ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1007/19 от 24.09.2019 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2019 г.

Дело № 2а-1007/2019

83RS0001-01-2019-001345-95

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 24 сентября 2019 г.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при секретаре Лентьевой Л.Н.,

с участием представителя административного истца Королева Ю.В.,

представителя административного ответчика Кузьминой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Администрации Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее – Благотворительные уроки финансовой грамотности) обратилось в суд с административным иском к Администрации Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным.

Требования мотивирует тем, что в целях исполнения пунктов 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета, Перечнем мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017-2021 годы, Планом мероприятий («дорожная карта») Банка России и Министерства Финансов Российской Федерации по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы и Планом мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в адрес административного ответчика было направлено два обращения о просветительской добровольческой деятельности на благотворительной платформе УРФИНГРАМ. В ответ на обращения Администрацией Ненецкого автономного округа дан ответ, в соответствии с которым отказано в межсекторном взаимодействии, предусмотренном поручением Президента и распоряжением Правительства Российской Федерации. Указанный отказ не дает общественной организации исполнить поручение Президента Российской Федерации и предложить помощь в предупреждении оказания финансовых и иных услуг надлежащего качества недобросовестными участниками финансового и юридического рынков, нарушают права неопределенного круга лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение благотворительной помощи и защиты их имущества от возможных незаконных посягательств.

Просит признать незаконным бездействие Администрации Ненецкого автономного округа в межсекторном взаимодействии, предусмотренном поручением Президента Российской Федерации и распоряжением Правительства Российской Федерации.

Представитель административного истца Королев Ю.В. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, пояснив, что бездействие административного ответчика заключается в не направлении информации в подведомственные учреждения.

Представитель административного ответчика Кузьмина Д.Д. в судебном заседании с требованиями не согласилась, указав, что нарушений прав административного истца допущено не было. Письмо административного истца было направлено в подведомственные органы власти, однако в связи с тем, что заинтересованность таких ведомств отсутствовала, Благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности» дан соответствующий ответ. При этом, административный истец в обращениях указал на необходимость дать ответ в случае заинтересованности в программе. Кроме того, действующими нормами права на Администрацию Ненецкого автономного округа обязанность по обязательному сотрудничеству с общественными организациями не возложена.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено, оспариваемые действия (бездействие) оформлены письмом от 30.08.2019, в связи с чем срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.

Судом установлено, что 23 марта 2019 г. административным истцом в адрес Губернатора Ненецкого автономного округа направлены письма с информацией о просветительской добровольческой деятельности на благотворительной платформе УРФИНГРАМ, благотворительной программе. Также в письмах содержится просьба проинформировать подведомственные учреждения об указанной деятельности и в случае заинтересованности направить официальный ответ.

Письмом Администрации Ненецкого автономного округа от 30.08.2019 Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» проинформировано об отсутствии заинтересованности образовательных и иных учреждений региона в участии в деятельности благотворительной просветительской платформы УРФИНГРАМ. Также указано на нецелесообразность заключения соглашения о сотрудничестве с организацией.

В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ст.227 КАС РФ).

Пунктом «ж» части 1 ст.1 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства).

Пунктом 2 статьи 37 Устава Ненецкого автономного округа предусмотрено, что администрация округа разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Из содержания указанных норм права следует, что Администрация Ненецкого автономного округа самостоятельно реализует предоставленные ей полномочия, в том числе, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству с общественными организациями, реализации социально ориентированных программ.

Обязанность по взаимодействию с юридическими лицами, при реализации своих полномочий, действующими нормами права на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не возложена.

Вопреки доводам административного истца пунктами 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета, Перечнем мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017-2021 годы, Планом мероприятий («дорожная карта») Банка России и Министерства Финансов Российской Федерации по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы и Планом мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года такая обязанность на административного ответчика не возлагается. Указанные акты носят рекомендательных характер и нормой права не являются.

При этом, как указано выше, в рамках исполнения указанных поручений Администрация Ненецкого автономного округа вправе самостоятельно определять порядок их реализации.

Ссылка административного истца на не доведение до подведомственных организаций информации, содержащейся в письмах, является несостоятельной, противоречащей материалам дела.

Из ответа Администрации Ненецкого автономного округа от 30.08.2019 следует, что указанная информация была доведена до подведомственных образовательных и иных учреждений, однако заинтересованность таких учреждений в сотрудничестве отсутствует.

Также факт доведения информации до учреждений и органов Ненецкого автономного округа подтверждается письмами Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения, Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа.

Вопреки доводам административного истца, судом нарушения прав Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», а равно неопределенного круга лиц не установлено. Административный истец вправе самостоятельно обратиться в учреждения округа с указанной информацией и предложением о сотрудничестве.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».

Руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Администрации Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись В.В.Распопин