ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1008/19 от 17.05.2019 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

№ 2а-1008/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2019 г. г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего – судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием представителя административного истца – Суворовой Ю.А. (по доверенности), представителя административного ответчика - администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области Погодиной Н.А. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зайцевой Натальи Константиновны к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №ги52526306-02-65 от (дата обезличена)г. незаконным, и обязать администрацию Кстовского муниципального района (адрес обезличен) выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес обезличен) кадастровый (номер обезличен),

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Свой административный иск мотивирует следующим.

ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1135 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен), КН: (номер обезличен), на основании Договора купли-продажи земельного участка от (дата обезличена), о чем в ЕГРП на недвижимое и сделок с ним (дата обезличена) сделана запись регистрации (номер обезличен).

Вид разрешенного использования указанного земельного участка – под индивидуальное жилищное строительство, категория земель- земли населенных пунктов.

(дата обезличена) административный истец обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального строительства по вышеуказанному адресу, заявление зарегистрировано за входящим номером 09/1546-з от (дата обезличена).

В ответ на поданное административным истцом заявление, административный ответчик направил в адрес заявителя уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № ru52526306-02-65 от (дата обезличена), в соответствии с которым сообщалось, что по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства по вышеуказанному адресу отказано, в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по нижеследующим основаниям.

В соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района (адрес обезличен)», утвержденных решением сельского Совета Работкинского сельсовета от (дата обезличена)(номер обезличен), земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 –зона индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с картой границ территории, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проекта генерального плана муниципального образования «Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района (адрес обезличен)» земельный участок расположен в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности (приложение 1 к уведомлению).

В соответствии с проектом генерального плана Работкинского сельсовета относительно территории поселений, расположенных на прибрежных участках, должны быть предусмотрены мероприятия относительно обеспеченности инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Мероприятия по инженерной защите от затопления паводковыми водами, предусмотрены документами территориального планирования территории Работкинского сельсовета, до настоящего времени не реализованы.

Также земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории:

-зона с особыми условиями использования территории. Прибрежная защитная полоса (условный (номер обезличен).00.2.63) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которого предусмотрено ст. 65 Водного кодекса РФ,

-водоохранная зона (условный (номер обезличен).00.2.62) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которого предусмотрено ст. 65 Водного кодекса РФ,

-единая охранная зона (адрес обезличен), ограничения в использовании которой установлено (адрес обезличен) совета народных депутатов от (дата обезличена)(номер обезличен)-м.

Административный истец считает вынесенный отказ незаконным, нарушающим ст. 209 ГК РФ, - права по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а также создает препятствия к осуществлению заявителем его прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статьи 40 ЗК РФ.

В соответствии с указанными нормами, собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных иных правил, нормативов.

В соответствии с ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ следует, что размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу части 5 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство жилого дома.

Данное обстоятельство подтверждается и административным ответчиком, в отказе последний указывает, что в генеральном плане Работкинского сельсовета относительно указанной территории поселений, должны быть предусмотрены мероприятия относительно обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления и подтопления. Однако, такие мероприятия административным ответчиком не реализованы до настоящего времени.

Таким образом, суть отказа базируется на неисполнении ответственным лицом обязательств по реализации вышеуказанных мер, возложенных на него законодательством РФ, в частности, Водным кодексом РФ, вследствие чего истец не может воспользоваться своим правом.

Согласно ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с п. 3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».

В соответствии с п. 1 данного Постановления зоны затопления определяются в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в сто лет), территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности.

В силу п. 5 данных Правил, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Кроме того, определение границ зон затопления, подтопления оформляется путем проставления отметки об утверждении карты (плана), которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства водных ресурсов.

В связи с чем определение зоны затопления закон связывает с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о её границе. Поскольку в кадастр недвижимости зона подтопления не внесена, то она не является определенной.

При этом сам факт наличия Правил землепользования и застройки и Генеральный план МО «Работкиснкий сельсовета Кстовского района» Нижегородской области не влияет на принятие судом решения по настоящему иску, поскольку утвержденные им зоны не установлены в надлежащем порядке. В данном случае зона подтопления определена только решением сельского совета Работкинского сельсовета, то есть неправомочным органом, поскольку на основании ст. 2 Закона Нижегородской области от 23.12.2014 г. № 197-3 (ред. от 28.12.2016 г.) «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» Правительство Нижегородской области осуществляет следующее: утверждение генеральных планов сельских поселений, утверждение изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Согласно п. 9.3 Строительных норм и правил СниП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя ССР от 16.05.1989 г. № 78, не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более, и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).

Таким образом, запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления, в отношении иных территорий подтопления возможность строительства связана с проведением специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

Как указано выше, обязанность проведения таких мероприятий возложена законом на собственника водного объекта. Кроме того, самим застройщиком, заинтересованным в сохранности своего имущества, возможно проведение мероприятий, связанных с возведением фундамента здания, защищенного от негативного воздействия вод, и высотой цоколя здания выше уровня возможного подтопления.

Таким образом, вынесенное решение является незаконным и подлежит отмене.

В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 46 КАС РФ уточнил свои исковые требования, при этом в уточненном иске просила учесть следующие обстоятельства.

Как указано в ответе на поданное административным истцом заявление, административный ответчик направил в адрес заявителя Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №ги52526306-02-65 от (дата обезличена)г., в соответствии с которым сообщалось, что по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства по вышеуказанному адресу отказано, в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по приведенным выше (в первоначальном административном иске) основаниям.

Заявитель полагает, что указанное уведомление в части отнесения земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) к зоне затопления паводком 1% обеспеченности является незаконным по нижеследующим основаниям.

На территории Работкинского сельсовета Кстовского муниципального района (адрес обезличен) отсутствует утвержденный Генеральный план. В ответа на уведомление о планируемом строительстве административный ответчик ссылается на лишь на проект Генерального плана. Решение об утверждении Генерального плана указанного сельсовета отсутствует. В связи с чем, указанный Генеральный план не является нормативно-правовым актом, порождающим правовые последствия для административного истца, в частности в виде наложения запрета строительства. В связи с чем и не представляется возможным оспорить Генеральный план в части отнесения земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) к зоне затопления паводком 1% обеспеченности, поскольку проект указанного Генерального плана нормативно-правовым актом не является.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от (дата обезличена) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В соответствии с пп. 20 п.1 Устава муниципального образования «Работкинский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», к вопросам местного значения муниципального образования относится утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального образования документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно п.8 ст.24 ГрК РФ, проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

П. 13 ст. 24 ГрК РФ, представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Публичные слушания по указанному вопросу были проведены 15.04.2014г., на которых обсуждался проект Генплана и Правила землепользования и застройки территории муниципального образования Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области.

Результаты публичных слушаний опубликованы на официальном сайте администрации Кстовского района 24.09.2014 г.

В соответствии с информацией, имеющейся на официальном сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, и нормативно-правовым актам, размещенным на нем, после указанной даты - 24.09.2014 г., публичные слушания по вопросу обсуждения Генерального плана Работкинского сельсовета, а равно и решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана, отсутствуют.

Таким образом, ссылка административного ответчика на проект Генерального плана, как на одно из оснований в выдаче уведомления о несоответствии планируемого строительства, является незаконной.

В соответствии с полученным уведомлением о несоответствии, указанный земельный участок также относится к:

-зоне с особыми условиями использования территории. Прибрежная защитная полоса (условный номер 52.00.2.63) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которого предусмотрено ст.65 Водного кодекса РФ.

- водоохранной зоне (условный номер 52.00.2.62) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которого предусмотрено ст. 65 Водного кодекса РФ.

В соответствии со п.1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно п.2 ст. 65 ВК РФ, в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Пункт 15 указанной статьи содержит исчерпывающий список запретов в границах водоохранных зон, а в п. 17 содержится исчерпывающий список запретов в границах прибрежных защитных полос дополнительно к п. 15 ст.65 ВК РФ. строительство ИЖС в данный перечень не входит.

В границах водоохранных зон согласно части 16 статьи 65 ВК РФ допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяй­ственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и ис­тощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспе­чивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливне­вые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные си­стемы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, та­лых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку ис­ходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и си­стемы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрацион­ных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Из содержания данных норм следует, что строительство и эксплуатация индиви­дуального жилого дома в границах водоохраной зоны Чебоксарского водохранилища, а также в зоне прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища допускается при условии наличия сооружений, обеспечивающих их охрану от загрязнения, засоре­ния. заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Таким образом, сам факт наличия земельного участка административного истца в указанных зонах не является основанием для выдачи уведомления о несоответствии о планируемых строительстве.

Признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №ги52526306-02-65 от (дата обезличена)г. незаконным, и обязать администрацию Кстовского муниципального района (адрес обезличен) выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес обезличен) кадастровый (номер обезличен).

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежаще.

Представитель административного истца в судебном заседании на иске настаивал, согласно доводов административного иска с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика - администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, согласно доводов возражений, приобщенных к делу в письменном виде.

Представители заинтересованных лиц - администрации Работкинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Департамента федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ПФО, Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще, представлены отзывы на административный иск, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Суд с учетом мнения сторон находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1,5.6,7 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительством на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: 1) обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;... 4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;

В соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Согласно ч.7 ст.51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии с ч.10 и ч.11 ст.51.1. ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В силу ч.13. и ч.14 ст.51.1. ГрК РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

В случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает или направляет способами, указанными в части 1 настоящей статьи, уведомление об этом в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с указанием изменяемых параметров. Рассмотрение указанного уведомления осуществляется в соответствии с частями 4 - 13 настоящей статьи. Форма указанного уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно п. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (п.З ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Согласно п. 6 ст. 67.1. Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.

(дата обезличена) административный истец обратился в администрацию Кстовского муниципального района с уведомлением о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

(дата обезличена) администрация Кстовского муниципального района уведомила заявителя о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям.

В соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района (адрес обезличен)», утвержденных решением сельского Совета Работкинского сельсовета от (дата обезличена)(номер обезличен), земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) расположен в территориальной зоне Ж-1-зона индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с картой границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проекта генерального плана муниципального образования «Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района (адрес обезличен)» земельный участок с кадастровым номером 52:26:0100014:1803 расположен в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности (приложение 1 к уведомлению № ru 52526306-02-65 от 26.11.2018г.).

Согласно пункта 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

В соответствии с проектом генерального плана Работкинского сельсовета относительно территорий поселения, расположенных на прибрежных участках, должны быть предусмотрены мероприятия относительно обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Мероприятия по инженерной защите от затопления паводковыми водами, предусмотренные документами территориального планирования территории Работкинского сельского совета до настоящего времени не реализованы.

Также земельный участок с кадастровым номером 52:26:0100014:1803 расположен в границах зон с особыми условиями использования территории:

-Зоны с особыми условиями использования территории. Прибрежная защитная полоса (условный (номер обезличен).00.2.63) Чебоксарское водохранилище, ограничение в использовании которой предусмотрено ст.65 Водного кодекса Российской Федерации от (дата обезличена) № 74-ФЗ.

-Водоохранная зона (условный (номер обезличен).00.2.62) Чебоксарского водохранилища, ограничение в использовании которой предусмотрено ст.65 Водного кодекса Российской Федерации от (дата обезличена) № 74-ФЗ.

-Единая охранная зона (адрес обезличен), ограничения в использовании которой установлены решением (адрес обезличен) совета народных депутатов от (дата обезличена)(номер обезличен)-м.

Режим содержания и использования единой охранной зоны (адрес обезличен)...»

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зона затопления отнесена к категории зон с особыми условиями использования территорий.

Нормами Градостроительного кодекса РФ к числу градостроительных документов отнесены Правила землепользования и застройки, включающие карту градостроительного зонирования, генеральный план, содержащий карту административных границ, границ территорий и земель, функциональных зон и ограничений использования территорий (статьи 20, 30).

В силу части 2 статьи 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах затопления, подтопления запрещаются.

Установлено, что Правила землепользования и застройки сельского поселения «Работкинский сельсовет Кстовского муниципального района (адрес обезличен)» не оспорены, недействительными либо недействующими не признаны, имеются зоны с особыми условиями использования территории,

При этом доказательств обратного материалы дела не содержат.

Согласно п. 16 ст. 65 ВК РФ – в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены возможность строительства, реконструкции и ввод в эксплуатацию жилых домов в границах водоохранных зон. При этом суд отмечает, что жилой дом не относится к хозяйственным объектам, на которые указано в п. 16 ст. 65 ВК РФ.

Из материалов дела следует, что мероприятия по инженерной защите от затопления паводковыми водами, предусмотренные документами территориального планирования территории Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района (адрес обезличен), до настоящего времени не реализованы.

Из кадастровой выписки в отношении спорного земельного участка, следует, что согласно кадастровому паспорту от (дата обезличена), данный земельный участок заявителя имеет ограничение прав на использование земельного участка - это прибрежно-защитная полоса Чебоксарского водохранилища и водоохранная зона Чебоксарского водохранилища.

Также из публичной кадастровой карты видно (подтверждается скриншотом распечатки с сайта (адрес обезличен)), что земельный участок заявителя находится в зоне с особыми условиями использования.

Кроме того, в оспариваемом уведомлении о несоответствии также имеется ссылка на решение (адрес обезличен) совета народных депутатов от (дата обезличена)(номер обезличен)-м, согласно которому земельный участок заявителя находится в единой водоохранной зоне с условиями ограниченного использования.

При этом указанное решение в настоящее время действует, никем не оспорено.

В силу вышеизложенного, доводы административного истца в лице его представителя, изложенные как в иске с учетом уточнений, так и в судебном заседании, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку опровергаются материалами дела и не свидетельствую о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Напротив, доводы представителя ответчика суд находит заслуживающими внимания, поскольку они подтверждаются материалами дела, приведены в соответствии с положениями действующего законодательства.

При установленных обстоятельствах и с учетом вышеприведенных правовых норм, оспариваемый заявителем отказ администрации Кстовского муниципального района по заявленному в нем мотиву, является законным и обоснованным.

Доказательств, которые бы давали суду основания для иных выводов, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) о признании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №ги52526306-02-65 от (дата обезличена)г. незаконным, и обязать администрацию Кстовского муниципального района (адрес обезличен) выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес обезличен), кадастровый (номер обезличен), отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кстовский городской суд (адрес обезличен).

Судья Кравченко Е.Ю.