ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1001/2022 от 02.08.2022 Узловского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Узловский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Балакиной А.С.,

при секретаре Кочкиной И.С.,

с участием административного истца прокурора Ушаковой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1001/2022 по административному иску Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района об обязании принять меры по разработке зон санитарной охраны источников водоснабжения,

установил:

Узловский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что по итогам проведенной прокуратурой проверки установлено, что в муниципальной собственности МО Смородинское находятся водонапорные башни, расположенные по адресам: Тульская область, Узловский район, ул. Молодежная, Тульская область, Узловский район, с.Смородино; Тульская область, Узловский район, д.Ракитино, Тульская область, Узловский район, д.Дубовое, ул.Новая; Тульская область, Узловский район, с.Люторичи ул.Новая. Вода из данных башен используется жителями для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, однако проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения данных объектов ответчиком не разрабатывались. По результатам проверки 23.03.2022 г. в адрес администрации вынесено представление об устранении требований водного законодательства, а также законодательства в сфере ЖКХ, которое до настоящего времени не исполнено.

С учетом изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Смородинское, выраженное в не принятии своевременных мер по разработке проектов организации зон санитарной охраны вышеуказанных источников водоснабжения и не принятии мер по внесению сведений в ЕГРН о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, как о зонах с особыми условиями использования в отношении вышеуказанных скважин, возложить на администрацию обязанность разработать проекты организации зон санитарной охраны вышеуказанных источников водоснабжения, направит в орган государственной регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН о зонах с особыми условиями использования в отношении вышеуказанных артезианских скважин в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Ушакова Н.Г. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации муниципального района Смородинское в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещался надлежащим образом.

На основании ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий -несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно пп. 1.2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно пунктам 3.2.1.2 и 3.3.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса зоны санитарной охраны не допускаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе размещение жилых зданий, проживание людей.

На основании абз. 2 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством РФ.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Согласно п. 1.6 СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения" организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В соответствии с требованиями ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ оценка пригодности воды для использования должна быть дана при установлении зоны санитарной охраны ЗСО источника водоснабжения собственником скважины.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 (далее - СанПин 2.1.4.1110-02) зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду из поверхностных и подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в муниципальной собственности МО Смородинское находятся объекты недвижимого имущества-водонапорные башни: с кадастровым , расположенная по адресу: Тульская область, Узловский район, с.Люторичи ул.Новая; с кадастровым , расположенная по адресу: Тульская область, Узловский район, д.Дубовое, ул.Новая; с кадастровым , расположенная по адресу: Тульская область, Узловский район, д.Ракитино, с кадастровым , расположенная по адресу: Тульская область, Узловский район, с.Смородино; с кадастровым , расположенная по адресу: Тульская область, Узловский район, ул. Молодежная (на основании вступившего в законную силу решения Узловского городского суда Тульской области от 18.04.2019 г.).

По итогам проведенной прокуратурой проверки 23.03.2022 г. в связи с отсутствием проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения вышеуказанных артезианских скважин, в адрес администрации вынесено представление об устранении требований водного законодательства, а также законодательства в сфере ЖКХ, которое до настоящего времени не исполнено.

Сведений о принятии мер по разработке проектов зоны санитарной охраны вышеуказанных источников водоснабжения стороной ответчика не представлено и материалы дела не содержат.

В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям ст.27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что объекты водоснабжения находятся на балансе администрации МО Смородинское Узловского района, суд приходит к выводу, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны вышеуказанных источников водоснабжения лежит на органе местного самоуправления. Именно ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них.

При таких обстоятельствах, учитывая, что вопросы по разработке и утверждению проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения, относятся к полномочиям администрации МО Смородинское Узловского района Тульской области, суд считает необходимым признать незаконным бездействие ответчика и возложить на Администрацию МО Смородинское Узловского района обязанность разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Узловского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Смородинское Узловского района Тульской области, выраженное в не принятии своевременных мер по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения: водонапорных башен, расположенных по адресам: Тульская область, Узловский район, ул. Молодежная, Тульская область, Узловский район, с.Смородино; Тульская область, Узловский район, д.Ракитино, Тульская область, Узловский район, д.Дубовое, ул.Новая; Тульская область, Узловский район, с.Люторичи ул.Новая, и не принятии мер по внесению сведений в ЕГРН о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, как о зонах с особыми условиями использования в отношении вышеуказанных артезианских скважин.

Возложить на администрацию муниципального образования Смородинское Узловского района обязанность разработать проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения: водонапорных башен, расположенных по адресам: Тульская область, Узловский район, ул. Молодежная, Тульская область, Узловский район, с.Смородино; Тульская область, Узловский район, д.Ракитино, Тульская область, Узловский район, д.Дубовое, ул.Новая; Тульская область, Узловский район, с.Люторичи ул.Новая, и направить в орган государственной регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН о зонах с особыми условиями использования в отношении вышеуказанных артезианских скважин в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.С. Балакина