№2а-78/2020
УИД 68RS0010-01-2019-001380-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кирсанов 29 января 2020 года
Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Волынкиной Е.В.,
при секретаре Ларионовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кирсановского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетних, к МБОУ «Уваровщинская СОШ» о признании приказа от 29.03.2017 года № «Об утверждении Положения «Об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ» недействующим,
У С Т А Н О В И Л:
Кирсановский межрайонный прокурор, действующий в интересах несовершеннолетних, обратился в суд с административным исковым заявлением к МБОУ «Уваровщинская СОШ» о признании приказа от 29.03.2017 года № «Об утверждении Положения «Об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ» недействующим.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения Кирсановской межрайонной прокуратурой проверки правомерности принятия и законности содержания и деятельности уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях, были выявлены нарушения требований действующего законодательства. Так, на приказ директора МБОУ «Уваровщинская СОШ» Хохловой <данные изъяты>. от 29.03.2017 года №, которым утверждено Положение об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ»», принесен протест прокурора от 08.11.2019 №, с требованием его отменить.
26.11.2019 года в Кирсановскую межрайонную прокуратуру из МБОУ «Уваровщинская СОШ» поступил ответ о результатах рассмотрения протеста. Из содержания представленного ответа следует, что Положение не отменено, в связи с несогласием с доводами прокурора, поскольку они не соответствуют положениям Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ и Закона Тамбовской области от 31.12.2009 №-З.
Таким образом, вышеуказанный протест прокурора остался без удовлетворения.
В тоже время, существование указанного приказа, а также Уполномоченного по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ» противоречит действующему законодательству и может повлечь за собой нарушения прав неопределенного круга лиц, связанных с исполнением полномочий посещать уроки, получать объяснения, проводить различного рода проверки, ставить вопросы о привлечении к дисциплинарной ответственности, проведении дисциплинарного расследования, рассматривать жалобы и т.д., школьным Уполномоченным по правам ребенка, не имеющим специального образования и не являющимся специалистом в сфере образования и прав детей. Дальнейшая деятельность Уполномоченного по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ» может привести не только к нарушению прав на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений уполномоченными на то лицами, но и к нарушению установленных основных гарантий прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ, а также Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что Уполномоченный по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ» не обладает правосубъектностью, следовательно, обеспечить защиту, прежде всего, прав и законных интересов детей, в соответствии с законодательствами, не может.
На основании изложенного, просит признать приказ директора МБОУ «Уваровщинская СОШ» от 29.03.2017 г. № «Об утверждении Положения «Об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ» - недействующим.
В судебное заседание представитель административного истца Чуенкова <данные изъяты> заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Хохлова <данные изъяты> пояснила, что с заявленными административными исковыми требованиями не согласна.
Административным истцом не соблюдены требования ч.3 ст.39, ч.6 ст.125 КАС РФ, а именно: в административном исковом заявлении не указаны сведения о том, какое право было нарушено в связи с принятием директором школы приказа № от 29.03.2017 г. и отсутствует ссылка на нормы закона, которые, по мнению административного истца, были нарушены, в связи с принятием оспариваемого локального акта.
Кроме того, из п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ не подлежат рассмотрению судами, в частности требования об оспаривании локальных нормативных актов, принимаемых, на основании статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ директора МБОУ «Уваровщинская СОШ»от 29.03.2017 № «Об утверждении Положения «Об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ» был принят в соответствии с ч.l ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что исключает рассмотрение данного дела в порядке административного судопроизводства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194,195 КАС РФ, просит прекратить производство по административному делу 2а-78/2020 по административному исковому заявлению Кирсановского межрайонного прокурора о признании недействующим приказа директора МБОУ «Уваровщинская СОШ» от 29.03.2017 № «Об утверждении Положения «Об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ ««Уваровщинская СОШ».
Кроме того, служба школьного уполномоченного сформирована во исполнение Указа Президента РФ от 01.06.2012г. № «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», которой предусмотрена необходимость расширения института уполномоченного по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях и образовательных организациях. Взятое за образец примерное Положение «Об уполномоченном по правам ребенка в образовательной организации», на основании которого разработано Положение «Об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ ««Уваровщинская СОШ»(школьном уполномоченном), было прислано Уполномоченным по правам ребенка в Тамбовской области в 2017г.
Также обращают внимание на тот факт, что деятельность школьного Уполномоченного имеет в образовательной организации ощутимый профилактический эффект, способствует социализации личности обучающихся в условиях гражданского общества, совершенствованию взаимоотношений учащихся, родителей и педагогов, защите прав несовершеннолетних.
В судебном заседании представитель административного ответчика (по доверенности) Бурчевский <данные изъяты> поддержал доводы представителя административного ответчика Хохловой <данные изъяты>
Суд, выслушав участников процесса и изучив материалы дела, приходит к следующему.
По смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Положениями ч.1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц регламентировано ч.1 ст.39 КАС РФ.
Статья 227 КАС РФ предусматривает, что для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:- установление основ федеральной политики в интересах детей;
- выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;
- формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;
- установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;
- исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка;
- установление основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно ст.16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", защиту прав и законных интересов детей обеспечивают Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в пределах своих полномочий.
На основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 609-З "Об Уполномоченном по правам ребенка в <адрес>" должность Уполномоченного учреждена в целях обеспечения гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти области, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющих детей, и должностными лицами. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от ДД.ММ.ГГГГ N501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) <адрес> Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами области. Должность Уполномоченного является государственной должностью <адрес>.
При этом, как следует изст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 609-З,Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей, работающих на общественных началах. Положение о представителях, работающих на общественных началах, утверждается Уполномоченным.
Судом установлено, что приказом директора МБОУ «Уваровщинская СОШ» Хохловой <данные изъяты>. от 29.03.2017 г. №, утверждено Положение об Уполномоченном по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ».
08.11.2019 г. Кирсановским межрайонным прокурором принесен протест №, с требованием отменить вышеуказанный приказ, поскольку администрацией образовательного учреждения институт Уполномоченного по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ» создан незаконно. Указанный протест административным ответчиком оставлен без удовлетворения.
Доводы представителей административного ответчика о том, что производство по данному делу подлежит прекращению, поскольку оно не может быть рассмотрено в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ суд отклоняет, поскольку рассмотрение настоящего дела осуществляется в соответствии с положениями главы 22 КАС РФ. Других оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает.
Согласно действующего законодательства, порядок формирования института Уполномоченного по правам ребенка в РФ урегулирован на федеральном и региональном уровнях (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. N501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" и Закон<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 609-З "Об Уполномоченном по правам ребенка в <адрес>", соответственно).
Доводы представителей административного ответчика о том, что служба школьного уполномоченного (Уполномоченного по правам ребенка в общеобразовательном учреждении) сформирована во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и писем Уполномоченного по правам ребенка в <адрес>, суд не может принять во внимание по следующим обстоятельствам.
Как было выше указано, согласно ст.16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов детей.
Полномочия уполномоченных по правам ребенка в РФ закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГг. N501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации". Так, согласно ст.1, настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее - Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Правовое положение, задачи и полномочия Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области определены в Законе Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ N 609-З "Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области".
Также в указанных нормативно-правовых актах закреплен порядок назначения на должности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области.
Правовое положение Уполномоченных по правам ребенка в образовательных учреждениях данными законодательными актами не определено. Порядок назначения (избрания, утверждения) на данную должность в действующем законодательстве не предусмотрен.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный ответчик не обладает полномочиями по формированию службы Уполномоченного по правам ребенка в общеобразовательном учреждении - МБОУ «Уваровщинская СОШ», а также по утверждению Положения об Уполномоченном по правам ребенка в данном общеобразовательном учреждении.
Кроме того, согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Существование оспариваемого приказа влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку Уполномоченный по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ» не обладает правосубъектностью и не может обеспечить защиту прав и законных интересов, и прежде всего несовершеннолетних, в том числе путем рассмотрения обращений в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Учитывая обстоятельства настоящего дела, суд считает требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Кирсановского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к МБОУ «Уваровщинская СОШ» о признании приказа от 29.03.2017 года № «Об утверждении Положения «Об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ» недействующим - удовлетворить.
Признать приказ директора МБОУ «Уваровщинская СОШ» от 29.03.2017 года № «Об утверждении Положения «Об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ «Уваровщинская СОШ», недействующим.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда через Кирсановский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение суда изготовлено 04.02.2020 года.
Судья: Е.В.Волынкина