Дело № 2а-10072/2023
УИД 35RS0010-01-2023-010807-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гарыкиной О.А.,
при секретаре Ивановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волковой Н. Е. к Департаменту градостроительства Администрации города Вологды, Администрации города Вологды о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
Волкова Н.Е. обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что обратилась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением о выдаче решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1044 кв.м. расположенном по адресу: <адрес>. К данному заявлению необходимо приложить копию паспорта. Копия паспорта была направлена на электронную почту административного ответчика 08.08.2023 с пометкой «к заявлению Волковой Н.Е.» Таким образом отказ Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 22.08.2023 считает незаконным и необоснованным.
Просит суд признать незаконным и отменить решение Департамента градостроительства Администрации города Вологды об отказе в размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1044 кв.м. расположенном по адресу: <адрес> и обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Протокольным определением суда от 18.09.2023 к участию в деле в качестве административного ответчик привлечена Администрация города Вологды.
В судебное заседание административный истец Волкова Н.Е. не явилась, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, направила в суд представителя.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Флегонтова О.П. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что истец оспаривает решение в полном объеме, не согласна со всеми основаниями, указанными в обжалуемом отказе Департамента градостроительства Администрации г. Вологды от 22.08.2023. Поддержала доводы, изложенные в дополнительных письменных пояснениях.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Вологды по доверенности Егорова К.А. административные исковые требования не признала, просила отказать в полном объеме. Подержала доводы, изложенные в возражениях и в дополнительных возражениях. Пояснила, что не предоставление копии паспорта заявителем по административному регламенту является основанием для отказа в принятии документов, но заявление было зарегистрировано, в связи с чем не рассмотреть обращение не было возможности. Заявление Волковой Н.Е. о выдаче решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута поступило в Департамент градостроительства Администрации города Вологды 10.08.2023 и зарегистрировано за №. Копия паспорта Волковой Н.Е, направлена 08.08.2023 на электронную почту Департамента градостроительства Администрации города Вологды с нарушением требований подписания документов, направляемых в электронном виде.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, входящих в состав главы 22 Кодекса, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Предусмотренная законом совокупность условий, необходимая для удовлетворения требований, по делу имеется.
Как следует из материалов дела, 28.07.2023 Волкова Н.Е. обратилась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением о выдаче решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитута на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 1 044 кв.м. расположенном по адресу: <адрес>.
22.08.2023 Департаментом градостроительства Администрации города Вологды было вынесено решение об отказе в размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещения которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитутов» абзац 2, абзац 6 пункта 9 Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов (за исключением объектов, указанных в пунктах 19, 23-25 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300) на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утверждённых постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2015 №1208 (отсутствует информация, обосновывающая размещение объекта в границах земельного участка (абзац 6 пункта 4 Порядка), к заявлению не приложена копия документа, удостоверяющая личность заявителя (абзац 2 пункта 5 Порядка), на земельном участке, в отношении которого испрашивается решение о размещении объекта, предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта в соответсвии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственности на которые не разграничена (абзац 6 пункта 9 Порядка).
Полагая, что указанное выше решение вынесено незаконно и необоснованно, административный истец обратилась в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 2 10-ФЗ исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Администрации города Вологды от 28.10.2010 N 5755 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг" (с последующими изменениями), на основании статей 27, 44 Устава городского округа города Вологды постановлением Администрации г. Вологды от 07.03.2017 № 224 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории городского округа города Вологды, без предоставления земельных участков и установления сервитута (далее – Регламент).
Пунктом 2.7 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
1) непредставление заявителем документа, удостоверяющего его личность;
2) непредставление представителем заявителя документа, удостоверяющего личность и (или) полномочия;
3) поступившее заявление и прилагаемые документы не соответствуют требованиям подпунктов 2.6.4, 2.6.5 настоящего административного регламента;
4) выявление несоблюдения установленных статьей 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (с последующими изменениями) условий признания действительности квалифицированной электронной подписи (в случае направления заявления и прилагаемых документов в электронной форме).
Как следует из пункта 3.3.2. специалист Уполномоченного органа, ответственный за прием и регистрацию документов, в день поступления заявления и прилагаемых документов (при поступлении в электронном виде в нерабочее время - в ближайший рабочий день, следующий за днем поступления указанных документов):
проверяет заявление и прилагаемые документы на наличие оснований для отказа в приеме документов, предусмотренных пунктом 2.7 настоящего административного регламента. В случае отсутствия оснований для отказа в приеме документов осуществляет регистрацию заявления и прилагаемых документов в электронном Журнале регистрации заявлений;
в случае личного обращения заявителя в Уполномоченный орган выдает расписку в получении представленных документов с указанием их перечня (в случае представления документов через МФЦ расписка выдается МФЦ).
В случае направления заявления о предоставлении муниципальной услуги в электронном виде установление личности заявителя может осуществляться посредством идентификации и аутентификации с использованием информационных технологий, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с последующими изменениями).
При предоставлении муниципальной услуги в электронной форме идентификация и аутентификация могут осуществляться в соответствии с частью 11 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с последующими изменениями).
Результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) решение о размещении объекта; 2) решение об отказе в размещении объекта; 3) решение о прекращении действия решения о размещении объекта (пункт 2.3 Регламента).
Как следует из пункта 3.4 Регламента, в решении об отказе в размещении объекта указываются мотивированные основания для отказа.
Пунктом 2.10 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в выдаче решения:
1) непредставление определенных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 настоящего административного регламента документов;
2) в заявлении указаны объекты, не отнесенные к видам объектов, предусмотренных Перечнем видов объектов, в том числе к объектам, для размещения которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2012 N 348 "Об утверждении перечня случаев, когда разрешение на строительство не требуется";
3) земельный участок, на котором предполагается размещение объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу; утверждены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проект межевания территории, границы которых полностью или частично совпадают со схемой границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории; объявлен аукцион (опубликовано извещение о предоставлении земельного участка) или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка;
4) земельный участок, в отношении которого испрашивается решение о размещении объекта, включен в перечень земельных участков для предоставления гражданам в соответствии с законом Вологодской области от 08.04.2015 N 3627-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области" (с последующими изменениями);
5) на землях или земельном участке, в отношении которых испрашивается решение о размещении объекта, предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности;
6) на землях или земельном участке, в отношении которых испрашивается решение о размещении объекта, предусмотрено размещение рекламной конструкции в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности;
7) имеется ранее выданное решение о размещении объекта и схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории полностью или частично совпадает с ранее выданным решением;
8) размещение объектов не соответствует требованиям муниципальных правовых актов;
9) размещение площадок для размещения строительной техники и строительных грузов за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, не предусмотрено проектом организации строительства.
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что в Административном регламенте приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и установив, что в спорной ситуации административным ответчиком принято решение об отказе в размещении объектов, в том числе в связи с отсутствием среди представленных заявителем для получения муниципальной услуги документа, удостоверяющего личность, что не может являться основанием для отказа в размещении объектов, а наделяет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления обязанностью отказать в приеме документов, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным и отмене оспариваемого решения.
В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым возложить обязанность на Департамент градостроительства Администрации г. Вологды в установленный действующим законодательством срок совершить действия по рассмотрению заявления Волковой Н.Е. о выдаче решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
На основании изложенного выше суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 295-298 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Волковой Н. Е. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 22.08.2023 № об отказе Волковой Н. Е. в размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Возложить обязанность на Департамент градостроительства Администрации города Вологды в установленный действующим законодательством срок совершить действия по рассмотрению заявления Волковой Н. Е. о выдаче решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 27 октября 2023 года.
Судья О.А. Гарыкина