ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1002/18 от 23.11.2018 Братского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2018 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело *** по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, начальнику Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу ФИО1, заинтересованное лицо - АО «Братскэкогаз», о признании незаконными действий по изменению условий пользования недрами при переоформлении лицензии, обязании разработать и утвердить проект лицензии на недропользование с учетом условий пользования недрами, установленных лицензией,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование административного искового заявления Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в том числе о недрах АО «Братскэкогаз», в ходе которой установлены нарушения, допущенные отделом геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Иркутской области. АО «Братскэкогаз» ведет работы по добыче углеводородного сырья (природный газ, газовый конденсат), а так же извлечение подземных вод в границах горного отвода Братского газоконденсатного месторождения, в Братском районе Иркутской области, для чего в настоящее время использует лицензию <данные изъяты>, срок действия продлен до **.**.****. Ранее АО «Братскэкогаз» для добычи углеводородов использовало лицензию <данные изъяты>, зарегистрированную Иркутским территориальным геологическим фондом комитета природных ресурсов по Иркутской области **.**.****. Соглашением об условиях недропользования (приложение 1 к лицензии <данные изъяты>) недропользователю установлены права и обязанности. Дополнением к лицензии <данные изъяты> (регистрация **.**.****) внесены изменения в соглашение об условиях недропользования (приложение 1 к лицензии <данные изъяты>).

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> (приложение 21, регистрация **.**.****) полностью отменена редакция соглашения об условиях недропользования (приложение 1), текст условий пользования недр изложен в новой редакции.

Данным дополнением *** отменены приложения к лицензии <данные изъяты>: *** соглашение об условиях недропользования на Братском ГКМ; *** обзорная карта района работ, масштаб 1:500000; *** (18) дополнение к лицензии <данные изъяты>, зарегистрировано **.**.*******; *** дополнение к лицензии <данные изъяты>, зарегистрировано **.**.*******; *** (20) дополнение к лицензии <данные изъяты>, зарегистрировано **.**.*******, внесены изменения в текст лицензии <данные изъяты> (на бланке лицензии «с целевым назначением и видами работ» следует читать: «добыча углеводородного сырья (нефти, газа) и попутных компонентов на Братском газоконденсатном месторождении, разведка и добыча подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов»), а так же включены в состав лицензии <данные изъяты> в качестве неотъемлемой составной части: схема расположения Братского участка недр (приложение 22); сведения об участке недр (Приложение 23); краткая справка о владельце лицензии (приложение 24).

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> (приложение 25, регистрация **.**.****) внесены изменения в текст абзаца третьего лицензии, он изложен в новой редакции. Срок окончания действия лицензии установлен **.**.****.

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> (приложение 27, регистрация **.**.****) изменена редакция п. 3.3. раздела 3 Дополнения *** к лицензии <данные изъяты> (приложение 21 «Условия пользования недр», регистрация **.**.****). При этом разделом II данного дополнения установлено, что владелец лицензии не освобождается от остальных обязательств, установленных лицензией <данные изъяты>.

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> (приложение 28, регистрация **.**.****) внесены изменения в приложение 21 «Условия пользования недр», регистрация **.**.****. При этом разделом II данного дополнения установлено, что владелец лицензии не освобождается от остальных обязательств, установленных лицензией <данные изъяты>. Так же включены в состав лицензии <данные изъяты> в качестве неотъемлемой составной части: краткая справка о владельце лицензии (приложение 29), отменена краткая справка о владельце лицензии (приложение 26).

Лицензия на пользование недрами <данные изъяты> ОАО «Братскэкогаз» в данный перечень не включена, на момент **.**.**** данная лицензия актуализации не подлежала. Кроме того, приложением *** к приказу *** от **.**.**** установлен ряд требований, обязательных к включению в актуализированные лицензии. Так, обязательными к включению в актуализированные лицензии являются п.п. 13.3-13.5 в следующей редакции:

«Пункт 13.3 - пользователь недр обязан привести действующие технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, а также сведения о запасах полезных ископаемых на предоставленных в пользование участках недр в соответствие с действующим законодательством, нормативными актами»:

- «Подпункт 13.3.1 - в отношении проектов на проведение работ по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых - утвердить в установленном порядке подготовленные в соответствии с действующими на момент утверждения требованиями в течении 12 месяцев с даты государственной регистрации настоящей лицензии»;

- «Подпункт 13.3.2 - в отношении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых - утвердить в установленном порядке подготовленные в соответствии с действующими на момент утверждения требованиями технические проекты (технический проект) в течении 48 месяцев с даты государственной регистрации настоящей лицензии»;

- «Подпункт 13.3.3 - в отношении сведений о запасах полезных ископаемых (материалов подсчета запасов) - представить подготовленные в установленном порядке материалы, соответствующие действующим на момент представления требованиям на государственную экспертизу запасов в течении 48 месяцев».

«Пункт 13.4 - действующие на момент оформления настоящей лицензии документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, являются неотъемлемой составной частью настоящей лицензии в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «О недрах»».

«Пункт 13.5 - настоящая лицензия выдана взамен лицензии (серия, номер, вид), предоставленной Пользователю недр (наименование лицензиата) (дата государственной регистрации). Настоящая лицензия удостоверяет ранее предоставленное право пользования недрами, выдача настоящей лицензии не является предоставлением каких-либо прав пользования недрами, за исключением предоставленных пользователю недр ранее в установленном порядке».

В связи с изменением в 2015 году организационно-правовой формы (АО вместо ОАО), по распоряжению акционеров, АО «Братскэкогаз» направило заявку в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу на переоформление лицензии <данные изъяты> (*** от **.**.****).

**.**.**** Федеральным агентством по недропользованию издан приказ *** «О дополнении перечня лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации», в приложении, к которому (дополнение к перечню лицензий, подлежащих разовой актуализации), включена лицензия <данные изъяты> АО «Братскэкогаз».

**.**.**** приказом *** Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу «О переоформлении лицензии <данные изъяты>) установлена обязанность должностным лицам Иркутскнедр обеспечить оформление, государственную регистрацию и вручение лицензии АО «Братскэкогаз» (приложение *** к лицензии <данные изъяты>).

**.**.**** зарегистрирована лицензия на пользование недрами <данные изъяты>, согласно которой, АО «Братскэкогаз» имеет право проводить работы по разведке и добыче полезных ископаемых в Братском районе Иркутской области на участке недр Братского газоконденсатного месторождения.

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> (приложение 10, регистрация **.**.****), срок действия лицензии продлен до **.**.****.

В ходе проверки установлено, что приложение *** к лицензии <данные изъяты> «Условия пользование недрами» оформлено в соответствие с требованиями приказа Роснедр от 26.01.2015 №56 «О внесении изменений в Инструкцию по документообороту, связанному с государственной системой лицензирования прав пользования недрами в Федеральном агентстве по недропользованию».

Так, п.п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3.1, 4.1.3.2, 4.1.4, 4.1.4.1, 4.1.4.2, 4.1.5.2, 4.2.1, 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.3.1, 4.2.3.2 не установлены сроки действия лицензии и сроки начала работ на участке недр. В п.п. 6.2.1, 6.2.2 не установлены ставки регулярных платежей за пользование недрами, нет ссылок на документы, их устанавливающие. Пункты 13.3.1-13.3.3, 13.4 не содержат сроков приведения технических проектов разработки месторождений, иной технической документации к требованиям действующего законодательства, нормативных актов. Пункт 13.5 в условиях пользования недр вообще отсутствует.

Вместе с тем, из п. 62 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, следует, что при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования недрами пересмотру не подлежат.

Также Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации указал, что АО «Братскэкогаз» направило заявку в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу на переоформление лицензии <данные изъяты> (*** от **.**.****), в связи с изменением организационно-правовой формы (АО вместо ОАО), какие-либо доводы по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, в данной заявке не указаны. Так же в заявке не указаны доводы на значительное изменение объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, из-за которых необходимо пересмотреть сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением.

**.**.**** приказом *** Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу «О переоформлении лицензии <данные изъяты> установлена обязанность должностным лицам Иркутскнедр обеспечить оформление, государственную регистрацию и вручение лицензии АО «Братскэкогаз» (приложение *** к лицензии <данные изъяты>). Должностными лицами Иркутскнедр исполнен приказ *** от **.**.**** Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу «О переоформлении лицензии <данные изъяты>, **.**.**** зарегистрирована лицензия <данные изъяты> с приложенными условиями пользования недрами, не содержащих в себе требований к условиям пользования недрами установленными предыдущей лицензией <данные изъяты>. Таким образом, должностными лицами Иркутскнедр, при переоформлении лицензии на недропользование АО «Братскэкогаз» незаконно, в нарушение требований ч. 2, ч. 4 ст. 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 62 Административного регламента, изменены требования условий пользования недрами, установленные лицензией <данные изъяты>, при ее переоформлении на лицензию <данные изъяты>.

Кроме того, указал, что к моменту оформления лицензии <данные изъяты> и условий пользования недрами (приложение к лицензии <данные изъяты>), приказ Роснедр от **.**.*******, устанавливающий требования к заполнению формы лицензионного соглашения, был отменен приказом Роснедр от 23.09.2015 №607 «Об отмене приказов Федерального агентства по недропользованию».

Кроме того, должностными лицами Иркутскнедр, требования п.п. 13.3-13.4, обязательных к включению в лицензионные требования лицензии <данные изъяты>, изложены без учета требований норм приложения №2 к приказу Роснедр №427 от 25.06.2015 «О дополнении к приказу Федерального агентства по недропользованию от 27.02.2015 №177 «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами». Так, в п.п. 13.3.1-13.3.3 не указаны обязательные сроки исполнения обязанностей по приведении в. соответствие требований закона технические проекту и другую техническую документацию. Пунктом 13.4. не указано, что действующие на момент оформления настоящей лицензии документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, являются неотъемлемой составной частью настоящей лицензии в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «О недрах». Пункт 13.5 (Настоящая лицензия выдана взамен лицензии (серия, номер, вид), предоставленной Пользователю недр (наименование лицензиата) (дата государственной регистрации). Настоящая лицензия удостоверяет ранее предоставленное право пользования недрами, выдача настоящей лицензии не является предоставлением каких-либо прав пользования недрами, за исключением предоставленных пользователю недр ранее в установленном порядке») в условиях пользования недрами (приложение к лицензии <данные изъяты>) отсутствует.

В результате незаконных действий должностных лиц Иркутскнедр, выразившихся в изменении условий пользования участком недр, установленных прежней лицензией (<данные изъяты>) при ее переоформлении в связи с изменением наименования юридического лица, нарушены права Российской Федерации как собственника недр, находящихся в границах территории государства, включая подземное пространство и содержащихся в недрах полезных ископаемых, энергетических и иные ресурсов.

В соответствии с Положением о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, утвержденным приказом Роснедр от 02.04.2014 №202, Департамент имеет в своем составе, в том числе, Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Иркутской области, сокращенное наименование Иркутскнедра - (г. Иркутск) и осуществляет на территории Иркутской области обеспечение выполнения задач и функций Роснедр по оказанию государственных услуг в сфере недропользования. Согласно положению об отделе геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Иркутской области, утвержденному приказом Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 17.04.2014 №91, отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Иркутской области является обособленным структурным подразделением Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, в пределах своей компетенции осуществляет функции вышестоящей организации на территории Иркутской области. Соответственно, полномочия Департамента распространяются на территорию Братского района Иркутской области, в том числе на Братское газоконденсатное месторождение, где АО «Братскэкогаз» осуществляется хозяйственная деятельность, что является предметом настоящего административного иска.

Также указал, что об изменении условий пользования недрами АО «Братскэкогаз», установленных лицензией <данные изъяты>, при ее переоформлении на лицензию
<данные изъяты>, чем нарушены интересы Российской Федерации, Братскому
межрайонному природоохранному прокурору стало известно **.**.****, в
связи с чем, административное исковое заявление в интересах Российской Федерации Братским межрайонным природоохранным прокурором подано в установленный законом срок.

Просит суд признать незаконными действия Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по изменению условий пользования недрами <данные изъяты> при ее переоформлении на лицензию на недропользование <данные изъяты> АО «Братскэкогаз», в связи с изменением организационно-правовой формы; обязании Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу разработать и утвердить проект лицензии на недропользование АО «Братскэкогаз» с учетом условий пользования недрами, установленных лицензией <данные изъяты>, не позднее 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

В судебное заседание административный истец - Братский межрайонный природоохранный прокурор не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; и.о. Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкин Е.В. представил ходатайство с просьбой рассмотреть административное дело в его отсутствие, указав, что на административных исковых требованиях настаивает, просит удовлетворить их в полном объеме.

В судебное заседание административные ответчики - Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, начальник Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу ФИО1 не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны. При этом суд учитывает, что представленное представителем административного ответчика - Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу - ФИО2 ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, не подлежит рассмотрению, поскольку представленная доверенность на имя ФИО2 не содержит полномочий, предусмотренных КАС РФ.

В судебное заседание заинтересованное лицо - АО «Братскэкогаз» не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; представитель АО «Братскэкогаз» - ФИО3, действующая на основании доверенности, представила ходатайство с просьбой рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, указав, что требования подлежат удовлетворению.

Суд, в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица, обязательное участие которых в судебном заседании необходимым судом не признавалось, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заедании установлено, что из материалов административного дела следует, что об изменении условий пользования недрами АО «Братскэкогаз», установленных лицензией <данные изъяты>, при ее переоформлении на лицензию <данные изъяты>, Братскому межрайонному природоохранному прокурору стало известно **.**.****, что сторонами также не оспаривается, следовательно, административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации подано в установленный законом срок.

Согласно преамбуле Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что АО «Братскэкогаз» в настоящее время ведет работы по добыче углеводородного сырья (природный газ, газовый конденсат) на Братском газоконденсатном месторождении в Братском районе Иркутской области, а также по разведке и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов в пределах Братского лицензионного участка Иркутской области на основании лицензии <данные изъяты>, выданной Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу сроком до **.**.****; зарегистрированной Роснедра в лице Иркутскнедра **.**.****.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ранее АО «Братскэкогаз» (ранее ОАО «Братскэкогаз») для добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) и попутных компонентов на Братском газоконденсатном месторождении на территории Братского района Иркутской области использовало лицензию <данные изъяты>, зарегистрированную Комитетом природных ресурсов по Иркутской области **.**.****.

Соглашением об условиях недропользования на Братском газоконденсатном месторождении (приложение *** к лицензии <данные изъяты>) недропользователю установлены права и обязанности.

Дополнением к лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) и попутных компонентов на Братском газоконденсатном месторождении, зарегистрированным Федеральным агентством по недропользованию **.**.****, внесены изменения в соглашение об условиях недропользования на Братском газоконденсатном месторождении (приложение *** к лицензии <данные изъяты>).

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) и попутных компонентов на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов, зарегистрированным Управлением по недропользованию по Иркутской области **.**.**** (приложение *** к лицензии <данные изъяты>), включены в состав лицензии <данные изъяты> в качестве неотъемлемой составной части условия пользования недрами Братского газоконденсатного месторождения в следующей редакции: условия пользования недрами: с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) и попутных компонентов на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов.

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) и попутных компонентов на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов полностью отменена редакция соглашения об условиях недропользования на Братском газоконденсатном месторождении (приложение *** к лицензии <данные изъяты>), текст условий пользования недр изложен в новой редакции.

Кроме того, дополнением *** к лицензии <данные изъяты> признаны утратившими силу: приложение 1 к лицензии <данные изъяты> - соглашение об условиях недропользования на Братском ГКМ; приложение 2 к лицензии <данные изъяты> - обзорная карта района работ, масштаб 1:500000; приложение 8 (18) к лицензии <данные изъяты> -дополнение к лицензии <данные изъяты>, зарегистрировано **.**.*******; приложение 19 к лицензии <данные изъяты> - дополнение к лицензии <данные изъяты>, зарегистрировано **.**.*******; приложение 10 (20) к лицензии <данные изъяты> - дополнение к лицензии <данные изъяты>, зарегистрировано **.**.*******.

Также дополнением *** к лицензии <данные изъяты> внесены изменения в текст лицензии <данные изъяты>, так на бланке лицензии «с целевым назначением и видами работ» следует читать: «добыча углеводородного сырья (нефти, газа) и попутных компонентов на Братском газоконденсатном месторождении, разведка и добыча подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов».

Кроме того, дополнением *** к лицензии <данные изъяты> включены в состав лицензии <данные изъяты> в качестве неотъемлемой составной части: схема расположения Братского участка недр (приложение 22); сведения об участке недр (приложение 23); краткая справка о владельце лицензии (приложение 24).

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) и попутных компонентов на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов, зарегистрированным Федеральным агентством по недропользованию **.**.**** (приложение 25 к лицензии <данные изъяты>), внесены изменения в текст абзаца 3 лицензии, он изложен в новой редакции: «с целевым назначением и видами работ: добыча углеводородного сырья и попутных компонентов (гелий) на Братском газоконденсатном месторождении, разведка и добыча подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов». Абзац 9 лицензии изложен в следующей редакции: «срок окончания действия лицензии 31.12.2039».

Кроме того, дополнением *** к лицензии <данные изъяты> признано утратившим силу: приложение 24 к лицензии <данные изъяты> - краткая справка о владельце лицензии. При этом согласно дополнению *** к лицензии <данные изъяты> включена в состав лицензии <данные изъяты> в качестве неотъемлемой составной части: краткая справка о владельце лицензии (приложение 26).

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья и попутных компонентов (гелий) на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов, зарегистрированным Федеральным агентством по недропользованию **.**.**** (приложение 27 к лицензии <данные изъяты>), изменена редакция п. 3.3. раздела 3 Дополнения *** к лицензии <данные изъяты> (приложение 21). При этом разделом 2 данного дополнения установлено, что владелец лицензии не освобождается от остальных обязательств, установленных лицензией <данные изъяты>.

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов, зарегистрированным Роснедра в лице Иркутскнедра **.**.**** (приложение 28 к лицензии <данные изъяты>), внесены изменения в Условия пользования недрами Братского газоконденсатного месторождения (приложение 21 к лицензии <данные изъяты>). При этом разделом 2 данного дополнения установлено, что владелец лицензии не освобождается от остальных обязательств, установленных лицензией <данные изъяты>.

Кроме того, дополнением *** к лицензии <данные изъяты> признано утратившим силу: приложение 26 к лицензии <данные изъяты> - краткая справка о владельце лицензии. При этом согласно дополнению *** к лицензии <данные изъяты> включена в состав лицензии <данные изъяты> в качестве неотъемлемой составной части: краткая справка о владельце лицензии (приложение 29).

В судебном заседании установлено, что Федеральным агентством по недропользованию издан Приказ от **.**.******* «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами», в соответствии с которым межрегиональные и региональные органы Роснедр обязаны обеспечить проведения актуализации лицензий на пользование недр.

Так **.**.**** Федеральным агентством по недропользованию издан Приказ *** «О дополнении к приказу Федерального агентства по недропользованию от **.**.******* «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами», которым установлен перечень лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации по состоянию на **.**.****.

Приложением *** к Приказу Федерального агентства по недропользованию *** от **.**.**** «О дополнении к приказу Федерального агентства по недропользованию от **.**.******* «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами» установлен регламент проведения разовой актуализации лицензий на пользование недрами с приложениями, содержащими требования, подлежащими включению в актуализированные лицензии. Более того, данный регламент устанавливает дополнительные обязательства при актуализации.

Вместе с тем, в судебном заедании установлено и сторонами не оспаривается, что лицензия на пользование недрами <данные изъяты> ОАО «Братскэкогаз» в данный перечень не включена, следовательно, по состоянию на **.**.**** данная лицензия в соответствии с Приказом Федерального агентства по недропользованию от **.**.******* «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами» актуализации не подлежала.

Также в судебном заседании установлено, что АО «Братскэкогаз» (ранее ОАО «Братскэкогаз») направило в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу заявку на переоформление лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов (исх.*** от **.**.****), в связи с изменением названия с ОАО «Братскэкогаз» на АО «Братскэкогаз». Кроме того, АО «Братскэкогаз» просило актуализировать лицензию <данные изъяты> в соответствии с Приказом Федерального агентства по недропользованию от **.**.******* «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами».

**.**.**** Федеральным агентством по недропользованию издан приказ *** «О дополнении перечня лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации», в приложении к которому (дополнение к перечню лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации) включена лицензия АО «Братскэкогаз» <данные изъяты>.

**.**.**** Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу издан приказ *** «О переоформлении лицензии <данные изъяты>» согласно которому, в связи с изменением наименования юридического лица ОАО «Братскэкогаз» - пользователя недр на АО «Братскэкогаз», переоформить лицензию <данные изъяты> на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов в пределах Братского лицензионного участка, расположенного на территории Братского района Иркутской области, ранее предоставленную ОАО «Братскэкогаз» на АО «Братскэкогаз»; отделу геологии и лицензирования Центрсибнедра по Иркутской области в установленном порядке обеспечить оформление, государственную регистрацию и вручение лицензии АО «Братскэкогаз».

Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу АО «Братскэкогаз» выдана лицензия <данные изъяты> до **.**.****; зарегистрированная Роснедра в лице Иркутскнедра **.**.****.

Согласно лицензии <данные изъяты> АО «Братскэкогаз» имеет право проводить работы по разведке и добыче полезных ископаемых в Братском районе Иркутской области. Кроме того, неотъемлемой составной частью лицензии являются в т.ч. Условия пользования недрами (приложение ***).

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых на Братском участке, расположенном на территории Братского района Иркутской области, зарегистрированным Роснедра в лице Иркутскнедра **.**.**** (приложение 9 к лицензии <данные изъяты>), внесены изменения в лицензию <данные изъяты>.

Дополнением *** к лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых на Братском участке, расположенном на территории Братского района Иркутской области, зарегистрированным Роснедра в лице Иркутскнедра **.**.**** (приложение 10 к лицензии <данные изъяты>), срок действия лицензии продлен до **.**.****.

В судебном заседании установлено, что должностными лицами Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу исполнен приказ *** от **.**.**** «О переоформлении лицензии <данные изъяты>», оформлена и **.**.**** зарегистрирована лицензия <данные изъяты> с приложенными условиями пользования недрами, не содержащих в себе требований к условиям пользования недрами, установленными предыдущей лицензией <данные изъяты>. Данная лицензия выдана АО «Братскэкогаз».

Таким образом, при переоформлении лицензии на недропользование АО «Братскэкогаз» Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу изменены требования условий пользования недрами, установленные лицензией <данные изъяты>, при ее переоформлении на лицензию <данные изъяты>.

Не согласившись с действиями Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по изменению условий пользования недрами лицензии <данные изъяты> при ее переоформлении на лицензию на недропользование <данные изъяты> АО «Братскэкогаз», в связи с изменением организационно-правовой формы, Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований нет.

Кроме того, в определении от **.**.**** о принятии административного искового заявления, возбуждении производства по административному делу и подготовке административного дела к судебному разбирательству разъяснено административному истцу, административным ответчикам, что в предмет доказывания по данному делу включаются следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Также разъяснено, что обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Обязанность доказывания обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что в силу п. 7 ч. 1 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы;

В силу ч. 2 ст. 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Согласно ч. 4 ст. 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.

В судебном заседании установлено, что порядок переоформления лицензий предусмотрен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.09.2009 №315.

В соответствии с п.п. 1, 8 п. 61 Административного регламента, государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в следующих случаях: реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы; изменение наименования юридического лица - пользователя недр.

В силу п. 62 Административного регламента при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования недрами пересмотру не подлежат.

Пунктами 66, 67 Административного регламента предусмотрено, что заявка на переоформление лицензии оформляется в произвольной форме, адресуется руководителю соответствующего территориального органа Роснедр, подписывается уполномоченным лицом заявителя, заверяется печатью (в случае если заявитель является юридическим лицом) и подается в указанный в ней территориальный орган Роснедр.

Заявка на переоформление лицензии должна содержать: полное официальное наименование заявителя; его юридический адрес; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации заявителя; ИНН заявителя; просьбу о переоформлении лицензии на пользование недрами с указанием вида, номера, даты государственной регистрации переоформляемой лицензии, наименования участка недр, целевого назначения работ на участке недр; основание переоформления лицензии, предусмотренное статьей 17.1 Закона Российской Федерации «О недрах»; согласие заявителя принять в полном объеме на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных переоформляемой лицензией.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявке на переоформление лицензии, установлен п. 68 Административного регламента.

Должностное лицо структурного подразделения Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утвержденного протокола Комиссии в течение 10 дней готовит для принятия решения и подписания проект приказа Роснедр о переоформлении лицензии на пользование участком недр (п. 82 Административного регламента).

Должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утвержденного протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (по участкам недр, отнесенным к компетенции территориального органа Роснедр) в течение 10 дней готовит для принятия решения и подписания проект приказа о переоформлении лицензии на пользование участком недр (п. 83 Административного регламента).

Согласно п. 84 Административного регламента в проекте приказа о переоформлении лицензии на пользование участком недр указываются: полное официальное наименование прежнего пользователя недр; полное официальное наименование нового пользователя недр; номер и серия переоформляемой лицензии на пользование участком недр с указанием наименования участка недр и целевого назначения пользования недрами; основание переоформления лицензии на пользование участком недр; поручение структурному подразделению Роснедр или его территориального органа, ответственному за лицензирование, об оформлении, государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование участком недр.

В соответствии с п. 91 Административного регламента руководитель (исполняющий обязанности руководителя) Роснедр или соответствующего территориального органа Роснедр в течение 3 рабочих дней подписывает приказ о переоформлении лицензии на пользование участком недр в одном оригинальном экземпляре.

В судебном заседании установлено, что Приказом Роснедр от 02.04.2014 №202 «Об утверждении Положения о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу» утверждено Положение о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, согласно которому Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, сокращенное наименование - Центрсибнедра, является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа и определенных приказом Федерального агентства по недропользованию от **.**.*******.

Согласно Положению о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, Департамент имеет в своем составе, в том числе Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Иркутской области, сокращенное наименование Иркутскнедра - (г. Иркутск), который осуществляет на территории Иркутской области обеспечение выполнения задач и функций Роснедр по оказанию государственных услуг в сфере недропользования.

Согласно положению об Отделе геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Иркутской области, утвержденному Приказом Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 17.04.2014 №91, отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Иркутской области является обособленным структурным подразделением Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, в пределах своей компетенции осуществляет функции вышестоящей организации на территории ....

Таким образом, в судебном заседании установлено, что полномочия Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу распространяются в ом числе и на территорию Братского района Иркутской области, в том числе на Братское газоконденсатное месторождение, где АО «Братскэкогаз» осуществляется хозяйственная деятельность, что является предметом настоящего административного иска.

В соответствии с п.п. 2.2, 2.2.2 Положения о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, Департамент организует организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами.

В соответствии с п.п. 2.3, 2.3.7, 2.3.8 Положения о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, Департамент осуществляет: выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.

Согласно п. 3.1 Положения о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, Департамент возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации по представлению Руководителя Федерального агентства по недропользованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Также в судебном заседании установлено, что начальником Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу назначен ФИО1, что подтверждается информацией с официального сайта Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, что сторонами также не оспаривается.

В судебном заседании установлено, что на основании лицензии <данные изъяты> (с учетом дополнений), выданной Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу и зарегистрированной Роснедра в лице Иркутскнедра **.**.****, а также в соответствии с Условиями пользования недрами (приложение *** к лицензии <данные изъяты>), АО «Братскэкогаз» ведет работы по разведке и добыче полезных ископаемых, в т.ч. углеводородного сырья в Братском районе Иркутской области. В соответствии с дополнением *** к лицензии <данные изъяты> срок действия лицензии продлен до **.**.****.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что ранее АО «Братскэкогаз» (до переименования ОАО «Братскэкогаз») руководствовалось лицензией <данные изъяты> (с учетом дополнений) на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов. В соответствии с дополнением *** к лицензии <данные изъяты> срок действия лицензии продлен до **.**.****.

Вместе с тем, **.**.**** АО «Братскэкогаз» (ранее ОАО «Братскэкогаз») обратилось в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу с заявкой на переоформление лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов, в связи с изменением названия - с ОАО «Братскэкогаз» на АО «Братскэкогаз», а также просило актуализировать лицензию <данные изъяты> в соответствии с Приказом Федерального агентства по недропользованию от **.**.******* «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами».

Федеральным агентством по недропользованию издан приказ *** от **.**.**** «О дополнении перечня лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации», в приложении к которому (дополнение к перечню лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации) включена лицензия АО «Братскэкогаз» <данные изъяты>.

Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу издан приказ *** от **.**.**** «О переоформлении лицензии <данные изъяты>» согласно которому, в связи с изменением наименования юридического лица ОАО «Братскэкогаз» - пользователя недр на АО «Братскэкогаз», переоформить лицензию <данные изъяты> на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья (газа, конденсата) на Братском газоконденсатном месторождении, разведки и добычи подземных вод для технологического водоснабжения производственных объектов в пределах Братского лицензионного участка, расположенного на территории Братского района Иркутской области, ранее предоставленную ОАО «Братскэкогаз» на АО «Братскэкогаз»; отделу геологии и лицензирования Центрсибнедра по Иркутской области в установленном порядке обеспечить оформление, государственную регистрацию и вручение лицензии АО «Братскэкогаз».

Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу АО «Братскэкогаз» выдана лицензия <данные изъяты> до **.**.****; зарегистрированная Роснедра в лице Иркутскнедра **.**.****.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в соответствии с Положением о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, утвержденным Приказом Роснедр от 02.04.2014 №202, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.09.2009 №315, подписание приказа о переоформлении лицензии на пользование участком недр отнесены к компетенции Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, а именно к полномочиям начальника Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, либо к исполняющему обязанности руководителя, в данном случае приказ *** от **.**.**** «О переоформлении лицензии <данные изъяты>» были подписан и.о. начальника К., следовательно, данный приказ подписан уполномоченным лицом, по вопросу, относящемуся к его компетенции.

При этом анализируя исследованные доказательства, судом установлено, что Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу при исполнении приказа *** от **.**.**** «О переоформлении лицензии <данные изъяты>», была оформлена и зарегистрирована новая лицензия для АО «Братскэкогаз» <данные изъяты>, с приложенными Условиями пользования недрами, которые не содержат в себе требований к Условиям пользования недрами, установленными предыдущей лицензией <данные изъяты>. Таким образом, при переоформлении лицензии на недропользование <данные изъяты> АО «Братскэкогаз», в связи с изменением организационно-правовой формы с ОАО на АО, Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу АО «Братскэкогаз» была выдана новая лицензия <данные изъяты> с изменением требований к Условиям пользования недрами, установленным лицензией <данные изъяты>.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу при переоформлении лицензии на недропользование <данные изъяты> АО «Братскэкогаз» в нарушение требований ст. 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», п. 62 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2009 №315, которыми предусмотрено, что при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования недрами пересмотру не подлежат, изменены требования условий пользования недрами, установленные лицензией <данные изъяты>, при ее переоформлении на лицензию путем выдачи новой лицензии <данные изъяты>.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что согласно лицензии <данные изъяты> АО «Братскэкогаз» имеет право проводить работы по разведке и добыче полезных ископаемых в Братском районе Иркутской области, при этом неотъемлемой составной частью лицензии являются в т.ч. Условия пользования недрами (приложение №1).

При этом согласно п.п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3.1, 4.1.3.2, 4.1.4, 4.1.4.1, 4.1.4.2, 4.1.5.2, 4.2.1, 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.3.1, 4.2.3.2 Условий пользования недрами (приложение №1 к лицензии <данные изъяты>) не установлены сроки действия лицензии и сроки начала работ на участке недр.

В п.п. 6.2.1, 6.2.2 Условий пользования недрами (приложение №1 к лицензии <данные изъяты>) не установлены ставки регулярных платежей за пользование недрами, нет ссылок на документы, их устанавливающие.

Пункты 13.3.1-13.3.3, 13.4 Условий пользования недрами (приложение №1 к лицензии <данные изъяты>) не содержат сроков приведения технических проектов разработки месторождений, иной технической документации к требованиям действующего законодательства, нормативных актов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по изменению условий пользования недрами лицензии <данные изъяты> при ее переоформлении на новую лицензию на недропользование <данные изъяты> АО «Братскэкогаз», в связи с изменением организационно-правовой формы, являются незаконными.

Таким образом, поскольку суд установил, что действия Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по изменению условий пользования недрами лицензии <данные изъяты> при ее переоформлении на новую лицензию на недропользование <данные изъяты> АО «Братскэкогаз», в связи с изменением организационно-правовой формы, являются незаконными, то в результате незаконных действий должностных лиц Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, выразившихся в незаконном изменении условий пользования недрами, установленных прежней лицензией (<данные изъяты>) при ее переоформлении в связи с изменением наименования юридического лица, нарушены права Российской Федерации как собственника недр, находящихся в границах территории государства, в данном случае на территории Братского района Иркутской области.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, начальнику Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу ФИО1 о признании незаконными действия Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по изменению условий пользования недрами лицензии <данные изъяты> при ее переоформлении на лицензию на недропользование <данные изъяты> АО «Братскэкогаз», в связи с изменением организационно-правовой формы; обязании Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу разработать и утвердить проект лицензии на недропользование АО «Братскэкогаз» с учетом условий пользования недрами, установленных лицензией <данные изъяты>, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Согласно ч. 1 ст. 352 КАС РФ судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести (разработать и утвердить проект лицензии на недропользование АО «Братскэкогаз» с учетом условий пользования недрами, установленных лицензией <данные изъяты>), значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором, - в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по изменению условий пользования недрами лицензии <данные изъяты> при ее переоформлении на лицензию на недропользование <данные изъяты> АО «Братскэкогаз», в связи с изменением организационно-правовой формы; обязать Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения - разработать и утвердить проект лицензии на недропользование АО «Братскэкогаз» с учетом условий пользования недрами, установленных лицензией <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Ларичева