ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1001/2023 от 18.07.2023 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №***а-1001/2023

УИД 18RS0№***-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2023 года <*****>

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Караневич Е.В.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации МО «<*****> УР», главе МО «<*****> УР» ФИО2 о признании незаконным бездействия административного ответчика в связи с совокупным нарушением данным органом прав административного истца на рассмотрение в установленном федеральным законом порядке подписанного им коллективного обращения от <дата>,

установил:

ФИО1 (далее – административный истец) обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением с учетом привлечения в порядке ст. 221 ч. 2 КАС РФ в качестве соответчика главы МО «<*****> Удмуртской Республики» ФИО2, к Администрации МО «<*****> УР», главе МО «<*****> УР» ФИО2, мотивируя свои требования следующим.

Администрацией МО «<*****> УР» совершено оспариваемое бездействие, выразившееся в том, что в установленный федеральным законом срок административный ответчик уклонился от ответа на ряд вопросов, поставленных перед ним в коллективном обращении от <дата>. Ответчик по итогам рассмотрения данного обращения направил истцу ответ, датированный <дата>, который получен истцом <дата>. В нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращения граждан ответчик пренебрег дачей надлежащего ответа на следующие вопросы, поставленные истцом: о трудоустройстве в администрацию ответчика, о трудоустройстве в <*****>, о среднем размере оплаты труда в администрации ответчика, в его муниципальном образовании и в малом бизнесе, о постоянной и временной регистрации истца на территории юрисдикции ответчика, о действующих программах поддержки малого бизнеса н территории юрисдикции ответчика, о помощи истцу в приобретении свиней, овец, кроликов и медоносных пчел. Тем самым указанным бездействием, нарушены следующие права, свободы, и законные интересы истца: право каждого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ), право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (Федеральный закон РФ от <дата> №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 3 ст. 5), право на объективное всестороннее и своевременное рассмотрение обращения (Федеральный закон РФ от <дата> №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 1 ст. 10), право на получение достоверной информации о деятельности государственных органов и органом местного самоуправления (Федеральный закон РФ от <дата> №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» п. 1 ст. 8).

Административный истец ФИО1 в судебном заседании, будучи извещен, надлежащим образом о дне, времени и месте его проведения, не присутствует, в административном иске дело просил рассмотреть в отсутствие административного истца.

Административный ответчик глава МО «<*****> УР» ФИО2, административный ответчик представитель Администрации МО «<*****> УР», заинтересованное лицо ФИО3, в судебном заседании, будучи извещены надлежащим образом о дне, времени и месте его проведения, не присутствуют, от представителя Администрации МО «<*****> УР» представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации, а также отзыв на иск, в котором представителем указано на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с восстановлением прав административного истца.

Административное исковое заявление рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. ст. 150, 221 ч. 6 КАС РФ.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.ч. 8-9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из оснований поданного административного искового заявления, предмета заявленных требований, фактически административным истцом указано на бездействие административного ответчика в части ответа не на все вопросы истца, отраженные в обращении от 16.09.2022г.

Анализируя оспариваемое бездействие Администрации МО «<*****> УР», выразившееся в нарушении порядка рассмотрения обращения, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от <дата> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от <дата> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – ФЗ об обращениях граждан) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ об обращениях граждан граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 ФЗ об обращениях граждан).

Согласно части 1 статьи 8 ФЗ об обращениях граждан гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3 вышеприведенной статьи).

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ об обращениях граждан, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ об обращениях граждан, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулирует Федерального закона от <дата> N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) (часть 1 статьи 2).

В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона №8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем предоставления пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации (п. 6 ст. 18, п. 1 ст. 19 названного Закона).

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Согласно ст. 31 Устава МО «<*****> УР», <*****> – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Удмуртской Республики. <*****> руководит Глава муниципального образования на принципах единоначалия.

<дата> за вх. №*** в адрес главы МО «<*****> УР» поступило коллективное обращение ФИО3 и ФИО1 следующего содержания (текст приведен дословно, не сохраняя орфографию авторов). «Пишут Вам два друга. Мы сейчас сидим в колонии строгого режима, но скоро освободимся. И пойдем на свободу. Ехать нам особо некуда. Мы подумали и по совету одного третьего нашего друга, который тоже сидит сейчас с нами в колонии, решили написать Вам в <*****>. Может вдруг нам повезет и Вы поможете нам обустроиться в городе Воткинске и решите важные для нас вопросы в <*****>. Ну или в городе Воткинске или где-нибудь поблизости от него, но лучше в самом этом городе. А хотим мы сразу после освобождения из колонии приехать к Вам нигде не задерживаться, и чтобы сразу нам двум друзьям ваша администрация ну или Вы сами как-нибудь дали бы какое-нибудь жилье, землю соток 30 или 40, ну и работу тоже где-нибудь. Можно работать в вашей администрации, так как нам сказали знающие жизнь правильные люди, что в Вашей администрации можно хорошо получать, ну в смысле зарабатывать. Кстати, а сколько у Вас там платят, ну хотя бы примерно, чтоб мы поняли. В школе мы оба друга учились по-разному. Ну вот и попали в колонию тоже оба вместе, хотя сами того не хотели никогда. Но мы по жизни ребята неплохие на самом деле. Ну и веселые. Можем многое чего хорошее поделать и даже хорошо себя вести, это правда, отвечаем за свои слова. Ну еще хотим у Вас спросить, то, что нам у вас в Воткинске нужна земля, желательно побольше, ну хотя бы в аренду. Чтоб администрация дала нам двум на много лет сразу или бесплатно или дешевле как можно, ведь мы долго просидели, сами понимаете уже где, ну и готовы уже ко всему, честное слово. Дадите нам землю, так как мы сейчас спросили? Ну а еще нам конечно очень нужна регистрация у Вас в городе, хотя бы, сперва, временная. А потом разберемся во всем на месте, как говорится. Подскажите нам конкретно, какие конкретно документы нам вам надо прислать, чтобы все решили, так, как просим мы Вас? Ну и просим вас еще объясните, что надо от нас двух в каждой просьбе нашей отдельно из того, что просим мы в этом письме вас, очень просим. Да и еще чуть не забыли сказать: мы хотим у вас там, в городе Воткинске завести штук 50 или 70 свиней, и баранов с овцами. Еще нам кролики нужны. А бараны нужны с курдюками. Говорят, это хороший бизнес, и администрация обязана помочь всем таким бизнесменам как мы. Значит, и нам вы должны будете помочь. Ну там поросятами, кролями или деньгами по каким-то там программам, но мы не знаем по каким. Интернет у нас в колонии нет совсем, ну и телефоны сотовые под запретом жестким, и их тоже нет ни у кого, и мы не можем почитать ничего про это, ну просто так спросили. Помогите нам с этим, ведь у вас есть все, и земля, и документы, и всякие выгодные программы, потому как нам у вас получить деньги или поросят под бизнес. Заметано? И еще хотели вас спросить, как нам получить у Вас земли, ну в аренду ил навсегда для свинарника и для конюшни. Ну чтобы овцы со свиньями там жили. Ну и ульи хочется очень поставить там. Ну и чтобы пчелы медом неслись. Ну и дом, чтобы жить потом, тоже поставить. Также, как все это сделать, чтоб все было по закону без понятий и без криминала конечно. И еще, сколько у Вас в Воткинске в среднем платят, обычно ну в смысле зарплаты в бизнесе ну или на муниципальных должностях у чиновников? Что нам почитать сейчас нужно из законов про все, что мы спросили и где вообще это брать нам безо всего интернета. Чтобы узнать и приехать к вам в <*****> и жить там нормально по-людски после освобождения из сами знаете откуда? Напишите нам все про что бы спросили подробно пожалуйста, чтобы мы все поняли сразу и готовились к вам поехать через некоторое время сразу после освобождения отсюда откуда пишем сейчас вам. Напишите пожалуйста нам Ваше письмо с ответами на все наши вопросы, которые мы тут написали вам. Не забудьте про свиней, овец, кролей и баранов. Ни и про землю с зарплатой и работой для нас, ну и все другое тоже для нас».

Письмом Администрации МО «<*****> УР» от <дата>№***, за подписью главы Администрации МО «<*****> УР» ФИО6ФИО3 сообщено, что после освобождения из колонии Вы можете обратиться в Администрацию муниципального образования «<*****> Удмуртской Республики» для предоставления земельного участка в аренду для ведения сельскохозяйственного производства. На территории Удмуртской Республики "работает программа «Развитие сельского хозяйства и расширение рынка сельскохозяйственной продукции на 2020-2025г.г.», в рамках которой предоставляются гранты «Агростартап» на развитие своего хозяйства, в том числе и на покупку скота, птицы и сельскохозяйственной техники, с условиями можно ознакомиться на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в разделе «Господдержка», «Малые формы хозяйствования». По вопросу жилья сообщено, что согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право состоять категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр (МФЦ) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Указанный ответ направлен по адресу, указанному в коллективном обращении.

Письмо такого же содержания от <дата> за №*** направлено в адрес ФИО1 При этом, ФИО1 в административном иске указывает, что ответ на коллективное обращение им получен <дата>.

Письмом от <дата> за №*** за подписью и.о. Главы муниципального образования ФИО7 в адрес ФИО1 направлено дополнение к ответу от <дата>№***, содержащее разъяснение относительно не включения всей территории <*****> в состав муниципального образования «<*****> Удмуртской Республики», предоставления земли в аренду, помощи в приобретении свиней, баранов и других сельскохозяйственных животных для ведения своего личного подсобного хозяйства либо сельскохозяйственного производства, размера ежемесячной средней заработной платы за 2022г. в <*****>, в Администрации, о квалификационных требованиях для работы в Администрации и документах, необходимых при поступлении на муниципальную службу, о правовых основаниях для регистрации по месту жительства на территории <*****>, о предоставлении жилых помещений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответы приняты уполномоченным органом в надлежащей форме, в сроки, установленные в ФЗ об обращениях граждан при наличии соответствующего коллективного письменного обращения.

Между тем, заслуживают внимания доводы административного истца о нарушении порядка рассмотрения коллективного обращения административного истца и заинтересованного лица в части ответа не на все поставленные в обращении вопросы, относящиеся к компетенции административного ответчика.

Так, согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ об обращениях граждан, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Данная норма содержит требование об обязательности письменного ответа по существу вопросов, поставленных в обращении.

При этом ФЗ об обращениях граждан не содержит конкретных требований к содержанию и оформлению ответа, отмечая лишь то, что в нем должны быть даны ответы по существу поставленных в обращении вопросов, с рассмотрением всех доводов.

Таким образом, ответ по существу поставленных в обращении вопросов должен содержать оценку всех доводов обращения, с мотивированным обоснованием принятия соответствующего решения.

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 10 ФЗ об обращениях граждан, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Так, в ответе на коллективное обращение ФИО1 и ФИО3, не содержатся ответы на вопросы административного истца, касающиеся предоставления земли в аренду, помощи в приобретении свиней, баранов и других сельскохозяйственных животных для ведения своего личного подсобного хозяйства либо сельскохозяйственного производства, размера ежемесячной средней заработной платы за 2022г. в <*****>, в Администрации, о квалификационных требованиях для работы в Администрации и документах, необходимых при поступлении на муниципальную службу, о правовых основаниях для регистрации по месту жительства на территории <*****>, о предоставлении жилых помещений, что очевидно повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, гарантированных положениями ФЗ об обращениях граждан.

Указанное обстоятельство судом установлено, и объективно усматривается из ответа от <дата> на обращение, в том числе административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных истцом требований.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С учетом того обстоятельства, что административный иск направлен в суд 08.02.2023г. почтовым отправлением, с учетом получения ответа на обращение административным истцом <дата>, трехмесячный срок для обращения с административным исковым заявлением в суд, административным истцом не пропущен.

Обсуждая способ восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу о том, что фактически ответ по всем поставленным в обращении вопросам, дан административным ответчиком <дата> в ходе рассмотрения настоящего дела, в связи с чем, правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности по устранению нарушению прав административного истца, не имеется. В связи с чем, необходимо ограничиться констатацией факта бездействия административного ответчика.

О взыскании судебных расходов по делу не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации МО «<*****> УР», главе МО «<*****> УР» ФИО2 о признании незаконным бездействия административного ответчика в связи с совокупным нарушением данным органом прав административного истца на рассмотрение в установленном федеральным законом порядке подписанного им коллективного обращения от <дата>, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не рассмотрении коллективного обращения ФИО1 и ФИО3 от <дата> в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а именно в не даче письменного ответа по существу поставленных в коллективном обращении вопросов.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда судом изготовлено <дата>

Судья Е.В. Караневич