ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1004/20 от 25.01.2021 Арсеньевского городского суда (Приморский край)

Дело №2а-131/2021

25RS0006-01-2020-002139-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Арсеньев 25 января 2021 г.

Арсеньевский городской суд Приморского края в составе судьи Митрофанова А. Д.,

с участием представителя административного ответчика управления имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа, заинтересованного лица администрации Арсеньевского городского округа ФИО1,

при секретаре Попович Г. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Арсеньевском городском суде административное дело №2«а» - 131/21 по административному исковому заявлению ФИО2 к управлению имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа о признании незаконными решения, действий (бездействия),

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что ей было отказано в утверждении схема расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: жилое строение. Участок находится примерно в 285 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес> с целью использования - для ведения садоводства, на основании п. 7 ст. 39.16 ЗК РФ, т.к. земельный участок является проездом и зарезервирован для муниципальных нужд постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 28.09.2020 №587-па «О резервировании земельных участков на территории Арсеньевского городского округа для муниципальных нужд». Она считает данный отказ незаконным.

Испрашиваемый земельный участок вошел в состав земельного участка ориентировочной площадью 14 548 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 227 м на юго-запад относительно ориентира (жилой дом), адрес ориентира: <адрес> в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», который зарезервирован для муниципальных нужд: для целей, связанных с размещением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, согласно приложению к настоящему постановлению сроком на 20 лет. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование резервируемого земельного участка – земельные участки (территории) общего пользования (12.0). Однако, в настоящее время территория общего пользования – проезд и соответственно границы этой территории (красные линии) на испрашиваемом земельном участке, как в документах территориального планирования (Генеральный план Арсеньевского городского округа), так и в документации по планировке территории (проект планировки территории; проект межевания территории) отсутствуют, соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости нет. Более того, документация по планировке территории уполномоченными органами вообще не разработана и не утверждена, а, следовательно, и постановление о резервировании не может быть принято до утверждения такой документации.

Правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами. Из анализа законодательства следует вывод о том, что на картах генерального плана должно быть отображено местоположение объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети, которое носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Границы таких территорий в целях реализации генерального плана прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

В документе территориального планирования существующее либо планируемое местоположение проезда на испрашиваемом земельном участке не отображено. Документация по планировке территории в соответствии с Генеральным планом, устанавливающая границы (красные линии) существующего либо планируемого проезда, не подготовлена и не утверждена, что говорит о произвольном установлении красных линий, а, соответственно, и самой территории общего пользования, уполномоченными органами.

Кроме того, наложение ограничения права на землю подлежит государственной регистрации на основании п. 6 ст. 56 ЗК РФ. Однако, доказательств государственной регистрации ограничения прав на испрашиваемый земельный участок отсутствуют. Само по себе постановление администрации от 28.09.2020 №587-па «О резервировании земельных участков на территории Арсеньевского городского округа для муниципальных нужд» не свидетельствует о том, что уполномоченным органом были совершены действия, направленные на государственную регистрацию установленных ограничений.

Таким образом, испрашиваемый земельный участок не является зарезервированным, свободен от ограничений (обременений) и прав третьих лиц и не препятствуют доступу к другим земельным участкам, т.к. к ним имеются подъезды с других сторон.

Поскольку ее заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассмотрено административным ответчиком по существу, оспариваемый отказ не содержит иных оснований для отказа, кроме как указание на то, что земельный участок зарезервирован и на нем будет расположена территория общего пользования – проезд, поэтому восстановление ее прав возможно лишь путем принятия административным ответчиком решения об удовлетворении ее заявления, а не путем повторного его рассмотрения.

Она просила признать незаконным отказ управления имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать управление имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Управления имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа, и заинтересованного лица-администрации Арсеньевского городского округа ФИО1 исковые требования не признала, пояснив, что испрашиваемый административным истцом земельный участок вошел в состав земельного участка, который является зарезервированным для муниципальных нужд с разрешенным использованием – земельный участки (территории) общего пользования на основании постановления администрации Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-па, опубликованным в газете «Восход» от ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок зарезервирован для того, чтобы обеспечить улично-дорожной сетью другие земельные участки, которые сформированы уже после утверждения Генерального плана Арсеньевского городского округа (утв. 28.11.2012), в связи с чем на генеральном плане Арсеньевского городского округа дороги не отображены.

Проект планировки в отношении территории, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывался. Постановление администрации Арсеньевского городского округа от 28.09.2020 в орган, осуществляющий ведений государственного кадастра недвижимости, не направлялось.

Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

Согласно заявления ФИО2, поданного в управление имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа, с приложенной к нему схемой расположения земельного участка, она просила предварительно согласовать предоставление земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: жилое строение. Участок находится примерно в 285 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, без проведения торгов на основании п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ в собственность бесплатно для ведения садоводства.

Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ управления имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа, ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, т.к. указанный земельный участок является проездом и полностью вошел в состав земельного участка, зарезервированного для муниципальных нужд на основании постановления администрации Арсеньевского городского округа от 28.09.2020 №587-па с разрешенным использованием – земельные участки (территории) общего пользования.

Согласно постановления администрации Арсеньевского городского округа от 28.09.2020 №587-па и приложенной к нему схемы резервируемого земельного участка на территории Арсеньевского городского округа, осуществлено резервирование земельного участка на территории Арсеньевского городского округа ориентировочной площадью 14548 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 227 м на юго-запад относительно ориентира (жилой дом), адрес ориентира: <адрес> в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», для муниципальных нужд: для целей, связанных с размещением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, согласно приложению к настоящему постановлению сроком на 20 лет. Категория земель – земли населенных пунктов. Разрешенное использование резервируемого земельного участка – земельные участки (территории) общего пользования.

Согласно газеты «Восход» от ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано постановление администрации Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-па.

Согласно письма Управления архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и схемы размещения автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружения и транспортного обслуживания Генерального плана Арсеньевского городского округа, утв. решением Думы Арсеньевского городского округа от 28.11.2012 №20, земельные участки, которые требуется обеспечить улично-дорожной сетью сформированы после утверждения генерального плана Арсеньевского городского округа. Проект планировки территории, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывался. Постановление администрации от 28.09.2020 №587-па в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости не направлялось.

Согласно ч. ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 7 ст. 39.16 ЗК РФ.

Согласно п. 7 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.

Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п.п. 1, 2, 4 ст. 70.1 ЗК РФ, резервирование земель для муниципальных нужд осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной инфраструктур. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов местного значения. Порядок резервирования земель для муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 18 ГрК РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы городских округов.

Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 23 ГрК РФ, генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов городского округа; карту границ городского округа; карту функциональных зон городского округа.

На указанных картах соответственно отображаются:

планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

границы городского округа;

границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем: подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

Согласно ч. 4 ст. 41 ГрК РФ, видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории.

Согласно ч. 1 ст. 42 ГрК РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно ч. 3 ст. 42 ГрК РФ, основная часть проекта планировки территории включает в себя:

чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

положение о характеристиках планируемого развития территории,

положения об очередности планируемого развития территории.

Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ, на чертежах межевания территории отображаются: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; границы публичных сервитутов.

Судом установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в управление имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: жилое строение. Участок находится примерно в 285 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес> целью использования - для ведения садоводства

ДД.ММ.ГГГГ управлением имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа ей было отказано в утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, на том основании, что он является проездом и зарезервирован для муниципальных нужд постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 28.09.2020 №587-па «О резервировании земельных участков на территории Арсеньевского городского округа для муниципальных нужд», опубликованным в газете «Восход» 01.10.2020. Данный участок является участком общего пользования.

Суд находит указанный отказ незаконным в силу нижеследующего.

Из анализа приведенных выше норм суд может сделать вывод о том, что на картах генерального плана должно быть отображено местоположение объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети, которое носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Границы таких территорий, в т.ч. территорий общего пользования, в целях реализации генерального плана прорабатываются при подготовке документации по планировке территории. К такой документации относятся проект планировки территории и проект межевания территории.

Спорный земельный участок вошел в состав зарезервированного земельного участка с разрешенным использованием – территория общего пользования.

Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования. Понятие территорий общего пользования содержится в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, согласно которому, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения. Понятие красных линий дано в п. 11 ст. 11 ГрК РФ, согласно которому это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории, называются красными линями.

Таким образом, границы территорий общего пользования (красные линии) должны быть отражены в документации по планировке территории, т.е. в проекте планировки территории.

Кроме того, порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации, согласно п. 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30.

Таким образом, правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами.

Территория общего пользования может быть зарезервирована для муниципальных нужд. Порядок резервирования земель установлено Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 №561.

Согласно пп. «а» п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории. Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

В настоящее время территория зарезервированного земельного участка, являющегося проездом, с разрешенным использованием - для общего пользования (в состав которого включен испрашиваемый земельный участок), на Генеральном плане Арсеньевского городского округа не отображена.

Более того, судом установлено, что до настоящего времени документация по планировке территории уполномоченными органами не разработана и не утверждена, и решение о резервировании земель принято без учета данной документации. Таким образом, суд приходит к выводу, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован произвольно, без учета требований законодательства, предъявляемых к порядку резервирования земельных участков, без установления красных линий, которые отображают территорию общего пользования (в состав которой вошел испрашиваемый земельный участок), которая может быть зарезервирована.

Административным ответчиком не предоставлено доказательств того, что зарезервированный земельный участок является территорией общего пользования и зарезервирован с учетом установленного законом порядка. Как следует из ответа управления архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа от 15.01.2021 проект планировки территории, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывался.

Кроме того, согласно п. 6 ст. 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 8 Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Однако, судом установлено, что зарезервированный участок не является зарегистрированным. Администрация Арсеньевского городского округа не обращалась в органы регистрации с целью регистрации ограничения права на данный участок. О данном участке отсутствует информация в государственном кадастре недвижимости.

Каких-либо достаточных и допустимых доказательств тому, что данный зарезервированный земельный участок оформлен как территория общего пользования, поставлен на кадастровый учет, включен и указан в качестве такового в градостроительном плане, административным ответчиком суду не представлено.

Как следует из ответа управления архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа от 15.01.2021 постановление о резервировании земельного участка в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, не направлялось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный отказ принят ответчиком с нарушением п. 6 ст. 56, п. 12 ст. 85, ст. 70.1 ЗК РФ, ч. 1 ст. 18, ч.ч. 3 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 26, ч. 4 ст.41, ч.ч. 1, 3 ст. 42, ч. 6 ст. 43 ГрК РФ, п.п. 3, 4, 8 Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", поэтому является незаконным.

Суд считает доводы представителя ответчика несостоятельными, по вышеуказанным основаниям.

Кроме того, указанный отказ основан на муниципальном акте не вступившем в силу.

Согласно ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 55 Устава Арсеньевского городского округа Приморского края от 04.08.2009 N 187-МПА, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В систему муниципальных правовых актов входят: правовые акты администрации городского округа.

Постановление администрации Арсеньевского городского округа о резервировании земельных участков на территории Арсеньевского городского округа для муниципальных нужд №587-па, принято 28.09.2020. Опубликовано в газете «Восход» 01.10.2020. Таким образом, датой вступления в силу указанного постановления является – 01.10.2020. Обжалуемый отказ, основанный на указанном постановлении, принят 30.09.2020. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ принят на основании муниципального акта не вступившего в силу.

Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в части обязания административного ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы его расположения.

Суд учитывает, что в соответствии с положениями статьи 10 Конституции Российской Федерации, пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суду не предоставлены полномочия по возложению на ответчика обязанности принятия конкретного решения, которое находится в его исключительной компетенции. Предоставление земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и распоряжение ими не входят в компетенцию суда.

При этом, в целях реализации положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ предписывает суду в случае удовлетворения административного иска принять решение об обязанности соответствующего публичного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца.

В данной части доводы административного искового заявления суд находит несостоятельными.

С учетом обстоятельств, послуживших основанием для признания отказа управления имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд считает, что права истца подлежат восстановлению исключительно путем повторного рассмотрения заявления ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом суд полагает, недостаточным установить ответчику срок для рассмотрения указанного заявления в 10 дней, как просил истец, разумным будет установить срок в 30 дней.

На основании вышеизложенного, и, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ управления имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2, содержащийся в его письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать управление имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО2 и повторно рассмотреть ее заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: жилое строение, участок находится, примерно в 285 м от ориентира по направлению на юго – запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части административного иска, отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Арсеньевский городской суд, в течение 1 месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Митрофанов А.Д.

Решение принято судом в окончательной форме 29.01.2021