ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10050/16 от 23.05.2017 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-962/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кызыл 23 мая 2017 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе судьи Сат А.Е., при секретаре ФИО5., с участием административного истца А., представителе административного ответчика К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. к Прокуратуре Республике Тыва о признании ответа на заявление незаконным, определении ответчика, допустившего нарушение его прав и законных интересов,

УСТАНОВИЛ:

А. обратился в суд с административным иском к Прокуратуре г. Кызыла о признании незаконным решения прокуратуры г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ и определении ответчика допустившего нарушение его конституционных прав и законных интересов.

В обоснование своих требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ через администрацию ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> он направил письмо - от ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя Правительства Республики Тыва ФИО6 Однако ответа на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ не поступило. Данное обстоятельство истец расценивает как нарушение его прав при обращении в государственные органы и должностным лицам, которое предусмотрено Конституцией РФ, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в связи с чем он обратился в прокуратуру г. Кызыла с целью возбуждения административного производства в соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ в отношении виновного лица.

Однако ответ прокуратуры г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ его не удовлетворил, считая ее «отпиской», что никаких мер прокурорского реагирования не было. Не согласен с мнением прокуратуры г. Кызыла о том, что виновных лиц, нарушивших его права, нет. Кроме того, в своем ответе прокуратура г. Кызыла указала, что данное решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в Кызылский городской суд Республики Тыва в порядке, установленной главой 16 УПК РФ. Не согласившись с ответом прокуратуры г. Кызыла, он обратился в суд с жалобой в порядке главы 16 УПК РФ. Однако постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в принятии жалобы было отказано. Отказ в принятии жалобы мотивирован тем, что ответ прокурора не подлежит обжалованию в порядке, установленной главой 16 УПК РФ.

Просит признать незаконным решения прокуратуры г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ и определить ответчика допустившего нарушение его конституционных прав и законных интересов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ с согласия административного истца произведена замена ненадлежащего административного ответчика прокуратура г. Кызыла на надлежащего административного ответчика Прокуратура Республики Тыва, поскольку в силу ст. 11 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратуры городов и районов не являются юридическими лицами.

В возражении на административный иск Прокуратура Республики Тыва просила отказать в удовлетворении административного иска, считая, что прокуратурой г. Кызыла и ее должностными лицами не совершалось действий, в результате которых были нарушены или оспорены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод, либо на гражданина возложены какие-либо обязанности. Заявителю А. в установленный законом срок прокуратурой г. Кызыла направлен ответ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Полагает, что действия должностных лиц прокуратуры г. Кызыла при рассмотрении обращения А. требованиям Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции не противоречат, права и свободы истца не нарушены. Заявителю дан ответ разъяснительного характера.

В судебном заседании административный истец А. поддержал административный иск, пояснив, что отправление из мест лишения свободы возможно лишь простым отправлением, у него не было возможности отправить письмо заказным с уведомлением. Считает ответ прокуратуры г. Кызыла расплывчатый, к даче ответа прокуратура г. Кызыла подошла формально, о чем свидетельствует то обстоятельство, что письмо председателю Правительства Республики Тыва ФИО7 датировано ДД.ММ.ГГГГ, перед празднованием Нового года, это две недели выходных дней, поэтому письмо могло идти в адрес председателя Правительства Республики Тыва ФИО8 дольше обычного. Однако прокуратура г. Кызыла ограничилась тем, что запросила сведения лишь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На незаконность ответа прокуратуры г. Кызыла свидетельствует также и неправильное разъяснение порядка обжалования ответа. Полагает, что данные обстоятельства нарушают его права и свободы.

Представитель административного ответчика – помощник прокурора г. Кызыла К. в судебном заседании с административным иском не согласилась. Пояснила, что прокуратура г. Кызыла не давала ответа, что виноватых лиц нет. Заявителю было разъяснено, что поскольку обращение председателю Правительства Республики Тыва было отправлено простым письмом, то в данном случае проследить, в какой момент письмо было утеряно, невозможно. Для того, чтобы привлечь к административной ответственности, необходимо установить субъект. То обстоятельство, что в ответе имеется ссылка на главу 16 УПК РФ, то это не свидетельствует о нарушении его прав, так как А., обратившись с данным административным иском в суд, воспользовался своим правом на обжалование, соответственно, права и свободы не нарушены.

Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщалось.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

На основании со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.

В силу ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

В соответствии с п. 3.1, 3.2 Инструкции "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденной приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция) обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению.

Пунктом 5.1 Инструкции установлено, что обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

В п. 6 Инструкции указано, что при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Из анализа вышеназванных положений федерального закона и инструкции следует, что принятие мер прокурорского реагирования является правом, но не обязанностью прокурора, реализуемым им при наличии совокупности предусмотренных законодательством условий.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГА., реализуя принадлежащее ему право на обращение в государственные органы за защитой нарушенных прав, обратился в прокуратуру г. Кызыла по факту неполучения им ответа на обращение Председателю Правительства Республики Тыва, которое он направлял ДД.ММ.ГГГГ за исх. через администрацию <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>. Просил принять соответствующие меры. Письмо получено прокуратурой г. Кызыла ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. прокуратурой г. Кызыла был подготовлен ответ А. и направлен в адрес заявителя.

В ответе прокуратура г. Кызыла указала следующее.

В ходе проверки установлено, что обращение А. от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , адресованное председателю Правительства РТ, было направлено через администрацию <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> простым письмом. Ответ на обращение А. в <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> не поступал.

Все поступающие в адрес Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва (в том числе адресованные Главе Республике Тыва – Председателю Правительства Республики Тыва ФИО9.) обращения заносятся в единую систему электронного документооборота «Практика».

В указанной системе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обращение А. Главе Республики Тыва - Председателю Правительства Республики Тыва ФИО10 отсутствует.

Согласно представленной информации обращение А. от ДД.ММ.ГГГГ в отдел служебной корреспонденции и архива управления документационного обеспечения департамента организационного и документационного обеспечения и управления по работе с обращениями граждан департамента информационной политики Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва не поступало.

В связи с вышеуказанным прокуратурой г. Кызыла было направлено требование директору филиала УФПС Республики Тыва – филиалу ФГУП «Почта России» о предоставлении информации о поступлении обращения А. Согласно ответу директора филиала УФПС Республики Тыва – филиалу ФГУП «Почта России» не имеет возможности предоставить указанную информацию по причине отсутствия 14-значного номера почтового отправления (штрих-кода).

Согласно Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 года, введенных в действие с 1 октября 1992 года, в зависимости от условий приема, обработки, пересылки и вручения почтовые отправления подразделяются на следующие категории. Гл. 2 ст. 11 Правил: Простыми называются отправления (письма, почтовые карточки и бандероли), принимаемые без выдачи отправителям квитанций, пересылаемые без приписки к сопроводительным документам, вручаемые (доставляемые) адресатам без расписки». Гл. 2 ст. 17 Правил: «Заказные и ценные письма и бандероли, заказные почтовые карточки, посылки, прямые контейнеры, почтовые и телеграфные денежные переводы, в приеме которых отправителям выдаются квитанции, называются регистрируемыми». Заказным отправлениям при приеме присваивается уникальный штриховой код, состоящий из 14-знаков, указанный в квитанции при приеме.

Следовательно, простые отправления при пересылке не регистрируются, возможность отследить их и проверить факт приема/вручения не представляется возможным.

Учитывая вышеизложенное, прокуратура г. Кызыла не нашла оснований для принятия мер прокурорского реагирования по поводу нерассмотрения и не направления ответа в адрес А. Ответ прокуратуры г. Кызыла достаточно подробный, имеет разъяснительный характер.

Как усматривается из приведенного выше ответа, требования упомянутой Инструкции при рассмотрении обращения заявителя были соблюдены. Ответ, данный административному истцу мотивирован, в нем дана оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении обоснован. Ответ дан в установленный законом срок.

Вопреки доводам административного истца, прокуратура г. Кызыла, получив заявление А., предприняла все возможные меры, чтобы разобраться в причине неполучения ответа от Председателя Правительства Республики Тыва ФИО11 на обращение А., что подтверждается представленными суду административным ответчиком материалов проверки.

Несогласие заявителя с содержанием данного ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным и необоснованным отказа прокуратуры г. Кызыла в принятии мер прокурорского реагирования.

Доводы административного истца о том, что прокуратура г. Кызыла неверно разъяснила порядок обжалования ответа, не могут быть приняты во внимание, поскольку А. все же воспользовался своим правом, обжаловал данный ответ прокуратуры г. Кызыла, подав настоящее административное исковое заявление. Соответственно, права А. не были ущемлены и нарушены.

Требования административного истца об определении ответчика, допустившего нарушение его прав и законных интересов, также не подлежат удовлетворению, так как прокурорской проверкой установлено, что возможность отследить и проверить факт приема/вручения почтового отправления не представляется возможным, в отдел служебной корреспонденции и архива управления документационного обеспечения департамента организационного и документационного обеспечения и управления по работе с обращениями граждан департамента информационной политики Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва не поступало, в связи с чем не имеется оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

Выбор конкретных мер прокурорского реагирования, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры и не входит в компетенцию суда. Иное означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации".

Подача А. жалобы в порядке главы 16 УПК РФ, отказ в принятии жалобы явилось причиной пропуска срока обжалования ответа прокуратуры г. Кызыла, которую суд признает уважительной. Вместе с тем, правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления А. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное дело по административному исковому заявлению А. к Прокуратуре Республике Тыва о признании ответа на заявление незаконным, определении ответчика, допустившего нарушение его прав и законных интересов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения судам в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).

Судья А.Е. Сат