ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1004/20 от 02.07.2020 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №2а-1004/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2020 года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.В. Загитовой

при секретаре Л.А. Феоктистовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ в лице руководителя муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ, руководителю муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ ФИО2, исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконными действий, возложении обязанности заключить договор, возложении обязанности отменить аннулирование статуса и восстановить статус земельного участка, провести государственную регистрацию права собственности,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ о признании незаконным бездействие руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ, выразившееся в несвоевременном повторном рассмотрении заявления о перераспределении земельного участка по решению суда, признании незаконным очередной отказ в предоставлении муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земельного участка по новым обстоятельствам, не указанным в предыдущих отказах; возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем заключения соглашения о перераспределении земельного участка; возложении на органы Росреестра обязанности по регистрации права собственности на истребуемый земельный участок.

В обоснование административного иска указано, что административному истцу на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, д.11В. На основании договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером :437 площадью 764 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. В 2014 году административный истец обратилась в МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ с заявлением о формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под расширение основного земельного участка. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 400 кв.м поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер :558. Сведения о земельном участке носят временный характер, дата истечения срока действия временного характера сведений – ДД.ММ.ГГГГ. Заключение о наличии строений на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает нахождение части принадлежащего административному истцу жилого дома на земельном участке площадью 400 кв.м с кадастровым номером :558. Изначально, в 2014г. административный истец обратилась с заявлением о присоединении земельного участка, но в связи с изменением Земельного кодекса РФ требование было переформулировано на перераспределение. Далее было обращение о заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Ответ получен не был. В связи с чем административный истец обратилась с административным иском в суд. Судом установлено неоднократное нарушение законодательства сотрудниками МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ. ДД.ММ.ГГГГ Зеленодольским городским судом РТ вынесено очередное решение о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка и об обязании рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка повторно. Данное решение руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» проигнорировано. ДД.ММ.ГГГГ по информации прокуратуры в адрес административного истца направлен очередной отказ в перераспределении земельного участка. Бесконечные отказы, обжалования и новые отказы длятся уже более 5 лет. Вышеизложенное свидетельствует о том, что административный ответчик уклоняется от предоставления испрашиваемой государственной услуги (л.д.12-14).

В ходатайстве об устранении препятствий рассмотрения заявления также указано, что признание судом незаконным отказа в предоставлении земельного участка привело к бездействию руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ в виде невыполнения решения суда о рассмотрении заявления (заявление рассмотрено только после подачи жалобы в прокуратуру). Ответственность за работу организации несет ее руководитель. Повторное признание незаконными действия и бездействие чиновника МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ приведет к очередному отказу в перераспределении земельного участка и очередному исковому заявлению. Это демонстрирует отношение руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» к судебному решению. Регистрация права собственности, права аренды на земельный участок осуществляется органами Росреестра, следовательно, они являются заинтересованным лицом по данному делу. Кроме того, органы Ресреестра вынесли предписание и обязали административного истца оформить документы на земельный участок, чему с 2014 года препятствует МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ в лице руководителя, действия которого привели к привлечению административного истца к административной ответственности в виде штрафа. Участие в деле главного специалиста-эксперта Зеленодольского отдела государственного надзора, геодезии и картографии ФИО6 поможет прояснить основание для привлечения административного истца к административной ответственности. Поскольку суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, то может на свое усмотрение рассмотреть только те требования, которые по мнению суда относятся к административному судопроизводству. Для надлежащего исполнения решения суда необходимо обязать Управление Росреестра по РТ зарегистрировать права на земельный участок (л.д.26-28).

В последующем представлено административное исковое заявление с уточнениями, согласно которому административный истец просит признать незаконными действия руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ, выразившиеся в направлении заявления об аннулировании статуса временный земельного участка с кадастровым номером :558, расположенном под принадлежащим ей жилым домом, и не извещении собственника жилого дома, расположенного на нем; обязать Управление Росреестра по РТ отменить аннулирование статуса «временный» земельного участка с кадастровым номером :558 и восстановить статус «временный»; обязать МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» заключить договор о перераспределении земельного участка с кадастровым номером :558 с собственником жилого дома, расположенного на нем; обязать Управление Росреестра по РТ провести регистрацию права собственности за собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером :558.

В обоснование заявления об уточнении административного иска указано, что ответом от ДД.ММ.ГГГГ на заявление о продлении статуса «временный» земельного участка, на котором расположен принадлежащий административному истцу жилой дом, Управление Росреестра представило информацию, в соответствии с которой, согласно сведениям ЕГРН, земельному участку с кадастровым номером :558 был присвоен статус «Аннулированный» по заявлению МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» от ДД.ММ.ГГГГ, о чем административный истец как собственник жилого дома, расположенного на данном участке, извещен не был. В повторном отказе в перераспределении информация об аннулировании статуса земельного участка не указывается, либо намерено скрывается. Ссылаясь на п.1 ст. 46 КАС РФ административным истцом изменены ранее заявленные требования для надлежащей защиты судом законных прав собственника жилого дома. При этом указано, что суд может на свое усмотрение рассмотреть только те требования, которые по мнению суда относятся к административному судопроизводству, привлечь к участию в деле административных ответчиков, если невозможно рассмотреть дело без их участия (л.д.36-38).

Определением Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен руководитель муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан ФИО2 (л.д.106-108).

Определением судьи Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ (л.д.200-202).

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.212), ранее в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца (л.д.171).

Представитель административных ответчиков МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ, исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ ФИО3, действующая по доверенностям, требования не признала, в удовлетворении административного иска просила отказать, пояснив, что в соответствии с подп. 3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка разработана с нарушениями предусмотренных ст. 11.10 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, что является основанием для отказа. При перераспределении земельного участка требуется соблюдение предельных минимальных и максимальных размеров земельного участка. На данный момент времени и на момент рассмотрения заявления ФИО1 на территории Осиновского сельского поселения действуют Правила землепользования и застройки 2015 года , которыми не установлены предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка, в связи с чем отсутствует возможность формирования земельного участка и утверждение схемы для дальнейшего перераспределения. Кроме того, дополнительным основанием для отказа в формировании земельного участка послужило то, что земельный участок находится в зоне Р2, это зона рекреационной территории, земельный участок не может быть использован по назначению, что также является самостоятельным основанием для отказа. В части требований о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером на конце :558 – земельный участок был снят с кадастрового учета лицом, утвердившим схему расположения земельного участка, которое в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ имеет право на основании заявления собственника обратиться и снять с кадастрового учета земельный участок. Данный земельный участок, имеющий вид разрешенного использования «под расширение основного земельного участка» не соответствовал классификатору видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ, и был снят по заявлению уполномоченного представителя органа местного самоуправления. Дальнейшие действия в отношении земельного участка (присвоение другого вида разрешенного использования, формирование) невозможны в виду нахождения его в рекреационной зоне. На данный момент законных оснований для утверждения схемы и дальнейшего перераспределения земельного участка, находящегося в собственности истца, не имеется. Довод о том, что на снятом с кадастрового учета земельном участке находится жилой дом, принадлежащий административному истцу согласно документам, не подтверждается. Административный истец приобрела объект, под которым сама сформировала земельный участок.

Административный ответчик руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО2 в судебном заседании требования не признала, в удовлетворении административного иска просила отказать, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером :558 снят с кадастрового учета на основании п.7 статьи 72 Федерального закона №218-ФЗ. Земельный участок или объект недвижимости, имеющие временный характер, могут быть сняты с кадастрового учета по соответствующему заявлению уполномоченного органа, если данный объект относится к неразграниченной собственности или находится в собственности муниципального образования. В связи с тем, что использование земельного участка с видом разрешенного использования «под расширение основного земельного участка» не соответствует классификатору видов разрешенного использования, а также не соответствует действующим Правилам землепользования и застройки Осиновского сельского поселения, сохранение земельного участка в том виде, в каком он существовал на местности, не представлялось целесообразным, так как его использование может быть использовано как территория общего пользования для организации сохранения природного ландшафта, организации парков, скверов и зон отдыха. Согласно подп. 9, 11 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, полномочный орган имеет право принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении. ФИО1 по месту регистрации не находится, по сообщению через интернет-портал стало известно, что она проживает в <адрес>, ответ направлен почтовым отправлением в <адрес>, письмо вручено ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лично.

Представитель административного ответчика Управление Росреестра по РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.206), представлен отзыв на административное исковое заявление (л.д.208), согласно которому просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, исковые требования не признает, считает привлечение Управления Росреестра по РТ в качестве административного ответчика неправомерным, в удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме, указав, что Управление Росреестра по РТ не нарушало прав и законных интересов административного истца, не претендует и не может претендовать на спорное имущество в связи с тем, что является лишь органом исполнительной власти, который осуществляет государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества на основании представленных документов. Требования об обязании Управления Росреестра по РТ могут заявляться и рассматриваться только в порядке обжалования действий (бездействий), предусмотренном КАС РФ, в противном случае они являются незаконными и не подлежащими удовлетворению. Административным истцом не обжалуются какие-либо действия, либо бездействие Управления Росреестра по РТ. В Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером :558 имеет статус «аннулирован». Данный статус присвоен земельному участку на основании заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), а также учитывая положения ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся административного истца, представителя административного ответчика Управление Росреестра по РТ.

Выслушав пояснения представителя административных ответчиков МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ, исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ, административного ответчика руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Реализуя указанные конституционные предписания ч.1 ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.220), ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером :494, площадью 159,1 кв.м, по адресу: <адрес>, д.11В, введенного в эксплуатацию в 2005 году по завершению строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером :437. Указаны особые отметки о том, что индивидуальный жилой дом выходит за пределы земельного участка с кадастровым номером :437.

Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94), в собственность ФИО1, являющейся собственником жилого дома по адресу: <адрес>, д.11В предоставлен земельный участок с кадастровым номером :437 площадью 764 кв.м из земель населенных пунктов по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Указано об обращении ФИО1 в МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» для заключения договора купли-продажи указанного земельного участка и регистрации в установленном порядке права собственности на него (л.д.94).

ДД.ММ.ГГГГ между исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района в лице руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» и ФИО10., действующего по доверенности от ФИО1, заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером :437 площадью 764 кв.м, местонахождение: <адрес>, целевое назначение (категория) земельного участка: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства (л.д.93, 95).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.222), с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства, площадь 764 +/- 19 кв.м с кадастровым номером :437 по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый ориентир: <адрес>, з/у 11В. Указано, что на участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами :494 и :548.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.221), ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ также является собственником жилого дома с кадастровым номером :548, площадью 271,8 кв.м, по адресу: <адрес>, д.11В, расположенного на земельном участке с кадастровым номером :437, строительство которого завершено в 2014 году.

Из содержания решения Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-22) следует, что ДД.ММ.ГГГГ Глава Осиновского сельского поселения за исх. обратился к руководителю исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района с ходатайством о формировании земельного участка по адресу: <адрес> (возле дома №11в) (л.д.20 оборот).

ДД.ММ.ГГГГ МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ распоряжением по результатам рассмотрения документов, представленных в соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ, утверждена схема расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности из земель населенных пунктов, площадью 399 кв.м с видом разрешенного использования – под расширение основного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка (л.д. 66).

Как следует из заключения кадастрового инженера, указанного в межевом плане, который подготовлен ДД.ММ.ГГГГ ООО «...» по заказу МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, специалистом «...» <адрес> РТ проведено обследование на земельном участке: ЗУ1 площадью 399 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу и находящегося в государственной собственности. Заказать сведения на объекты капитального строения не представляется возможным из-за отсутствия конкретного адреса земельного участка. Предельные размеры земельных участков в городе Зеленодольск и <адрес> для вида разрешенного использования - под расширение основного земельного участка не установлены (л.д.20 оборот -21).

Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером :558 площадью 400+/-7кв.м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под расширение основного земельного участка, по адресу: <адрес> (л.д. 21).

В результате проведенного анализа сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером :558, было выявлено наличие технической ошибки в площади указанного объекта недвижимости, в соответствии со ст.61 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» в ЕГРН объекта недвижимого имущества с кадастровым номером :558, были внесены изменения в сведения о площади с «400 кв.м» на «399 кв.м». Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка составляет 399 кв.м (л.д.21).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 через интернет-приемную официального сайта Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в составе портала муниципальных образований Республики Татарстан обратилась в исполнительный комитет ЗМР РТ с заявлением о перераспределении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером :558 к принадлежащему ей на праве собственности земельному участку с кадастровым номером :437 (л.д. 140-141).

В ответе, подготовленном МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение по вопросу перераспределения земельного участка с кадастровым номером :558, площадью 399 кв.м, которое зарегистрировано за от ДД.ММ.ГГГГ, сообщено следующее: при рассмотрении обращения и работы с программами Публичная кадастровая карта Республики Татарстан, Google карта в системе Интернет выявлено, что на образуемом земельном участке имеется объект недвижимости, что согласно пп.3 п.9 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в перераспределении земельного участка. В соответствии с пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в перераспределении земельного участка в случае перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. На основании вышеизложенного перераспределение земельного участка в указанных границах не представляется возможным (л.д.142).

При рассмотрении административного дела судом было установлено, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером :558 находится часть дома, принадлежащего административному истцу.

Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным ответа МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложив на МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ обязанность устранить допущенное нарушение путем рассмотрения документов ФИО1 и вынесении решения по существу, об обязании МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером :558 удовлетворено частично. Судом постановлено: «Признать незаконным ответ муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Обязать муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ рассмотреть заявление ФИО1 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером :558 от ДД.ММ.ГГГГ повторно.

В остальной части иска отказать».

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение вышеуказанного решения суда, МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> рассмотрено повторно и в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41), согласно которому принято решение об отказе в перераспределении земельного участка согласно подп.9, 11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.41, 150).

ДД.ММ.ГГГГ указанный ответ был направлен административному истцу по почте по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.152), вручен административному истцу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.151).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий – не соответствие оспариваемых решений, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение права, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ) возлагается на лицо, обратившее в суд.

Из материалов дела следует, что административный истец, имея в собственности земельный участок с кадастровым номером :437 площадью 764 +/- 19 кв.м и расположенные на нем два жилых дома: с кадастровым номером :494, выходящим за пределы вышеуказанного земельного участка, и с кадастровым номером :548, имеет намерение путем перераспределении земельного участка с кадастровым номером :558, площадью 399 кв.м, находящегося в государственной неразграниченной собственности, поставленного на кадастровый учет с разрешенным использованием: под расширение основного земельного участка, увеличить площадь своего земельного участка. Расположение испрашиваемого земельного участка относительно основного земельного участка указано на Схеме расположения земельного участка (л.д.66 оборот).

Согласно п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений пунктов 2 и 3 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлен статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подп.9, 11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района, утвержденными решением Совета <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером :558 расположен в зоне Р2 – зоне рекреационных ландшафтов, предназначенной для организации мест отдыха населения, включает в себя парки, скверы, сады (л.д.217, 218-219).

В пункте 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно подп.4 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости») государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Согласно ч.7 ст.72 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

При этом в соответствии с ч.15 ст.41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.

В силу ч.14 указанной статьи, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п.3 ст.21 Закона РТ от 28.07.2004 № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, администрация муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В статье 51 Устава муниципального образования «<адрес>» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан указано, что в соответствии с федеральным законодательством исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа городского поселения возлагается на Исполнительный комитет Района.

МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ является постоянно действующим органом местного самоуправления Зеленодольского муниципального района и обеспечивает управление, владение и распоряжение муниципальным имуществом.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.223), сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером :558 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером :558 снят с кадастрового учета, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.148-150).

Из ответа Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельному участку с кадастровым номером :558 был присвоен статус «аннулированный» по заявлению Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40).

Как следует из реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером :558 (л.д.65-67) аннулирование и исключение из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, носящим временный характер осуществлено на основании заявления МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка» и протокола проверки документов от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером :558 был поставлен на государственный кадастровый учет на основании распоряжения МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка», находится согласно Правилам землепользования и застройки МО «Осиновское сельское поселение» в зоне рекреационных ландшафтов, в которых запрещается ведение личного подсобного хозяйства, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на испрашиваемый участок не зарегистрировано, пять лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка истекло, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, указывающих на нарушение МУ «Палата имущественных и земельных отношений» РТ прав административного истца и не соответствие оспариваемых действий нормативным правовым актам, в связи с чем, требования ФИО1 о признании незаконными действия руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ, выразившиеся в направлении заявления об аннулировании статуса временный земельного участка с кадастровым номером :558 под принадлежащим административному истцу жилым домом и не извещении ее как собственника жилого дома, расположенного на этом земельном участке, обязав Управление Росреестра по РТ отменить аннулирование статуса «временный» земельного участка с кадастровым номером :558 и восстановить статус «временный», не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ заключить с ФИО1 договор о перераспределении земельного участка с кадастровым номером :558, на административного ответчика Управление Росреестра по РТ провести государственную регистрацию права собственности ФИО1 на этот земельный участок, являются необоснованными.

Кроме того, понуждение административных ответчиков к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления и федерального органа исполнительной власти на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных им законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, в соответствии с которым суды не вправе вмешиваться в сферу исключительной компетенции соответствующих органов.

В административном иске необходимо отказать в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 186, 218, 226, 227, ч.1 ст. 298 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к муниципальному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ в лице руководителя муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ, руководителю муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ ФИО2, исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконными действия руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ, выразившиеся в направлении заявления об аннулировании статуса временный земельного участка с кадастровым номером :558 под принадлежащим административному истцу жилым домом и не извещении собственника жилого дома, расположенного на нем; об обязании Управление Росреестра по РТ отменить аннулирование статуса «временный» земельного участка с кадастровым номером :558 и восстановить статус «временный»; об обязании МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ заключить договор о перераспределении земельного участка с кадастровым номером :558 с собственником жилого дома, расположенного на нем; об обязании Управление Росреестра по РТ провести государственную регистрацию права собственности за собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером :558, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: