий региональным операторам подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области» государственной программы Новгородской области «Развитие жилищного строительства на территории Новгородской области на ДД.ММ.ГГГГ». В таком порядке также предусмотрен региональный оператор.

Постановлением Администрации Новгородской области от 14 октября 2008 года №361 «О Порядке предоставления социальных выплат за счет средств областного бюджета на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья или участие в долевом строительстве, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» определялся порядок обращения с заявление на участие в программе и полномочия Фонда по обработке таких заявлений, проверке и перечислении субсидий.

В настоящее время эти вопросы регулируются Постановлением Правительства Новгородской области от 28 октября 2013 года №322 «О государственной программе Новгородской области «Развитие жилищного строительства на территории Новгородской области на 2014 - 2020 годы», где предусмотрены обязанности Фонда как регионального оператора.

Следовательно, на Фонд была возложена обязанность, которая являлась публичной, при этом имела направленность на органы власти, которые и субсидировали граждан, а потому фактически Фонд выполнял функцию по рассмотрению обращений граждан и принимал решения, от которых зависело возникновение тех или иных прав у граждан, а у Администрации Новгородской области обязанности по предоставлению денежных средств.

Действительно, все приведённые выше нормативные правовые акты не содержали данных о сроке рассмотрения заявлений граждан, изъявивших желание участвовать в программе, но Фонд фактически был наделён властными полномочиями, а потому на обращения в Фонд следовало распространять действие Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», в котором устанавливался 30-дневный срок на рассмотрение обращение гражданина.

Сам Фонд ДД.ММ.ГГГГ дал заключение № о том, что семья Гаврилова О.В. может участвовать в областной Подпрограмме ипотечного жилищного кредитования.

Министерство письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало во включении Гарвилову О.В. и членов её семьи в список получателей социальных выплат за счёт средств областного бюджета гражданам, участвующим в областной программе «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на ДД.ММ.ГГГГ».

Фактически сам оспариваемый отказ Министерства сведён к тому, что семья Гаврилова О.В. может принимать участие в программе, как молодая семья, но на момент своего обращения в ДД.ММ.ГГГГ его семья была обеспечена жилой площадью сверх нормы, которая необходима для участия в испрашиваемой подпрограмме.

Суд обращает внимание Министерства, что административные истцы не виноваты в столь длительном рассмотрении их обращения, а потому учёт положения семьи Гаврилова О.В. именно на дату подачи заявления в ДД.ММ.ГГГГ является неправильным. В таком случае Министерство должно было исходить из тех обстоятельств, которые существуют на момент фактического рассмотрения заявления и подтверждённые представленными документами, так как в противном случае право на субсидию может быть отсрочено на неопределённый срок с возможностью потери оснований для ёе получения вообще.

В п.3 ст. 5 Областного закона указано, что при определении нуждаемости в жилых помещениях категорий граждан, указанных в части 2 настоящей статьи, нуждающимися в жилых помещениях могут признаваться граждане - члены одной семьи, если обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в случае их совместного проживания в месте регистрации по месту жительства любого из членов семьи меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органом местного самоуправления, с учетом наличия у данной категории граждан в собственности иных жилых помещений.

Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Размер дохода, приходящегося на каждого из членов семьи Гаврилова О.В. проверялся, каких-либо несоответствий для целей участия в Подпрограмме не усмотрено.

Фонд произвел расчёты площади, приходящейся на каждого члена семьи Гаврилова О.В. в строгом соответствии с ч.3-1 ст. 5 Областного закона, и из него следует, что на момент рассмотрения заявления он был ниже установленных 14 кв.м., то суд приходит к выводу о незаконности совершённого отказа, с обязанием Министерства принять решение о включении Гаврилова О.В. в список получателей социальных выплат за счёт средств областного бюджета гражданам, участвующим в областной программе «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на ДД.ММ.ГГГГ» (как указано в отказе).

По ч.1 ст. 111 КАС РФ с Министерства в пользу Гаврилова О.В. следует взыскать госпошлину в сумме 300 рублей

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ которым Гаврилову О.В. отказано во включении в список получателей социальных выплат за счёт средств областного бюджета гражданам, участвующим в областной программе «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на ДД.ММ.ГГГГ годы».

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области принять решение о включении Гаврилова О.В. в список получателей социальных выплат за счёт средств областного бюджета гражданам, участвующим в областной программе «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на ДД.ММ.ГГГГ годы».

Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области в пользу Гаврилова О.В. госпошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Председательствующий С.А. Марухин

Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2019 года