ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10040/2021 от 31.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2022 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Устинова О.О.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Плотниковой Натальи Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения,

УСТАНОВИЛ:

Плотникова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения.

В обоснование требований указывает, что Плотниковой Н.А. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предназначенный для сельскохозяйственного производства площадью 114 900 кв.м., с кадастровым номером 23:26:1001000:1567 расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес>, ПСК «Предгорье Кавказа», территория Смоленского с/о, секция 61, контуры 91,93,94,95,96. Реализуя свое право на выдел принадлежащей Плотниковой Н.А. земельной доли, в июле 2021 года она приняла решение выделить земельный участок, в связи с чем, обратились к кадастровому инженеру, которым подготовлен проект межевания.

ДД.ММ.ГГГГ с целью государственного кадастрового учета и регистрации прав в отношении земельного участка площадью 19 150 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, ПСК «Предгорье Кавказа», территория Смоленского с/о, секция 61, контуры 91,93,94,95,96, Плотникова Н.А. обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации в связи с тем, что в представленных в регистрирующий орган документах отсутствовало соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:26:1001000:1567 от других собственников.

Плотникова Н.А. считает указанное решение государственного регистратора незаконным и полагает, что предоставленные в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю документы подтверждают ее право на обозначенную в заявлении долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:26:1001000:1567, соответствуют нормам действующего законодательства РФ и имеются все основания для государственного кадастрового учета и регистрации прав.

Учитывая изложенное, Плотникова Н.А. обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в котором просит признать неправомерными действия Управления Росреестра, выраженные в приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права по заявлению Плотниковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Обязать Управление Росреестра осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права по заявлению Плотниковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела уведомлена в установленном порядке.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен в установленном порядке, представил отзыв.

Учитывая надлежащее извещение сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что Плотниковой Н.А. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предназначенный для сельскохозяйственного производства площадью 114 900 кв.м., с кадастровым номером 23:26:1001000:1567 расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес>, ПСК «Предгорье Кавказа», территория Смоленского с/о, секция 61, контуры 91,93,94,95,96.

ДД.ММ.ГГГГ с целью государственного кадастрового учета и регистрации прав в отношении земельного участка площадью 19 150 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, ПСК «Предгорье Кавказа», территория Смоленского с/о, секция 61, контуры 91,93,94,95,96, Плотникова Н.А. обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – ФЗ ).

В соответствии с положениями статьи 14 ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

На рассмотрение в регистрирующий орган помимо заявления, административным истцом представлены межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, проект межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В ходе правовой экспертизы документов предоставленных административными истцами в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю государственным регистратором установлено, что в представленных в регистрирующий орган документах отсутствовало соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:26:1001000:1567 от других собственников, в связи с чем, осуществить регистрационные действия не представляется возможным.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 ФЗ ).

Исходя из чего по результатам рассмотрения заявления административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Суд, изучив материалы регистрационного дела, считает указанное решение государственного регистратора обоснованным, а выводы проведенной правовой экспертизы соответствующими закону.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 41 ФЗ для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимы в том числе, соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества либо заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - при выделе земельного участка в счет доли в праве общей собственности.

Порядок образования земельных участков установлен главой 1.1 Земельного кодекса РФ. Способы образования земельных участков определены статьей 11.2 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Пунктом 2 статьи 252 ГК РФ установлено, что участник долевой собственности вправе выдела своей доли из общего имущества.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка в счет земельных долей должен осуществляться с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно части 1 статьи 12 указанного Федерального закона к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

Согласно материалам административного дела земельный участок с кадастровым номером 23:26:1001000:1567 принадлежит на праве общей долевой собственности 4 участникам долевой собственности.

Учитывая изложенное, кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляется без учета положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 ГК РФ имущество находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

В силу пункта 2,3 статьи 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

В разбираемом случае административным истцом приведенные положения закона при обращении в регистрирующий орган учтены не были.

В представленном межевом плане соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:26:1001000:1567 не установлено.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконными действия государственного регистратора, выразившиеся в приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права по заявлению Плотниковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом вышеприведенных требований законодательства, суд приходит к выводу, что требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Плотниковой Натальи Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: