ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1002/2023 от 28.06.2023 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-1002/2023

45RS0008-01-2023-000988-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Закировой Ю.Б.,

при секретаре судебного заседания Мининой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 28 июня 2023 года административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Кетовского муниципального округа Курганской области о признании незаконным решения об отказе внесения изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском к администрации Кетовского муниципального округа Курганской области о признании незаконным решения об отказе внесения изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, возложении обязанности. В обоснование административного иска указано, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером: 45:08:012403:427, площадью 353 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> А. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Кетовского муниципального округа <адрес> с заявлением о выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок. Согласно п.2 ГПЗУ № РФ-0102, подготовленного и выданного Администрацией ДД.ММ.ГГГГ, ее земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 -«Зона индивидуальной усадебной жилой застройки». Указанная территориальная зона в отношении земельного участка ФИО1 установлена на основании: Правил землепользования и застройки Введенского сельсовета, утвержденных Решением Введенской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, в ред. Решения Думы Кетовского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) она обратилась в Администрацию с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Введенского сельсовета в отношении ее земельного участка, путем изменения территориальной зоны Ж-1 «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки» на территориальную зону ОД (К) - «Комплексную общественно-деловую зону». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация ответила отказом о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и Генплан Введенского поселения, ссылаясь на отсутствие оснований удовлетворения требований заявителя. Считает, что отказ Администрации является незаконным и необоснованным. Земельный участок она приобрела ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером: 45:08:000000:1494, назначение: нежилое, площадью- 158,9 кв.м., (здание мастерской по предоставлению шиномонтажных услуг). Право собственности на здание зарегистрировано в установленном законом порядке. Согласно выписке из ЕГРН, год завершения строительства нежилого здания - 2005 год. Согласно сведениям Росреестра по <адрес>, публичной кадастровой карты и правоустанавливающим документам, участок ФИО1 имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации мастерской по предоставлению шиномонтажных услуг, что соответствует виду разрешенного использования земельных участков, характерных для такой территориальной зоны как ОД(К) - «Комплексная общественно-деловая зона» и не соответствует зоне Ж-1. Таким образом, еще до утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования Администрацией, фактическое использование указанного земельного участка соответствовало виду разращённого использования характерного для территориальной зоны - ОД (К), предполагающей размещение объектов капитального строительства социально-культурного и коммерческого назначения. С заявлением об изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования земельного участка, она и предыдущий собственник не обращались. Кроме того, в границах кадастрового квартала земельного участка ФИО1 преимущественно расположены земельные участки, вид разрешенного использования которых соответствует территориальной зоне ОД (К), предполагающей размещение объектов социального и коммерческого назначения (земельные участки с кадастровыми номерами: 45:08:012403:83 (магазин), 45:08:012403:537 (магазин), 45:08:012403:1485 (стадион). Следовательно, ее земельный участок также должен иметь принадлежность к территориальной зоне ОД (К). При утверждении Правил землепользования и застройки и Генплана Введенского поселения, Администрацией не было учтено фактическое использование земельных участков на указанной территории, в том числе, участка административного истца, что привело к нарушению ее прав.

Учитывая вышеизложенное, просит признать отказ Администрации Кетовского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Введенского сельсовета <адрес>, в действующей редакции, в отношении земельного участка с кадастровым номером: 45:08:012403:427, расположенного по адресу: <адрес>А, незаконным, обязать Администрацию в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление ФИО1 поданное ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки в отношении ее земельного участка с кадастровым номерам: 45:08:012403:427.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, ее представитель, действующая на основании доверенности, ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по доводам административного иска.

Представитель административного ответчика администрации Кетовского муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

С учетом мнения представителя административного истца суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 45:08:012403:427, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, площадью 353 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>А, что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

На указанном земельном участке находится нежилое здание – здание мастерской по предоставлению шиномонтажных услуг, с кадастровым номером 45:08:00000:1494, площадью 158,9 кв.м., принадлежащее на праве собственности ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Кетовского муниципального округа <адрес> с заявлением об изменении территориальной зоны Ж-1 - «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки» на территориальную зону ОД (К) - «Комплексную общественно-деловую зону» в отношении земельного участка с кадастровым номером: 45:08:012403:427, расположенного по адресу: <адрес>А, путем внесения изменений в графическую часть Генерального плана и текстовую часть Правил землепользования и застройки Введенского сельсовета <адрес>, в действующей редакции, в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ от Администрации Кетовского муниципального округа в адрес ФИО1 направлен ответ , в котором указано, что согласно картам генерального плана и градостроительного зонирования <адрес> земельный участок 45:08:012403:427 расположен в функциональной и территориальной зонах жилой застройки. Комиссией принято решение об отклонении предложения о внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования Введенского сельсовета в части изменения территориальной зоны Ж-1 «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки» на ОД(К) «Комплексная общественно-деловая зона» в отношении земельного участка 45:08:012403:427, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате применения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. В настоящее время проводится муниципальная реформа в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав <адрес>, во вновь образованное муниципальное образование - Кетовский муниципальный округ <адрес> и внесении изменений в некоторые законы <адрес>». После завершения реорганизационных мероприятий в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ органами государственной власти <адрес>, уполномоченными в области градостроительной деятельности, будет осуществлена подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Кетовский муниципальный округ <адрес>. Обращение по вопросу внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования Введенского сельсовета может быть рассмотрено во время проведения публичных, слушаний по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки Кетовского муниципального округа, в частности территории <адрес>. В случае положительного решения в рамках рассмотрения, предложение будет считаться учтенным с отражением в материалах документов

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 ссылается на отсутствие доказательств нахождения ее земельного участка в границах зоны Ж-1.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст.ст. 1, 7, 42 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 ГрК РФ порядке (часть 6 статьи 37 ГрК РФ).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 ГрК РФ).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как указано в п. 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018, градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

Систематическое толкование положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 34, статьи 35 ГрК РФ свидетельствует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

Согласно части 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Подобная регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий.

Как предусмотрено пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ.

В силу пункта 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).

Из приведенных выше норм следует, что в случаях, когда безусловные основания для внесения изменений в правила землепользования и застройки отсутствуют, вопрос о внесении в соответствии с поступившим предложением таких изменений в правила или об отклонении такого предложения относится к усмотрению органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ, частью 4 статьи 37 ГрК РФ при наличии утвержденных правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

В материалы дела представлено Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому спорный земельный участок был предоставлен для эксплуатации мастерской по предоставлению шиномонтажных услуг.

Исходя из представленных Правил землепользования и застройки Введенского сельсовета, утвержденных Решением Введенской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, в ред. Решения Думы Кетовского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок административного истца находится в территориальной зоне Ж-1 - «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки».

При таком положении, учитывая, что земельный участок, предназначенный для эксплуатации мастерской по предоставлению шиномонтажных услуг, не может находиться в зоне жилой застройки, суд приходит к выводу, что отказ Администрации Кетовского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Введенского сельсовета <адрес>, в действующей редакции, в отношении земельного участка с кадастровым номером: 45:08:012403:427, расположенного по адресу: <адрес>А, не соответствует требованиям закона и подлежит отмене, как немотивированный.

В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ и разъяснениями, которые изложены в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворений заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения и, в необходимых случаях, на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.

Признавая оспариваемое решение незаконным, суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца, которое должно быть осуществлено путем повторного рассмотрения его заявления и принятия по нему законного и обоснованного решения.

При таких обстоятельствах, на административного ответчика должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть повторно рассмотреть заявление ФИО1 о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки в отношении ее земельного участка с кадастровым номерам: 45:08:012403:427.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Кетовского муниципального округа Курганской области о признании незаконным решения об отказе внесения изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконными отказ Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план Введенского сельсовета <адрес>, в действующей редакции, в отношении земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>А.

Обязать Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки в отношении ее земельного участка с кадастровым номерам: .

Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 14.07.2023.

Судья Ю.Б. Закирова