ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10052/17 от 06.12.2017 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-10052/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 06 декабря 2017 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Леоновой И.М.,

при секретаре Ивановой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Вологда» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области о признании частично недействительным предписания от 17.05.2017 ,

установил:

АО «Газпром газораспределение Вологда» обратилось в суд с административным иском, в обоснование которого указало, что 17.05.2017 Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении Общества, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Считает, что пункты 2, 6, 8, 9 данного предписания являются необоснованными, нарушают права и законные интересы Общества. В пункте 2 оспариваемого предписания Обществу предписано обеспечить выполнение требований к трудоустройству инвалидов, условия труда которых имеют класс вредности 3.2, а также обеспечить проведение оценки тяжести труда инвалидов. Вместе с тем, требования действующего законодательства при трудоустройстве инвалидов Обществом выполняются. Работники, указанные в акте проверки, на основании медицинских заключений, не имеют противопоказаний к работе. В отношении данных сотрудников проведена специальная оценка условий труда в соответствии с действующим законодательством. Указанные работники трудоустроены в Общество до того, как по результатам специальной оценки условий труда, условия их труда были признаны вредными. Действующее законодательство не наделяет правом работодателя на автоматическое изменение (прекращение) трудовых отношений с работником в случае установления вредных показателей условий труда. Основания для изменения или прекращения трудовых отношений с указанными работниками, в том числе перевод работника на другую должность, изменение трудовых функций, увольнение), у Общества отсутствуют. В пункте 6 оспариваемого предписания Обществу необходимо включить в программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Общества раздел, предусматривающий контроль за содержанием в атмосферном воздухе загрязняющих веществ в зоне выбросов объектов. Составление и содержание программы производственного контроля на предприятии регулируется Сводом правил 1.1.1058-1. Обществом разработан и утвержден 25.01.2017 План-график производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и качества атмосферного воздуха на контрольных постах объектов Общества. Наличие указанной информации на отдельном документе не означает ее отсутствие в производственной программе. Кроме того, План-график утверждается в целях реализации программы производственного контроля в Обществе. В пунктах 8 и 9 предписания Обществу необходимо обеспечить проведение оценки тяжести и напряженности в соответствии с «Р 2.2.2006-05. 2.2 Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.07.2005. Признаки нарушения пункта 10.23 СП 2.2.2.1327-03, в действиях Общества отсутствуют. Соответствие показателей установленным величинам подтверждается проведенной специальной оценкой условий труда на всех рабочих местах Общества. Действующим законодательством предусмотрено проведение только специальной оценки условий труда, в которой отражаются все факторы трудового процесса для соответствующего рабочего места. Указание на проведение Обществом дополнительной гигиенической оценки условий труда согласно Р 2.2.2006-05, который не прошел государственную регистрацию и не является обязательным нормативным актом, является незаконным и необоснованным. Просило признать недействительными пункты 2, 6, 8 и 9 предписания от 17.05.2017 . В дальнейшем, административный истец представил дополнения к административному исковому заявлению.

Одновременно с административным исковым заявлением АО «Газпром газораспределение Вологда» представило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования предписания. В обоснование которого указало, что оспариваемое предписание содержит информацию о порядке его обжалования в Арбитражном суде Вологодской области. 14.07.2017 Общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об обжаловании предписания. Определением Арбитражного суда Вологодской области от 02.10.2017 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора. В связи с введением Общества в заблуждение относительно порядка обжалования выданного предписания и значительным сроком рассмотрения дела Арбитражным судом Вологодской области, Обществом пропущен установленный законом срок для обжалования предписания в порядке административного судопроизводства.

Протокольным определением суда от 24.10.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент труда и занятости населения Вологодской области.

Протокольным определением суда от 16.11.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Пензина Н.Н.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мухин А.С. административные исковые требования, ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска в суд поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Долганова А.Н. административные исковые требования не признала в полном объеме, в удовлетворении требований просила отказать, представила письменный отзыв, в котором ссылалась на законность и обоснованность оспариваемых пунктов предписания. Не возражала против восстановления срока для подачи административного иска.

Представитель заинтересованного лица Департамента труда и занятости населения Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представил письменные пояснения по делу, указав, что АО «Газпром газораспределение Вологда» приказом от 22.08.2017 в счет квоты для приема на работу инвалидов выделило 12 рабочих мест, приказом от 27.04.2017 – 4 рабочих места создало специальными рабочими местами. На квотируемых рабочих местах трудоустроено 11 граждан, имеющих инвалидность, в том числе на 4 специальных рабочих местах. На одно рабочее место заявлена вакансия в органы службы занятости. Организация Департаментом не проверялась, в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год не включено.

В судебное заседание заинтересованное лицо специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Пензина Н.Н. не явилась, извещена надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришел к следующему.

Из статей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.

В соответствии со статьей 368 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области в период с 02.05.2017 по 17.05.2017 в отношении АО «Газпром газораспределение Вологда» проведена выездная плановая проверка, при проведении которой выявлены нарушения требований санитарного законодательства, отраженные в акте проверки от 17.05.2017 . По результатам проведения проверки Обществу выдано предписание от 17.05.2017 , срок устранения нарушений санитарного законодательства установлен до 10.06.2018.

В частности в пункте 2 оспариваемого предписания Обществу необходимо устранить нарушения требований ч.2 ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.5.1, 3.6, 4.2 СП 2.2.9.2510-09, а именно: обеспечить выполнение требований к трудоустройству инвалидов (Бабаевская РЭС, Череповецкая РЭС, Вологодский автотранспортный участок) в соответствии с санитарными правилами.

В пункте 6 предписания необходимо устранить нарушения требований ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.3, 3.8 СП 1.1.1058-01, пунктов 4.1.1, 5.1, 5.3 СанПиН 2.1.6.1032-01, а именно: в программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Общества включить раздел, предусматривающий контроль за содержанием в атмосферном воздухе загрязняющих веществ в зоне выбросов объектов, за качеством горячей воды, в разделе контроль за состоянием воздуха рабочей зоны и физических факторов производственной среды указать конкретные точки контроля, контролируемые показатели с учетом специфики рабочих мест, количество проб, указать перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В пунктах 8 и 9 предписания Обществу необходимо устранить нарушения требований ч.2 ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 10.23 СП 2.2.2.1327-03, а именно: обеспечить проведение гигиенической оценки показателей напряженности трудового процесса на рабочих местах (за исключением рабочих мест водителей) Шекснинской РЭС, Череповецкой РЭС, Чагодощенской РЕУ, Бабаевской РЭС, Кадуйской РЕУ) в соответствии с требованиями действующих нормативов – раздела 6 Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса факторов среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»; обеспечить проведение гигиенической оценки показателей тяжести трудового процесса на рабочих местах начальника участка, заместителя начальника участка, начальника службы, инженера 2 категории, техника 1 и 2 категории, старшего мастера, мастера, слесаря, слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 3 разряда, диспетчера в соответствии с требованиями действующих нормативов – раздела 6 Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса факторов среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Шекснинская РЭС, Череповецкая РЭС, Чагодощенский РЭУ, Бабаевская РЭС, Кадуйский РЭУ).

Предписание получено представителем Общества 17.05.2017.

Данное предписание содержит указания на срок и порядок его обжалования – в течение трех месяцев со дня получения предписания в Арбитражный суд Вологодской области.

Не согласившись с вышеприведенными пунктами предписания, АО «Газпром газораспределение Вологда» 14.07.2017 обратилось в Арбитражный суд Вологодской области о признании частично недействительным предписания. 17.07.2017 заявление было принято к производству суда, 17.08.2017 назначено судебное заседание.

02.10.2017 определением Арбитражного суда Вологодской области производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора.

С настоящим административным иском в порядке административного судопроизводства Общество обратилось в Вологодский городской суд Вологодской области 03.10.2017, то есть с пропуском срока, установленного ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вместе с тем, в связи с изложенными обстоятельствами и представлением доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока, установленного вышеприведенной нормой закона, суд полагает возможность восстановить Обществу срок для подачи административного иска в суд.

Далее, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов регламентированы санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 30 от 18.05.2009 и введенными в действие с 15.08.2009, то есть являющимися действующими в полном объеме.

Настоящие Правила определяют обязательные гигиенические требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам работающих инвалидов в целях охраны их здоровья.

Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 распространяются на все отрасли экономической деятельности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд инвалидов.

Положения ст. 224 Трудового кодекса Российской Федерации обязывают работодателя в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам.

Согласно пунктам 3.5.1., 3.6, 4.2 СП 2.2.9.2510-09 работодатель обеспечивает:

- создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством, общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов.

При трудоустройстве инвалидов обеспечивается соответствие требований характера и условий труда функциональным возможностям организма, квалификации, степени сохранности профессиональных навыков. Предпочтительно сохранять профессию при облегченном режиме труда. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, а именно:

- физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);

- химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);

- биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);

- физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;

- нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).

Ограничения на привлечение инвалидов к определенным видам работ также установлены в вышеуказанных СП.

В п.4.2 СП 2.2.9.2510-09 перечислены условия труда противопоказанные для трудоустройства инвалидов.

Пунктом 4.3 указанных СП установлено, что условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.

На основании представленной АО «Газпром газораспределение Вологда» информации, в Обществе работают 11 инвалидов.

Согласно п.13 распоряжения о проведении плановой выездной проверки заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Вологодской области ФИО1 от 21.04..2017 , в перечне документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, запрашивалась информация о трудоустройстве инвалидов в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы.

В ходе проверки установлено, что, в нарушение п. 4.2. СП 2.2.9.2510-09 юридическое лицо трудоустроило инвалидов на рабочие места, условия труда на которых характеризуются наличием вредных производственных факторов.

Так, ФИО2 трудоустроен слесарем по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 4 разряда Бабаевской РЭС; ФИО3 трудоустроен слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования 5 разряда Бабаевской РЭС; ФИО4 трудоустроен слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования 5 разряда Череповецкой РЭС; ФИО5 трудоустроен слесарем по эксплуатации и ремонту автомобилей 5 разряда Вологодского автотранспортного участка, условия труда на рабочих местах вредные - 2 степень 3 класс.

Как следствие, нарушаются нормы Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ в части не осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил.

Также обязанность по созданию специальных рабочих мест для инвалидов прямо закреплена требованиями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и отсутствие такой возможности со стороны работодателя не освобождает последнего от проведения работы в целях обеспечения прав инвалидов на гарантированные им условия труда. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

На момент трудоустройства вышеуказанные работники имели инвалидность. Отсутствие по результатам медицинских заключений противопоказаний к работе не лишает их прав на особые условия труда, установленные законодательством о защите труда инвалидов.

С учетом изложенного, работодатель не вправе предлагать работу инвалидам, связанную с вредными производственными факторами, превышающими гигиенические нормативы. Поскольку работнику установлена инвалидность, а условия труда на его рабочем месте признаны вредными, необходим перевод его на другую работу, с оптимальными или допустимыми условиями, труда.

В соответствии с требованиями пункта 3.5.1 СП 2.2.9.2510-09 работодатель обеспечивает создание необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Требованиями пункта 3.4 СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» определение соответствия условий труда лиц со сниженной трудоспособностью (инвалидов) действующему санитарному законодательству осуществляется организациями и учреждениями Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Оценка условий труда с учетом комбинированного действия факторов проводится на основании фактически измеренных факторов рабочей среды и трудового процесса.

При рассмотрении представленных документов было выявлено, что, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида бухгалтеру ФИО6 противопоказан труд, который связан с тяжестью трудового процесса, а именно: труд с выраженной нагрузкой на правую руку; диспетчеру ФИО7 показан труд с удобной рабочей позой.

С целью оценки соответствия условий труда у АО «Газпром газораспределение Вологда» были запрошены протоколы оценки тяжести трудового процесса. В связи с тем, что протоколы представлены не были, оценить соответствие условий труда на предоставленных рабочих местах заключению медико-социальной экспертизы, индивидуальной программе реабилитации не представилось возможным.

Таким образом, факт нарушения Обществом ч.2 ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.п.3.5.1, 3.6, 4.2 СП 2.2.9.2510-09 нашел свое подтверждение.

Согласно статье 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Раздел 3 СП 1.1.1058-01 определяет требования к Программе (плану) производственного контроля (далее - Программа). Программа составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:

- п. 3.3. перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний). Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, и определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно-эпидемиологической оценки.

- п. 3.8. перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

На основании п. 5.1, 5.3 СанПнН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;

- обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;

- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;

- получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);

- обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;

- информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы обо всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;

- выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.

Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.

В ходе проведения проверки Обществом представлена программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, разработанная и утвержденная генеральным директором АО «Газпром газораспределение Вологда» 02.02.2017. В разделе 7 программы «Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний)» отсутствует информация по контролю за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объектов с указанием наименования загрязняющих веществ, контрольных точек и периодичности отбора проб.

Разделом 3 СП 1.1.1058-01 определены требования к программе (плану) производственного контроля. Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, и определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно- эпидемиологической оценки.

В соответствии с п. 5.3. СанПиН 2.1.6.1032-01 размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.

Согласно санитарно-эпидемиологическим заключениям от 25.11.2014 и от 03.06.2015 на проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) рекомендована периодичность контроля за качеством атмосферного воздуха в контрольных точках не реже 1 раза в год.

В ходе проверки Обществом представлены копии планов-графиков контроля за концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на контрольных постах из проекта ПДВ, а не план-график контроля, разработанный и утвержденный предприятием 25.01.2017.

В соответствии с представленными планами-графиками контроля нормативов ПДВ на контрольных постах из проекта ПДВ периодичность контроля определяется предприятием, не реже 1 раза в 5 лет. На момент проверки контроль за концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе предприятие проводит в соответствии с планами-графиками из проекта ПДВ с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет.

Таким образом, пунктом 6 предписания Обществу обоснованно предписано определить единую периодичность контроля нормативов ПДВ на контрольных постах в соответствии с рекомендуемой санитарно- эпидемиологическими заключениями периодичностью (не реже 1 раза в год) или с периодичностью планов-графиков контроля, включенных в проект ПДВ (не реже одного раза в 5 лет) и включить данный раздел в программу производственного контроля или сделать ссылку в программе на прилагаемый к программе план-график контроля, разработанный и утвержденный руководителем предприятия.

На момент проверки периодичность контроля нормативов ПДВ на контрольных постах предприятием не определена.

Согласно п.10.23 СП 2.2.2.1327-03 технологические процессы не должны вызывать утомление и перенапряжение физиологических функций организма работающих. Показатели тяжести и напряженности трудового процесса при выполнении производственных операций должны находиться в пределах оптимальных и допустимых величин и соответствовать требованиям действующих нормативов по оценке и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Специальная оценка условий труда осуществляется с соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда (Разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (письмо Роспотребнадзора от 02.02.2015 № 01/951-15-31 «Об оценке условий труда»).

Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005, применяют с целью:

- контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам;

- установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности и др.

Таким образом, с целью контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам, а также приоритетности проведения профилактических мероприятий применяется Руководство Р 2.2.2006-05.

В приложении 3 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» указана ссылка именно на гигиенические нормативы из Руководства Р 2.2.2006-05. Информация по проведению гигиенической оценки показателей тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 не представлена, как следствие не представилось возможным на момент проведения проверки определить соответствие показателей приложению 3 СП 2.2.2.1327- 03.

Факт нарушения со стороны АО «Газпром газораспределение Вологда» приведенных выше требований санитарно-эпидемиологического законодательства подтверждается актом проверки от 17.05.2017 .

Кроме этого суд принимает во внимание, что фактические обстоятельства административным истцом не оспаривались, но им давалась иная правовая оценка.

В соответствии с ч. 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 №764, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарных правил.

В соответствии с п. 70 Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 года № 764 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» предписание об устранении выявленных нарушений выдается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, лицу, подлежащему проверке, с указанием сроков устранения таких нарушений.

Таким образом, действия Управления по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований соответствуют законодательству Российской Федерации, произведены в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, Административным регламентом.

При таких обстоятельствах, совокупность необходимых условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения требования о признании пунктов предписания незаконными в рассматриваемом случае отсутствует, оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

восстановить акционерному обществу «Газпром газораспределение Вологда» срок для подачи административного искового заявления в суд.

Административное исковое заявление акционерного общества «Газпром газораспределение Вологда» оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.М.Леонова

Мотивированное решение изготовлено 08.12.2017.