ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1003/2018 от 25.05.2018 Белогорского городского суда (Амурская область)

Дело № 2а-1003/2018


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Белогорский городской суд <адрес> в составе:председательствующего Каспирович М.В.,

при секретаре Лобановой Н.Е.,

с участием представителя административного ответчика ГАУ АО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» ФИО1, представителей административного ответчика ГКУ АО «Управления социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» ФИО2,ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО4 к ФИО5, ГАУ АО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>», ГКУ АО Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> о признании действий незаконными,

у с т а н о в и л:

ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила суд признать отказ в передаче документов для целей оказания услуги «Прием заявлений и документов на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» незаконным.Обязать отделение ГАУ «МФЦ <адрес>» в городе Белогорске передать документы в ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> для целей оказания услуги «Прием заявлений документов на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Обязать ГКУ АО УСЗНпо <адрес> и <адрес> принять документы для целей оказания услуги «Прием заявленийи документов на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случайвременной нетрудоспособности и в связи с материнством». Признать незаконным требование ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> предоставить приказ об отпуске по уходу за ребенком и необходимость указания периода в справке о не использовании отпуска по уходу за ребенком и неполучения пособия по месту работы отца.

В обоснование заявленных требований ФИО4 указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Отделение ГАУ «МФЦ <адрес>» в <адрес> для целей оказания услуги «Прием заявлений и документов на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».Приэтом ФИО4 самостоятельно был собран пакет документов, который был приложен к заявлению, что отражено в расписке о получении документов МФЦ. ДД.ММ.ГГГГФИО4 позвонил сотрудник многофункционального центра и пояснил, что документы в ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> были переданы, но возвращены обратно, как несоответствующие требованиям, так как отсутствует приказ об отпуске по уходу за ребенком и в справке с места работы второго родителя не указан период. Полагает, что действия должностных лиц не соответствуют Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Приказу условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В судебном заседании представительадминистративного ответчика ГАУ АО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» ФИО1, возражала против заявленных требований, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратилась в отделение ГАУ «МФЦ <адрес>» в городе Белогорске за предоставлением государственной услуги «Прием заявлений и документов на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».Действие специалиста МФЦ соответствует Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно ст. 16 специалист проинформировал заявителя о порядке предоставления государственной услуги и принял запрос о предоставлении государственной услуги. Согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» МФЦ уполномочено только на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, МФЦ не несет ответственность за достоверность данных представленных заявителем и не дает правовую оценку действий и документов, предоставленных заявителем. Специалист МФЦ исполнил свои должностные обязанности в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении заявленных требований просит административному истцу отказать.

В судебном заседании представительадминистративного ответчика ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес>ФИО3, возражала против заявленных требований, суду пояснила, специалистом ГКУ АО УСЗН проверены документы ФИО4 для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, по результатам проверки установлен факт неполного пакета документов, а именно: отсутствовала копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком ФИО4, в справке с места работы отца ребенка о неиспользовании отпуска по уходу за ребенком не указан период. ГКУ АО УСЗН в адрес МФЦ направило претензию о возвращении документов принятых ДД.ММ.ГГГГ от ФИО4 При направлении претензии в адрес МФЦ специалист руководствовался Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн.

В судебное заседание не явился административный истец,представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. Административный ответчик ФИО5, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В силу ст. 150 КАС РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратилась через ГАУ АО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» в Управления социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> за предоставлением государственной услуги «Прием заявлений и документов на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

К заявлению административным истцом были приложены документы: справка о составе семьи, справка с места работы ФИО6, выписка с личного кабинета получателя социальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, выписка с личного кабинета получателя социальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, выписка с личного кабинета получателя социальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, применительно к ст. 2 названного Закона понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Частью 5 ст. 15 и частью 1.1 ст. 16 указанного Закона предусмотрено, что Правила организации деятельности многофункциональных центров утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

В судебном заседании установлено, что между государственным автономным учреждением <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг <адрес>» и Министерством социальной защиты населения <адрес> заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ гг.

В соответствии с данным соглашением ГАУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг <адрес>» организует прием заявлений и документов для предоставления государственных услуг, назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Приказом министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден регламент по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Исходя из положений п. 3.1 Административного регламента при установлении предоставления не полного пакета документов поступивших в УСЗН от МФЦ, специалист в течение 2 рабочих дней со дня их поступления возвращает документы в МФЦ с указанием перечня недостающих документов

Согласно претензии ГКУ АО УСЗН в адрес МФЦ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с пп. 3.1.5 п. 3.1 раздела 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии между государственным автономным учреждением <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» и министерством социальной защиты населения <адрес>, государственное казенное учреждение <адрес> – управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> возвратило документы принятые по реестру № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО4, так как отсутствует копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком ФИО4, в справке с места работы отца ребенка о неиспользовании отпуска по уходу за ребенком не указан период.

В соответствии со ст. 3, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу заребенком.

Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1012н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в том числе пособия по уходу за ребенком (далее Порядок).

В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», пп. «в» п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Порядок) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком.

В соответствии с п. 54 Порядка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет заявителем представляется: а) заявление о назначении пособия; б) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход;в) документы, поименованные в подпункте «б» настоящего пункта, о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей) и его копия; г) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком - для лиц, указанных в подпункте «в» пункта 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по уходу за ребенком;д) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, сведения о среднем заработке, исчисленном в порядке, установленном Положением об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, - для лиц, указанныхв подпункте «в» пункта 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам;ж) справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия;н) справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице - для лиц, указанных в подпунктах «в» - «е» пункта 39 настоящего Порядка, за исключением лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях.

В соответствии с п. 80 Порядка единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.

Согласно пп. «б» ст. 46 Порядка единовременное пособие при рождении ребенка матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в подпункте «в» пункта 39 настоящего Порядка: со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет - в случае выбора ежемесячного пособия по уходу за ребенком; со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, по день исполнения ребенку полутора лет - в случае выбора пособия по беременности и родам.

Поскольку в предоставленных документах ФИО4 отсутствовала копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (на первого ребенка), либо копия приказа о предоставлении отпуска по беременности и родам (на второго ребенка) с указанием срока, определить период назначения пособия по уходу за ребенком не представляется возможным.

Из расчетных листков ФСС следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 прервала отпуск по уходу за ребенком.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 – начальник ОЭБ и ПК МО МВД России «Белогорский» отпуск по уходу за ребенком: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста полутора лет не предоставлялось, пособия не выплачивалось.

Одним из юридически значимых обстоятельств при назначении и выплате государственного пособия по уходу за ребенком является установление факта того, что второй родитель ребенка не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает государственной пособие, чтобы избежать двойной выплаты одного и того же пособия.

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГФИО4 прервала отпуск по уходу за ребенком, в соответствии с вышеуказанным порядком право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют как матери, так и отцы, на основании имеющихся в деле доказательств невозможно установить, неиспользование отпуска по уходу за ребенком по месту работы ФИО6

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований нет для обязании ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> принять документы для целей оказания услуги «Прием заявлений и документов на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также признать незаконным требования ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> предоставить приказ об отпуске по уходу за ребенком и необходимость указания периода в справке о не использовании отпуска по уходу за ребенком и неполучения пособия по месту работы отца.

Рассматривая требования административного истца о признании отказа в передаче документов для целей оказания услуги «Прием заявлений и документов на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» незаконным, об обязанииГАУ «МФЦ <адрес>» в городе Белогорске передать документы в ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> для целей оказания услуги «Прием заявлений документов на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», суд приходит к следующему.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В соответствии с абз. 3 п. 2.2 Регламента, при предоставлении государственной услуги МФЦ выступает, как орган в части приема от граждан заявления и документов, необходимых для предоставления государственных услуг, и последующей передачи принятых документов в УСЗН.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ МФЦ направил представленный административным истцом пакет документов в Министерство социальной защиты населения <адрес>.

После правовой оценки документов представленных административным истцом ДД.ММ.ГГГГ поступила претензия о возврате документов несоответствующих установленным требованиям от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения каких-либо прав и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями должностных лиц ГАУ «МФЦ <адрес>» в пределах их полномочий.

Учитывая совокупность приведённых и изложенных обстоятельств, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск ФИО4 к ФИО5, ГАУ АО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>», ГКУ АО Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> о признании действий незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Каспирович

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.