ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1007/20 от 25.11.2020 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело 2а-1007/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года город Усть-Джегута.

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе:

председательствующего судьи – Джазаевой Ф.А.,

при секретаре судебного заседания – Закриевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Усть-Джегутинского районного суда КЧР административное дело по административному исковому заявлению администрации Усть-Джегутинского городского поселения к судебному приставу-исполнителю Усть-Джегутинского РОСП УФССП по КЧР ФИО1, приставу-исполнителю Усть-Джегутинского РОСП УФССП по КЧР ФИО2, УФССП по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными и отмене постановления от (дата обезличена). о возбуждении исполнительного производства (номер обезличен)-ИП, от (дата обезличена). о взыскании исполнительского сбора и освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Усть-Джегутинского городского поселения обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Усть-Джегутинского РОСП УФССП по КЧР ФИО1, приставу-исполнителю Усть-Джегутинского РОСП УФССП по КЧР ФИО2, УФССП по Карачаево-Черкесской Республике, в котором, с учётом уточнений к административному иску, просил:

- признать незаконным и отменить постановление судебного пристава- исполнителя Усть-Джегутинского районного отдела судебных приставов УФССП по КЧР ФИО1 от (дата обезличена) о возбуждении исполнительного производства №(номер обезличен)-ИП;

- признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Усть-Джегутинского районного отдела судебных приставов УФССП по КЧР ФИО2 от (дата обезличена) о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 рублей.

- освободить администрацию Усть-Джегутинского городского поселения от взыскания исполнительского сбора.

Административный истец в обоснование своих требований указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя Усть-Джегутинского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по КЧР ФИО1 от (дата обезличена) возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП. (Постановление получено (дата обезличена)). Судебным приставом-исполнителем Усть-Джегутинского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по КЧР ФИО2, (дата обезличена), вынесено постановление о взыскании с администрации Усть-Джегутинского городского поселения исполнительского сбора, в размере 10 000 рублей. (Постановление получено (дата обезличена)). Считает, что вышеуказанные постановления вынесены с нарушением норм права и подлежат признанию незаконными и отмене по следующим основаниям. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса. Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств. При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом от 2 октября 2007 года N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), не используется, кроме случаев, установленных Кодексом. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве. Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 БК РФ. Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путём предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24,1 БК РФ (далее - орган, исполняющий судебные акты): финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства. Указанные доводы согласуются с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Кроме того, ст.242.6 Бюджетного кодекса РФ определен механизм исполнения решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Частью 1 ст.242.6 БК РФ законодателем закреплено, что решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета. Указанные нормы согласуются с частью 2 статьи 239 Кодекса, согласно которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. В связи с вышеизложенным, полагает, что постановление о возбуждении исполнительного производства, а также постановление о взыскании исполнительского сбора вынесены незаконно, подлежат признанию незаконными и отмене.

Представитель административного истца администрации Усть-Джегутинского городского поселения, будучи надлежащим образом извещённым, о слушании дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении, поступившем до начала судебного разбирательства, просил удовлетворить требования, изложенные в административном исковом заявлении, и рассмотреть дело в его отсутствие.

Административные ответчики судебные приставы-исполнители ОСП по ФИО3 району ФИО1 и ФИО2, представитель УФССП по КЧР, а также заинтересованные лица представители МИ ФСН России №1 по КЧР, МИ ФНС России №3 по КЧР о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не уведомили.

В соответствии с ч.1 ст.140 КАС РФ судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, административных ответчиков, и заинтересованных лиц, присутствие которых в судебном заседании не признавалось судом обязательным.

Суд, изучив материалы административного дела и исполнительного производства, приходит к следующему.

На основании ст.46 Конституции Российской Федерации, главы 22 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно Федеральному закону от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объёма требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, соответствующего требованиям ст.13 Федерального закона и предъявленного к исполнению в пределах срока, установленного ст.21 Федерального закона, посредством вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, после чего совершает предусмотренные названным Федеральным законом действия и применяет меры принудительного исполнения, необходимые для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.

В силу ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, которые перечислены в указанной статье.

Согласно ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Сотрудник органов принудительного исполнения обязан не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну. Сотрудник органов принудительного исполнения обязан не допускать совершение исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

На основании п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации; осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Положения ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ корреспондируются с положениями ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ, содержащими перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в целях своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительных документов.

Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Специальный срок на обжалование действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлен статьей 122 Закона N229-ФЗ, согласно которой жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

В соответствии со ст.ст. 2 и 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, а одним из его принципов - своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

Судом установлено, что постановлением от (дата обезличена) судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по ФИО3 району ФИО1, на основании исполнительного документа (номер обезличен) от (дата обезличена). выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Карачаево-Черкесской Республике по делу (номер обезличен) от (дата обезличена)., возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП в отношении администрации Усть-Джегутинского городского поселения (Предмет исполнения: Произвести взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества в пределах сумм, указанных: в требовании об уплате налогов, сбора, пени, штрафа (уточненном требовании об уплате пеней и штрафов); в требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налогов на добровольную стоимость и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии ст.46 Налогового кодекса РФ, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, неперечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) в размере: 68 140,13руб. Оспариваемое постановление получено должником (административным истцом) (дата обезличена), что подтверждается карточкой входящей корреспонденции за (номер обезличен).

Согласно постановлению от (дата обезличена) судебного пристава-исполнителя Усть-Джегутинского районного отделения судебных приставов о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера (исполнительное производство (номер обезличен)-ИП в отношении администрации Усть-Джегутинского городского поселения), следует, что по состоянию на (дата обезличена) задолженность по сводному исполнительному производству составляет 4 389,13 руб. Исполнительный документ должником администрацией Усть-Джегутинского городского поселения в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 руб. с должника - гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 руб., с должника - организации – 50 000 руб. На основании изложенного, с должника администрации Усть-Джегутинского городского поселения постановлено взыскать исполнительский сбор в размере 10 000 рублей. Оспариваемое постановление получено должником (административным истцом) (дата обезличена), что подтверждается карточкой входящей корреспонденции за (номер обезличен).

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России №1 по КЧР, в возражениях на требования административного истца, указал, что Межрайонной ИФНС России №1 по КЧР направлено решение (номер обезличен) от (дата обезличена). о взыскании задолженности с лицевых счетов Администрации Усть-Джегутинского городского поселения в электронном виде в УФК по КЧР. Если решение не исполняется в течение трех месяцев со дня поступления в территориальный орган Федерального казначейства, тот должен уведомить об этом налоговый орган. Тогда налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет имущества бюджетной организации в порядке, предусмотренном ст.47 НК РФ (п.7 ст.46 НК РФ, п.7 ст.242.6 БК РФ) Согласно Временному регламенту взаимодействия отдела по взысканию задолженности МИФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике и Межрайонных ИФНС России по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Временный регламент), принятому во исполнение письма ФНС России от 19.01.2017 № ГД-4-8/691@ «О централизации отдельных функций по работе с задолженностью» вынесение постановлений о взыскании задолженности за счет имущества должников и их направление в ОСП в электронном виде, контроль за отправкой постановлений, их получением ОСП, получением протоколов и входящей корреспонденции из ОСП возлагается на спецотдел, созданный в Межрайонной ИФНС России №3 по КЧР. На основании вышеизложенных положений Временного регламента, отделом по взысканию задолженности Межрайонной ИФНС России №3 вынесено и направлено в Усть-Джегутинской районный отдел судебных приставов УФССП по КЧР постановление о взыскании задолженности за счёт имущества. Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что Межрайонной ИФНС России №1 по КЧР предприняты предусмотренные Налоговым кодексом РФ меры по принудительному взысканию задолженности в отношении должника. Согласно Временному регламенту судебные дела, касающиеся оспаривания решений, принятых в порядке статьи 47 Кодекса, сопровождаются МИФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике.

В силу ст.239 Бюджетного Кодекса РФ, иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.242.6 Бюджетного Кодекса РФ, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа (п.2 ст.242.6 Бюджетного Кодекса РФ).

В силу п.3 ст.242.6 Бюджетного Кодекса РФ, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При неисполнении должником требований, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов (п.4 ст.242 БК РФ).

В соответствии с п.5 ст.242.6 Бюджетного Кодекса РФ Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (п.7 ст. 242 БК РФ).

В соответствии с п.3.1. ст.46 НК РФ, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации. Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента). При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.

В соответствии ч.8 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В силу пункта 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве, Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено что, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса. Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств. При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), не используется, кроме случаев, установленных Кодексом. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.

Доводы административного истца о том, что постановление судебного пристава – исполнителя Усть-Джегутинского районного отдела судебных приставов УФССП по КЧР ФИО1 от (дата обезличена) о возбуждении исполнительного производства (номер обезличен)-ИП в отношении должника администрации Усть-Джегутинского городского поселения, незаконно, суд находит обоснованными. Однако в суд представитель административного истца обратился только (дата обезличена), то есть, требования о признании незаконным постановление судебного пристава-исполнителя заявлены за пределами десятидневного срока.

В административном иске не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока на подачу данного иска, в части оспаривания постановления о возбуждении исполнительного производства (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена).

Тем не менее, суд полагает, что необходимо признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Усть-Джегутинского районного отдела судебных приставов УФССП по КЧР ФИО2 от (дата обезличена) о взыскании с администрации Усть-Джегутинского городского поселения исполнительского сбора в размере 10 000 руб., поскольку оно принято судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП, незаконно возбужденного (дата обезличена). На основании изложенного, суд считает, что требования административного истца в части – «освободить администрацию Усть-Джегутинского городского поселения от взыскания исполнительского сбора» не подлежит удовлетворению, поскольку отмена обжалуемого постановления само по себе освобождает от взыскания исполнительского сбора.

Вынесенные постановления и действия по исполнению исполнительного производства противоречат законодательству Российской Федерации и не соответствуют требованиям Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с исковыми требованиями в части признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Усть-Джегутинского РОСП УФССП по КЧР ФИО1 от (дата обезличена). о возбуждении исполнительного производства (номер обезличен)-ИП, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии, с ч.5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок, в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано, только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление администрации Усть-Джегутинского городского поселения, в части требований признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Усть-Джегутинского РОСП УФССП по КЧР ФИО1 от (дата обезличена). о возбуждении исполнительного производства (номер обезличен)-ИП, подано с нарушением срока на подачу административного искового заявления в суд за защитой своих интересов без уважительности причин для восстановления пропущенного срока, и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования администрации Усть-Джегутинского городского поселения к судебному приставу-исполнителю Усть-Джегутинского РОСП УФССП по КЧР ФИО1, приставу-исполнителю Усть-Джегутинского РОСП УФССП по КЧР ФИО2, ФИО3 районному ОСП УФССП по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными и отмены постановления от (дата обезличена). о возбуждении исполнительного производства (номер обезличен)-ИП, от (дата обезличена). о взыскании исполнительского сбора и освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Усть-Джегутинского РОСП УФССП по КЧР ФИО2 от (дата обезличена) о взыскании с администрации Усть-Джегутинского городского поселения исполнительского сбора в размере 10 000 руб., принятое в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП, возбужденного (дата обезличена).

В остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть после 04 декабря 2020 года.

Мотивированное решение составлено 04 декабря 2020 года

Председательствующий – судья подпись Ф.А. Джазаева

Административное дело 2а-1007/2020