ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1008/18 от 12.08.2019 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-1008/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2019 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Костевской И.Д.,

при секретаре Красновой М.С.,

с участием: представителя административного истца адвоката Сазонова Д.М., предоставившего удостоверение № 27/1025 и доверенность от 14.09.2018, представителя административного ответчика Орловой А.Н., действующей на основании доверенности от 3.09.2018 и документа о высшем профессиональном образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Борисова Алексея Владимировича к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, от 13.05.2019 №2370, возложении обязанности рассмотреть вопрос о принятии на указанный учет,

установил :

Борисов А.В. обратился в суд с административным иском к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании незаконным отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, от 13.05.2019 №2370, возложении обязанности рассмотреть вопрос о принятии на указанный учет. В обоснование иска указал, что решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от 13.05.2019 №2370 ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Данное решение административный ответчик мотивировал ссылкой на п.14 статьи 15Федерального закона «О статусе военнослужащих» и доводами о том, что Борисов А.В. не сдал предоставленное ему ранее жилое помещение от Министерства обороны РФ, распорядившись им по своему усмотрению, якобы намеренно оставив его бывшим членам своей семьи. С указанным решением административный истец не согласен. В период прохождения военной службы Борисову А.В. на основании договора найма от 29.12.2008 на состав семьи 4 человека была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>. В ноябре-декабре 2009 года Борисов А.В. был переведен на новое место военной службы в <адрес>, где никакого жилья он не получил, в связи с чем его супруга и несовершеннолетние дети оставались проживать в Переяславке-2. В январе 2010 года Борисов А.В. был опять переведен к новому месту военной службы в <адрес>, где также Министерство обороны РФ никаким жильем его не обеспечило, в связи с чем его супруга и несовершеннолетние дети продолжили проживать в Переяславке-2. В 2012 году Борисов А.В. был снова переведен к новому месту военной службы в г. Хабаровск, где также не был обеспечен служебным жильем, вплоть до своего досрочного увольнения с военной службы по состоянию здоровья приказом командующего 11 армией Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны от 10.05.2018 №104 (п. «б» п.3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). В период прохождения военной службы вдали от дома супруга административного истца инициировала развод, и 20.12.2012 брак был расторгнут в судебном порядке. Бывшая супруга с несовершеннолетними детьми осталась проживать в Переяславке-2, в то время как Борисов А.В. проходил военную службу вдали от дома. Вместе с тем, еще до распада семьи Борисова А.В. Министерство обороны РФ в одностороннем порядке отказалось от всего жилищного фонда Переяславка-2, передав его вместе с жильцами в ведение муниципальной администрации. Решением суда района им. Лазо Хабаровского края от 19.02.2013 иск бывшей супруги административного истца был удовлетворен, и за ней было признано право пользования жилым помещением на основании договора социального найма. 21.11.2013 бывшая супруга административного истца через муниципальную администрацию приватизировала жилье на себя и детей. Таким образом, вопреки мнению ФГКУ «Востокрегионжилье», Борисов А.В. не сделал никаких шагов по намеренному отчуждению из ведома Министерства обороны РФ ранее предоставленного ему в Переясловка-2 служебного жилья, это сделало за него само оборонное ведомство Также Борисов А.В. каким-либо образом не распорядился этим жильем. В настоящее время Борисов А.В. зарегистрирован при воинской части, в собственности жилого помещения не имеет. Помимо этого, как следует из представления на увольнение с военной службы по состоянию здоровья, Борисов А.В. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 14.03.2018, то есть еще до увольнения с военной службы. Полагает, что отказ Борисову А.В. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является надуманным. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными действия ФГКУ «Востокрегионжилье» от 13.05.2019 №2370, связанные с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Борисова А.В., отменить данное решение; обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» повторно вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Борисова А.В. составом семьи 1 человек.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотрение дела без участия административного истца в соответствии со ст.150 КАС РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Сазонов Д.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, просит удовлетворить по вышеприведенным основаниям. Дополнил, что Борисов А.В., имея право на получение жилья, жильем по линии МО РФ обеспечен не был, согласился быть уволенным с военной службы досрочно по состоянию здоровья, при условии, что жилье ему будет предоставлено. В настоящее время проживает в бывшей диспетчерской на брошенном аэродроме, другого жилого помещения для проживания не имеет. Ранее предоставленное ему на семью служебное жилье в <адрес>, ответчик передал в муниципальную собственность, после чего бывшая супруга истца, уже будучи с истцом в разводе, данное жилье приватизировала. Соответственно данное жилье утратившее статус служебного, истец не может возвратить ответчику. Ответчик ошибочно поставил истца в очередь на получение служебного жилья, после чего необоснованно отказал истцу в получении жилья для постоянного проживания по договору соцнайма, фактически лишил его на реализацию законного права на обеспечение данным жильем как уволенного военнослужащего, имеющего соответствующую выслугу лет, дающую право на обеспечение жильем по избранному месту жительства.

В судебном заседании представитель административного ответчика Орлова А.Н. с административным иском не согласилась, просит в его удовлетворении отказать, пояснила, что поскольку истец не сдал в установленном порядке служебное жилье, соответственно, не имел права состоять в списках на получение служебного жилья, о чем сам подал заявление. С заявлением на получение жилья по договору соцнайма обратился после увольнения с военной службы, соответственно, ответчик правомерно отказал ему в том, чтобы признать нуждающимся и поставить на указанный учет. Полагает также, что истец вправе был переоформить служебное жилье на себя.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.ч. 9,11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Борисов А.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно выпискам из приказов командующего 11 армией Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (по личному составу) от 10.05.2018 № 104, командира войсковой части 42838 (по строевой части) от 14.05.2018г. № 78-К, старший прапорщик Борисов А.В. техник группы обслуживания (радиоэлектронного оборудования) инженерно-авиационной службы вертолетной эскадрильи (на Ми-8) 18 бригады армейской авиации 11 армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны ВВО, уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (подп."б" п.3 ст.51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). С 17.06.2018г. исключен из списков личного состава воинской части. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 04 мес. Контракт о прохождении военной службы в ВС РФ сроком на 5 лет по 12.12.2020. Жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам (л.д.17-18).

05.04.2018 Борисов А.В. обратился к начальнику вертолетной эскадрильи (Ми-8) с рапортом об увольнении с военной службы с зачислением в запас в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе на основании п.«б» п.3 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (л.д.12).

Освидетельствован военно-врачебной комиссией 301 ВКГ МО РФ 22.03.2018, признан ограниченно-годным к военной службе, что подтверждается заключением военно-врачебной комиссии №4/72 от 26.03.2018 (л.д.21-22).

12.04.2018 Борисовым А.В. на имя командира вертолетной эскадрильи Ми-8 подан рапорт с просьбой о досрочном увольнении его с зачислением в запас по состоянию здоровья до обеспечения его жильем, признан нуждающимся в получении жилого помещения с 14.03.2018г. Желает получить субсидию на приобретение жилья. С увольнение по состоянию здоровья до получения жилищной субсидии, согласен.

Согласно листу беседы от 12.04.2018 перед увольнением врио. командиром войсковой части 42838 подполковником ФИО5 с Борисовым А.В. проводилась беседа на предмет досрочного увольнения с военной службы по состоянию здоровья, из чего следует, что Борисов А.В. дал свое согласие на увольнение с военной службы по данному основанию. Кроме того, в ходе беседы сообщил, что жилым помещением не обеспечен, жилье снимает и желает уволиться с военной службы до обеспечения жилищной субсидии, с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения (л.д.14).

Как следует из представления, командир войсковой части 42838 ходатайствует перед вышестоящим командованием о досрочном увольнении с военной службы по состоянию здоровья Борисова А.В., который жилой площадью не обеспечен, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 14.03.2018., выразил желание уволиться с военной службы по данному основанию до обеспечения жилым помещением. Жилой площадью по нормам действующего законодательства не обеспечен. Признан нуждающимся в получении жилого помещения 14.03.2018 (л.д.15-16).

Согласно материалам учетного дела Борисова А.В., 07.04.2005г. МО РФ в лице начальника Восточной КЭЧ района и Борисовым А.В. заключен жилищный договор найма служебного жилого помещения № 5, согласно которому Борисову А.В. на состав семьи 3 чел. (в том числе ФИО8 – жена, ФИО6 – сын) предоставлено для проживания жилое помещение по адресу: <адрес>, что также подтверждается списком распределения жилой площади по в/ч 23506 от 22.03.2005

29.12.2008 с Борисовым А.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения № 94 на состав семьи 4 чел. (в т.ч. ФИО8 – жена, ФИО6 – сын, ФИО7 – сын) на предоставление жилого помещения по адресу: <адрес>.

Приказом Министра обороны РФ №2025 от 27.10.2011 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> передан в собственность муниципального образования городское поселение «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района им. Лазо Хабаровского края (л.д.25-28)

20.12.2012 брак между Борисовым А.В. и ФИО8 был прекращен, на основании решения о расторжении брака мирового судьи СУ № 56 района им.Лазо, что подтверждается свидетельством о расторжении брака I-ДВ №7191145 от 25.11.2014 (л.д.67).

Решением суда района им.Лазо Хабаровского края от 19.02.2013г. (вступившим в законную силу 21.03.2013) за ФИО8 признано право пользования жилым помещение, расположенным по адресу: <адрес> (л.д.29-30).

С 29.10.2013 Борисов А.В. имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес> войсковая часть 42838, что подтверждается справкой о регистрации №2219 (л.д.69).

Уведомлением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 14.03.2018 № ВРУЖО-207 Борисов А.В. включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы – <адрес>, составом семьи – 1 чел., с датой включения в список – 02.08.2016, учетная категория «бесквартирный» (л.д.51).

Согласно справке ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» от 09.08.2018г. № 2сх-59312 указано, что в денежном аттестате серии 2018/7791 и послужном списке Борисова А.В. отсутствует запись о выдаче ему субсидии на приобретение (строительство) жилья (л.д.48).

08.08.2018 Борисов А.В. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с избранным местом жительства - г.Хабаровск, формой обеспечения – жилищная субсидия.

Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 06.09.2018 за № 2331, Борисову А.В. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, основание: в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по основанию утраты статуса военнослужащего.

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 27.11.2018, вступившим в законную силу 13.02.2019, указанное решение признано незаконным и отменено.

Во исполнение указанного решения ФГКУ «Востокрегионжилье» повторно рассмотрено заявление Борисова А.В. о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма.

Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» №1370 от 13.05.2019 Борисову А.В. отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (л.д.11).

В письме ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ №27/2/8631 от 13.05.2019 разъяснено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ранее предоставленное Борисову А.В. на период прохождения военной службы, оставлено им бывшим членам семьи, в последствие чего, на данное жилое помещение оформлено право собственности бывшей супругой ФИО8 и сыновьями Борисова А.В. в порядке приватизации. Представленная справка от 04.10.2016 №637, выданная администрацией городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района им. Лазо Хабаровского края не подтверждает освобождение этого жилого помещения, в связи с тем, что указанное жилое помещение находится в собственности у бывшей супруги ФИО8 и сыновей Борисова А.В. Таким образом, как указывает ФГКУ «Востокрегионжилье», Борисов А.В. Добровольно распорядился ранее полученным за счет Министерства обороны РФ жилым помещением, оставив его бывшим членам семьи, сдача которого в установленном порядке не возможна.

Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы (пункт 3 статьи 6).

Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту прохождения военной службы (абзац 2 пункта 1 статьи 15).

Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона.

Между тем, пунктом 14 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).

Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (п. 7 Правил).

Согласно подпункту "ж" пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (п. 9).

Вопросы нуждаемости в предоставлении жилых помещений для военнослужащих, которые подлежат увольнению по состоянию здоровья, решаются не органами местного самоуправления, а специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации.

Что касается жилищной субсидии, то утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).

Согласно п. п. 3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения (42 кв. м на семью из двух человек) при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.

Следовательно, при расчете размера жилищной субсидии учету подлежит принадлежащая военнослужащему и (или) членам его семьи жилая площадь на праве собственности и (или) занимаемая военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем, и в отношении которой не дано обязательство о ее освобождении.

Названные предписания Правил соответствуют положениям ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, реализация военнослужащим своего права на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и невозможность представления им документов об освобождении жилого помещения указывает на то, что повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Такие разъяснения законодательства даны в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". Однако данные положения нормативных правовых актов и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации судами были оставлены без внимания.

Предоставляя определенной Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.

Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

При этом, если военнослужащий распорядился ранее занимаемым жилым помещением, предоставленным ему в связи с военной службой, в том числе и путем отказа от права пользования в пользу членов своей семьи, и не может его сдать в установленном порядке, то он, по общему правилу, не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения Министерством обороны.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 27 Постановления от 29.05.2014 N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В связи с чем, если военнослужащий не сдал ранее полученное от Министерства обороны РФ жилье, то оснований требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма, в порядке, определяемом ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" он не имеет, даже по истечении сроков, предусмотренных ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 28 января 2016 года № 170-О, требования об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные в абз.1 п.14 ст. 15 «О статусе военнослужащих», основаны на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилым помещений.

Как установлено судом, административный истец ранее предоставленное ему с семьей служебное жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, не сдавал, поскольку продолжал службу как военнослужащий по новым местам службы, в том числе <адрес>-2, где каким-либо жильем не обеспечивался, в связи с чем, его семья осталась проживать в служебном жилье в <адрес>-2, чему ответчик не препятствовал. 20.12.2012 г. брак административного истца с супругой был расторгнут, решением суда района им.Лазо по делу № 2-117/2013 за ФИО8 (бывшей супругой Борисова А.В.) было признано право пользования данным жилым помещением, на администрацию муниципального района возложена обязанность заключить с последней договор социального найма, поскольку к этому времени данное жилое помещение было передано МО РФ в муниципальный жилищный фонд. Таким образом, на момент принятия данного решения, истец в указанном жилом помещении уже не проживал, соответственно, судом право пользования данным жильем по договору социального найма за Борисовым А.В. признано не было. Каких-либо доказательств тому, что Борисов А.В. распорядился данным служебным жильем по своему усмотрению, оставив его бывшей супруге ФИО8, ответчик не представил, отсутствие возражений Борисова А.В. в судебном заседании в ходе рассмотрения судом вышеуказанного иска ФИО8, не доказывает добровольное распоряжение Борисовым А.В. служебным жильем, поскольку таковым спорная квартира на тот момент уже не являлась, а Борисов А.В. в данном жилье зарегистрирован не был. Согласие ФИО8 на проживание семьи в указанной квартире после его убытия к новому месту службы, по которому он не был обеспечен служебным жильем либо жильем по договору социального найма, нельзя расценивать как распоряжение служебной квартирой, поскольку иного жилья ФИО8 для проживания с семьей по линии МО РФ по новому месту службы в установленном законом порядке предоставлено не было, а после передачи служебного жилья в муниципальную собственность и расторжения брака, признания судебным решением права за ФИО8 на приватизацию данной квартиры, ФИО8 уже ни коим образом не мог данное жилье передать ответчику как служебное.

Судом установлено и административным ответчиком не оспаривается, что Борисов А.В., не имеет в собственности либо по договору социального найма иных жилых помещений на территории РФ. Имея выслугу лет и льготные основания увольнения, дающие право на обеспечение жильем по договору социального найма либо на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, жильем не обеспечен, субсидию не получал. О своем желании быть обеспеченным жильем в форме получения жилищной субсидии заявил при увольнении с военной службы, оставаясь зарегистрированным с 29.10.2013 по войсковой части 42838 (л.д.69), был включен в список на предоставление служебных жилых помещений со 2.08.2016 по месту прохождения службы в в/ч 42838, поскольку был признан ответчиком нуждающимся в предоставлении служебного жилья. Вместе с тем, в связи с увольнением с военной службы служебное жилье Борисову А.В. не может быть предоставлено, а иначе как реализовать гарантированное государством право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, о котором Борисов А.В. заявил при увольнении с военной службы, последний не может, поскольку своим решением от 13.05.2019 административный ответчик ему отказал. Указанные обстоятельства установленные судом свидетельствуют о том, что решение ответчика от 13.05.2019 об отказе Борисову А.В. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, нельзя признать законным. Умышленное ухудшение Борисовым А.В. своих жилищных условий с целью обеспечения жильем с учетом вышеприведенных обстоятельств административным ответчиком не доказано, судом не установлено, в связи с чем, решение административного ответчика от 13.05.2019 подлежит отмене как незаконное с возложением на ответчика обязанности повторного рассмотрения вопроса о принятии Борисова А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи 1 человек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил :

Административный иск Борисова Алексея Владимировича к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 13.05.2019 №2370, возложении обязанности рассмотреть вопрос о принятии на указанный учет - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в принятии Борисова Алексея Владимировича на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 13.05.2019 №2370 и возложить на ФГКУ «Востокрегионжилье» обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Борисова А.В. на указанный учет.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12 августа 2019 года.

Судья / подпись /

Копия верна: судья И.Д. Костевская