Дело № 2а-1003/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Медведево 18 июля 2019 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,
при секретаре Ветлужских Т.С.,
с участием помощника Марийского межрайонного природоохранного прокурора Габдуллина Т.М., представителей административного ответчика администрации муниципального образования «Куярское сельское поселение» Егошина А.Н., Гарипова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Куярское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Марийского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Куярское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл (далее администрация МО «Куярское сельское поселение»), в котором просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в ненаправлении в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл заявления и обосновывающих материалов по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления на территории МО «Куярское сельское поселение», сведений о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости; возложить на административного ответчика обязанность выполнить соответствующие действия в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения на территории МО «Куярское сельское поселение» требований водного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования имеются зоны затопления, подтопления от реки Малая Кокшага, вместе с тем с целью определения Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл границ зон затопления, подтопления органом местного самоуправления заявление и материалы по предложению об определении границ указанных зон в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представлены, предложения об определении границ зон затопления, подтопления не внесены. Неопределение зон затопления, подтопления на территории МО «Куярское сельское поселение» влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, неблагоприятных последствий при выделении земельных участков в указанных зонах.
В судебном заседании помощник Марийского межрайонного природоохранного прокурора Габдуллин Т.М. исковые требования поддержал, пояснил аналогично изложенному в иске, не возражал против предоставления административному ответчику срока для добровольного исполнения заявленных требований в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, исковые требования в данной части уточнил.
Представители административного ответчика администрации МО «Куярское сельское поселение» Егошин А.Н., Гарипов Д.Г. не возражали против удовлетворения административного иска, просили увеличить срок для исполнения решения суда до 12 месяцев ввиду объективной длительности процедуры подготовки материалов по предложению об определении границ зон затопления, подтопления.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены, представили отзыв на административное исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело без их участия.
Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), с учетом мнения участников процесса суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления, нарушающие права, законные интересы граждан, неопределенного круга лиц могут быть оспорены в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в ст. 39 КАС РФ.
Согласно п. 17 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации зоны затопления и подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
В силу ч. ч. 4, 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, в частности, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Указанные границы могут отображаться на отдельной карте.
Согласно ч. 1 ст. 41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.
При подготовке документации по планировке территории до установления границ зон с особыми условиями использования территории учитываются размеры этих зон и ограничения по использованию территории в границах таких зон, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 41.1 ГрК РФ).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию, содержащих, в том числе схему границ зон с особыми условиями использования территории (п. 6 ч. 4 ст. 41.1 ГрК РФ).
В соответствии с положениями ч. 3, п. 8 ч. 4 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) в государственный водный реестр, созданный в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, включаются документированные сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования.
Сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, также вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 44 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ч. 5 ст. 67.1 ВК РФ решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами (ч. 6 ст. 67.1 ВК РФ).
Порядок определения границ зон затопления, подтопления определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 (далее Правила).
В соответствии с п. 3 Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Правил).Определение границ зон затопления, подтопления оформляется путем проставления отметки об утверждении графического описания местоположения границ зоны затопления, подтопления, которое заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства водных ресурсов (п. 16 Правил).Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил).Пунктом 1 Требований к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, являющихся приложением к Правилам определения границ зон затопления, подтопления, определены требования к зонам затопления и зонам подтопления.После определения границ зон затопления, подтопления Федеральное агентство водных ресурсов направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в государственный кадастр недвижимости, в порядке и в сроки, которые определены Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; б) вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр; в) представляет сведения о зонах затопления, подтопления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 17 Правил).Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 октября 2014 года № 543 утвержден Порядок подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл (далее Порядок подготовки предложений).Порядок подготовки предложений устанавливает правила подготовки органами исполнительной власти Республики Марий Эл совместно с органами местного самоуправления в Республике Марий Эл предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Республики Марий Эл, представляемых в Федеральное агентство водных ресурсов (п. 1).Пунктом 3 Порядка подготовки предложений предусмотрено, что с целью подготовки предложений органы местного самоуправления представляют в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл следующие документы: заявление и обосновывающие материалы по предложению об определении границ зон затопления, подтопления на территории соответствующего муниципального образования, сформированные с учетом п. 4 Правил (далее обосновывающие материалы); сведения о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее сведения о границах зон затопления, подтопления).Проведение землеустроительных работ по описанию местоположения границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования осуществляется на основании решения соответствующего органа местного самоуправления (п. 4 Порядка подготовки предложений).Обосновывающие материалы и сведения о границах зон затопления, подтопления могут быть представлены органами местного самоуправления непосредственно или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (п. 5 Порядка подготовки предложений).Судом установлено, что в рамках проведенной Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований водного законодательства на территории МО «Куярское сельское поселение» в части непринятия мер по определению границ зон затопления, подтопления, описанию местоположения границ указанных зон, направлению соответствующих документов в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл. Стороной административного ответчика данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались. В адрес главы администрации МО «Куярское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений закона от <...> года № № .... Согласно письму главы администрации МО «Куярское сельское поселение» Егошина А.Н. от <...> года № № ... органом местного самоуправления направлена информация в межевую организацию для проведения работ по определению границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования. Из письма Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от <...> года года следует, что материалы по определению границ зон затопления п. Куяр по состоянию на указанную дату в Министерство не представлены. Согласно письму администрации МО «Медведевский муниципальный район» от <...> года № № ... определение границ зон затопления, подтопления п. Куяр находится на стадии разработки. Из вышеизложенного следует, что администрацией МО «Куярское сельское поселение» не предприняты в полном объеме меры по определению границ зон затопления, подтопления на территории МО «Куярское сельское поселение», вследствие чего заявление и обосновывающие материалы, сведения о границах зон затопления, подтопления не направлены в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, которое не имеет возможности предоставить указанные сведения в Федеральное агентство водных ресурсов, тем самым имеющиеся на территории МО «Куярское сельское поселение» зоны затопления, подтопления не включены ни в государственный водный реестр, ни в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о зонах отсутствуют в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.При таких обстоятельствах, в силу вышеуказанных правовых норм, с учетом возложенных на органы местного самоуправления полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, суд полагает заявленные требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению с установлением срока для добровольного исполнения требований в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, судРЕШИЛ:
административное исковое заявление Марийского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Куярское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Куярское сельское поселение» по ненаправлению в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл заявления и обосновывающих материалов по предложению об определении границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Куярское сельское поселение», сведений о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Возложить на администрацию муниципального образования «Куярское сельское поселение» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл заявление и обосновывающие материалы по предложению об определении границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Куярское сельское поселение», сведения о границах зон затопления, подтопления, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон затопления, подтопления, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Н. Смышляева
Мотивированное решение составлено 23 июля 2019 года.