ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1001/20 от 28.09.2020 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1001/2020

УИД 26RS0020-01-2020-001821-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2020 года село Кочубеевское

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего – судьи Рынгач Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Соловьяновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным решения о невозможности изменения наименования объекта капитального строительства,

У С Т А Н О В И Л:

Мак А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным решения о невозможности изменения наименования объекта капитального строительства, в котором указано, что в настоящий момент он имеет в собственности «Хозяйственное строение или сооружение вспомогательного использования», год постройки 1998 на земельном участке в садовом некоммерческом товариществе <адрес>.

В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019 года) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступившими в силу с 23.01.2020 года) о так называемой «Дачной амнистии» он, 22.03.2009 года подал в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю Декларацию об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 15.08.2006 года № 232, при этом в п. 2 Декларации «Вид (название) объекта» варианта «Садовый дом» предусмотрено не было и он был вынужден по требованию регистратора выбрать вариант «Хозяйственное строение или сооружение вспомогательного использования», что не соответствовало фактическому состоянию дачного дома, характеристики которого указаны в представленной декларации.

Для приведения в соответствие истинного состояния дачного дома и данных, указанных в Свидетельстве о государственной регистрации права 13.02.2020 года он обратился с заявлением и уточненной декларацией в администрацию Кочубеевского муниципального района СК с просьбой изменить наименование объекта недвижимого имущества с «Хозяйственное строение или сооружение вспомогательного использования» на «Садовый дом», так как решение данного вопроса находится в компетенции администрации Кочубеевского муниципального района СК в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020 года) «О государственной регистрации недвижимости», но получил не мотивированный отказ и считает, что его обращение рассмотрено должностными лицами администрации Кочубеевского муниципального района формально, без учета ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, ч. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса, п. 1 ст. 263 ГК РФ, п. 11 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 года № 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020 года) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 12 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020 года) «О государственной регистрации недвижимости». Просит суд признать незаконным решение главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 28.02.2020 года № 1306 о невозможности изменения наименования объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с «Хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования) на «Садовый дом»». Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края изменить наименование объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, с «Хозяйственное строение или сооружение вспомогательного использования на «Садовый дом» в соответствии с уточненной Декларацией.

Административный истец Мак А.И., надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края ФИО2, надлежаще извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела без представителя администрации с учетом представленных возражений, из которых следует, что администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края не согласна с требованиями административного истца по следующим основаниям. Административный истец обратился в администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края с заявлением об изменении наименования строения с «Хозяйственное строение или сооружение» на «Садовый дом» по адресу: <адрес>.

Письмом за № 3154 от 27.05.2020 года административному истцу отказано в изменении наименования, в связи с тем, что заявителем представлен технический паспорт от 2019 года на хозяйственное строение, и указано, что наименование объекта вносится кадастровым инженером на основании проектной документации здания (сооружения) или декларации об объекте недвижимости (согласно п. п. 8, 11 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Частью 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Части 1-3 статьи 38 Закона о государственной регистрации недвижимости определяют случаи регистрации внесения изменений в сведения об объекте недвижимости в уведомительном порядке (без межведомственного информационного взаимодействия) по заявлениям правообладателей объектов недвижимости в части сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, сведений о назначении единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса.

Согласно пунктам 9-13 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования; назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение; назначение единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс.

Из изложенных норм следует, что понятие «хозяйственное строение», «садовый дом» не относятся к понятию назначения здания (пункт 9 части 5 I статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Следовательно, в данном случае речь идет об изменении наименования объекта недвижимого имущества на основании пункта 11 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости. Частями 1-3 статьи 38 Закона о государственной регистрации недвижимости регистрация изменений в части дополнительных сведений о таких объектах недвижимости (в части изменения наименования) подлежит осуществлению в заявительном порядке по заявлению правообладателя, без межведомственного информационного взаимодействия.

Использование объекта по вспомогательному разрешенному виду, а не основному, предусмотренному градостроительным регламентом, не может быть признано основанием для невозможности изменения наименования объекта.

При этом согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

На основании вышеизложенного, считают, что администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края не нарушены права административного истца, просят суд отказать административному истцу в заявленных требованиях в полном объеме.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС административное дело рассмотрено в отсутствие участников процесса.

Исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46), право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (часть 1 статьи 17, статья 18).

Исходя из предписаний части 2 статьи 45 и части 1 статьи 46 Конституции РФ заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом, в том числе посредством обращения за судебной защитой, будучи связанным лишь установленным федеральным законом порядком судопроизводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.05.2009 года Мак А.И. является собственником Хозяйственного строения или сооружения вспомогательного использования, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11).

13.02.2020 года Мак А.И. обратился в администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края с заявлением об изменении наименования объекта недвижимого имущества с «Хозяйственное строение или сооружение вспомогательного использования» на «Садовый дом».

Однако, администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края принято решение об отказе изменить наименование недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу (л.д. 18), ссылаясь на тот факт, что в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края и сведениями, полученными из Росреестра, земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, фактически попадает в границы зон затопления и подтопления.

Не согласившись с решением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Мак А.И. обратился в прокуратуру Кочубеевского района Ставропольского края для разбирательства сложившейся ситуации (л.д. 19-21).

По результатам проведенной прокуратурой проверки 02.04.2020 года в адрес главы администрации Кочубеевского муниципального района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д. 23-24).

Письмом главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края № 3154 от 27.05.2020 года (л.д. 25-27), Маку А.И. отказано в изменении наименования, в связи с тем, что заявителем представлен технический паспорт от 2019 года на хозяйственное строение, и указано, что наименование объекта вносится кадастровым инженером на основании проектной документации здания (сооружения) или декларации об объекте недвижимости (согласно п. п. 8, 11 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

С выводами администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края суд согласиться не может.

На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Частью 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Согласно пункту 9 части 5 статьи 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание.

В соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вносится в кадастр недвижимости при наличии такого наименования.

Администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края является органом местного самоуправления, соответственно, ею должны вноситься изменения в наименование объекта. Данный факт нашел свое подтверждение и в ходе проверки доводов административного истца по его обращению в прокуратуру Кочубеевского района.

Кроме того, на момент обращения административного истца в Управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 22.03.2009 года с декларацией об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 15.08.2006 года № 232 варианта наименования объекта «Садовый дом» предусмотрено не было, в связи с чем, Мак А.И. вынужден был выбрать вариант наименования объекта «Хозяйственное строение или сооружение вспомогательного использования», не имея альтернативы и возможности указать действительное наименование объекта.

Таким образом, решение главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 28.02.2020 года № 1306 нельзя признать законным, в связи с чем, административные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Мак А.И. удовлетворить.

Решение главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 28.02.2020 года № 1306 о невозможности изменения наименования объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с «Хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования) на «Садовый дом»» признать незаконным.

Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края изменить наименование объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, с «Хозяйственное строение или сооружение вспомогательного использования на «Садовый дом» в соответствии с уточненной Декларацией.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кочубеевский районный суд.

Мотивированное решение составлено 05 октября 2020 года.

Судья Е.Е. Рынгач